Решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 348/2011

Мотивированное решение составлено 28 июня 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

с участием старшего помощника прокурора г.Кировграда Бондарчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Наумова В.Б. к Администрации городского округа, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Наумова В.Б. к Администрации городского округа, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленного требования следующее: Наумов В.Б. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Истец окончил образовательное учреждение, в настоящее время проживает у друзей, иного жилья не имеет. По результатам проверки установлено, что в соответствии с Постановлением главы Муниципального образования за несовершеннолетним закреплено жилое помещение по адресу: г. Кировград. В соответствии с постановлением главы Муниципального образования жилое помещение было перезакреплено по адресу: г. Кировград. Данное жилое помещение сгорело. На основании Постановления главы администрации городского округа Наумов В.Б. поставлен на учет, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. В соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Наумов В.Б. должен быть обеспечен жильем вне очереди. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления городского округа, распределить жилое помещение Наумову В.Б., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать Администрацию городского округа предоставить переданное им жилое помещение Наумову В.Б. по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Бондарчук О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Истец Наумов В.Б., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился, заявлений об уважительности причин неявки, рассмотрении дела в его отсутствие, суду не представлено. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик – Министерство строительства и архитектуры в судебное заседание не явилось, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва, представленного в адрес суда, усматривается следующее: Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Таким образом, закон указывает, что основанием для данного права является отсутствие предоставленного для постоянного проживания жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо как у члена семьи собственника в соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из представленных доказательств следует, что родители Наумова В.Б. лишены родительских прав. При лишении родительских прав матери за Наумовым В.Б. было закреплено жилое помещение по адресу г. Кировград. Сведений о правовом статусе данного жилого помещения, прав на него Наумовых (несовершеннолетнего и его родителей), материалы дела не содержат. При лишении родительских прав отца за Наумовым В.Б. было закреплено жилое помещение по адресу г. Кировград. Из представленной истцом справки ГУ МЧС России по Свердловской области следует, что в результате пожара указанное жилое помещение было «значительно повреждено», однако из указанных обстоятельств не следует, что данное жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания и не следует, что данное жилое помещение утрачено. В соответствии с ч, 4 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Таким образом, если Наумов В.Б. обладает правом собственности или пользования каким-либо жилым помещением как наниматель жилого помещения по договору социального найма либо как член семья собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, то он имеет предоставленное для постоянного проживания жилое помещение, а значит, у Наумова В.Б. отсутствует право на обеспечение жилым помещением вне очереди органами исполнительной власти за счет средств бюджета Свердловской области в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ. Если жилое помещение по адресу г. Кировград признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, то Наумов В.Б. имеет право на обеспечение жилым помещением из муниципального жилищного фонда в соответствии с ч. 2 ст. 49; п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации как гражданин, жилые помещения которого признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В удовлетворении исковых требований прокурору города Кировграда просит отказать.

Представитель ответчика Администрации городского округа, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Из направленного суду отзыва усматривается, что Администрация городского округа с заявленными исковыми требованиями согласна, считает их законными и обоснованными. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 данного закона определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84--ПП утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. В соответствии с порядком получателем средств областного бюджета является «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Пунктом 6 порядка предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещения для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры и заключает государственные контракты. Распределение приобретенного жилья осуществляется на основании приказов Министерства. Учитывая изложенное, после исполнения Министерством строительства и архитектуры обязанности по приобретению, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения для истца, Администрация городского округа исполнит свою обязанность по предоставлению Наумову В.Б. жилого помещения и заключению с ним договора социального найма.

Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Из отзыва, представленного суду, установлено следующее: В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12. 1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения; после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правом на обеспечение вне очереди жилой площадью в соответствии с вышеуказанным законом, обладают только лица, не имеющие закрепленного жилого помещения. Из приложенных к исковому заявлению документов следует, что Наумов В.Б. имеет закрепленное жилое помещение, поэтому исковые требования удовлетворены быть не могут.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 5 7 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Социальный статус Наумова В.Б. – ребенка, оставшегося без попечения родителей, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

В соответствии с постановлением Главы администрации городского округа Наумов В. Б. принят на учет, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения и относящийся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья.

Какое-либо жилое помещение, закрепленное за Наумовым В.Б., отсутствует. В соответствии с постановлением Главы Муниципального образования за Наумовым В.Б. первоначально закреплено жилое помещение по адресу: г. Кировград. В последующем, Наумова Л.С. стала проживать в квартире г. Кировграда, где и была зарегистрирована. Принимая во внимание, что Наумова Л.С. была вселена в квартиру г. Кировграда, у нее возникло право на данное жилое помещение. Данное жилое помещение было обменено на жилое помещение – квартиру в г. Кировграде. В соответствии с постановлением Главы Муниципального образования жилое помещение по адресу: г. Кировград, было закреплено за Наумовым В.Б.. Как установлено в судебном заседании, право на занятие жилого помещения по адресу: г. Кировград на основании ордера было предоставлено К.В.М.. В настоящее время квартира в порядке приватизации является частной собственностью. Квартира г. Кировграда на протяжении длительного времени была заброшена, на право ее занятия выдан ордер М.И.П.. Произошел пожар. Как следует из справки администрации, полностью сгорела крыша дома, его окна, двери, полы, частично стены дома, сломаны печи. Дом восстановлению не подлежит, отрезан от водо и тепло-снабжения. Проанализировав данные доказательства. Суд считает, что закрепленное за несовершеннолетним жилое помещение утрачено.

При указанных обстоятельствах, Наумов В.Б. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6 Порядка).

В силу п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

В силу п. 9 Порядка Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Как указано в п.12 Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Наумова В.Б. жилого помещения в городе не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На Администрацию городского округа следует возложить обязанность заключить с Наумовым В.Б. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кировграда, предъявленные в защиту прав Наумова В.Б., удовлетворить.

На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе не ниже установленных социальных норм для Наумова В.Б. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа.

На Администрацию городского округа возложить обязанность заключить с Наумовым В.Б. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья: