Дело № 2-398/11 Мотивированное решение составлено 12 июля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июля 2011 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т. Л., при секретаре Филипповой Е.Х., с участием прокурора Бондарчук О. В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Останиной С.А. к Администрации городского округа о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ Прокурор г. Кировграда в интересах Останиной С.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании прокурор Бондарчук О. В. исковые требования поддержала, в их обоснование суду показала: прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья. По результатам проверки установлено, что в соответствии с договором социального найма Останина С. А. является нанимателем жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу: п. Половинный. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены несовершеннолетние дети. На основании акта и заключения межведомственной комиссии вышеуказанный жилой дом признан не пригодным для проживания, подлежащим сносу. Общий процент физического износа дома составляет 67%. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту, реконструкции не подлежат. Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу либо не пригоден для проживания, проживающие в нем граждане выселяются из занимаемых жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, при этом предоставляемые жилые помещения должны отвечать требованиям, изложенным в ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. До настоящего времени Останиной С. А. не предоставлено соответствующее жилое помещение. Просит обязать ответчика предоставить Останиной С. А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Истец Останина С. А. доводы прокурора в полном объеме поддержала. Представитель Администрации городского округа Копелева З. М., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась. Суду показала, что порядок предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма урегулирован ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу вышеуказанной нормы закона жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в установленном законом порядке. Останина С. А. таковым лицом не является. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним несовершеннолетние дети Останиной С. А. являются собственниками (в равных долях) жилого помещения в п. Половинный. Данная квартира представляет собой благоустроенное жилое помещение, состоящее из 3 комнат, в ней проживает истец вместе с детьми. Наличие данного жилого помещения исключает признание истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований просила отказать Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему: На основании ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии со ст. 2 ч. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указано в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 376-О-П « По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции. Как указано в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Судом установлено: В соответствии с постановлением Главы Администрации п. Половинный муниципального образования г. Верхний Тагил от 09.08.2005 г. принято решение о заключении договора социального найма с Останиной С.А.. Между МО г. Верхний Тагил и Останиной С. А. заключен договор социального найма на занятие жилого помещения по адресу: п. Половинный. Совместно с нанимателем в качестве членов ее семьи вселились несовершеннолетние дети. В соответствии с актом обследования межведомственной комиссии принято решение о сносе вышеуказанного жилого помещения, общий процент физического износа составил 67%. В соответствии с заключением межведомственной комиссии принято решение о сносе данного дома. Оснований для предоставления Останиной С. А жилого помещения по договору социального найма суд не находит. Останина С. А. состояла в браке. В период брака на основании договора купли-продажи ими приобретена квартира в п. Половинный. После расторжения брака вышеуказанное жилое помещение по договору дарения от перешло в собственность несовершеннолетних детей, которые по настоящее время продолжают являться сособственниками данного жилого помещения. В этой квартире Останина С. А. фактически проживает вместе со своими детьми. Жилое помещение по адресу: п. Половинный представляет собой благоустроенное жилое помещение, состоящее из 3 комнат. Органом местного самоуправления на территории городского округа в соответствии с Постановлением № 378 от 08.08.2005 г. установлена учетная норма площади жилого помещения - 10 м.кв. Поэтому на одного члена семьи истца приходится более установленной учетной нормы. Наличие в собственности несовершеннолетних детей истца жилого помещения, исключает признание Останиной С. А. нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. Признание непригодным жилого помещения в п. Половинный само по себе не порождает обязанности ответчика по представлению ей жилого помещения во внеочередном порядке. Руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кировграда в интересах Останиной С.А. к Администрации городского округа о предоставлении жилого помещения, отказать. На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения. Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий судья: