Дело № 2-505/11 Мотивированное решение составлено 03 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июля 2011 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Филипповой Е.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Белькова А.Г. к Администрации городского округа, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Белькова А.Г. к Администрации городского округа, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленного требования следующее: Бельков А.Г. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Он имеет право на внеочередное получение жилья на территории городского округа, поскольку закончил обучение в образовательном учреждении и не имеет закрепленного жилья. В соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Бельков А.Г. должен быть обеспечен жильем вне очереди. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления городского округа, распределить жилое помещение Белькову А.Г., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать Администрацию городского округа предоставить переданное им жилое помещение Белькову А.Г. по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Степанова К.М. заявленные требования поддержала в полном объеме. Уточнила, что ранее закрепленное жилое помещение по адресу: г. Кировград фактически отсутствует. На месте данного дома остался только фундамент, все лица, которые ранее проживали в этом доме переселены в другие жилые помещения. В судебном заседании истец Бельков А.Г. требования прокурора поддержал. Представитель ответчика Администрации городского округа, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Из направленного суду отзыва усматривается, что Администрация городского округа с заявленными исковыми требованиями согласна, считает их законными и обоснованными. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 данного закона определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. В соответствии с порядком получателем средств областного бюджета является «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Пунктом 6 порядка предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещения для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью. Министерство строительства и архитектуры и заключает государственные контракты. Распределение приобретенного жилья осуществляется на основании приказов Министерства. После исполнения Министерством строительства и архитектуры обязанности по приобретению, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения для Белькова А.Г., Администрация городского округа исполнит свою обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению с ним договора социального найма. Ответчик – Министерство строительства и архитектуры в судебное заседание не явилось, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва, представленного в адрес суда, усматривается следующее: Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз. 2 п. 1 с. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Как следует из представленного истцом письма отдела опеки и попечительства администрации МО г. Кировград за Бельковым А. Г. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Кировград. Данное жилое помещение непригодно для проживания. Однако истцом не представлено каких-либо актов признания данного жилого помещения непригодным для проживания либо признания дома аварийным. Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения представляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными и ремонту или реконструкции не подлежат. Обязанность предоставления жилых помещений по данному основанию возложена на органы местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований прокурору города Кировграда просит отказать. Заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему: В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Согласно положений пункта 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях, приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27) (ст. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации). Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Социальный статус Белькова А.Г. – ребенка-сироты, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Согласно постановлению Главы администрации городского округа Бельков А.Г. был включен в список внеочередного предоставления жилья. Родители Белькова А.Г. умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти. Какое-либо жилое помещение, закрепленное за Бельковым А.Г., отсутствует. Ранее закрепленное за Бельковым А.Г. помещение по адресу: г. Кировград фактически утрачено, на его месте остался только фундамент. Все жители микрорайона, на территории которого находилось жилое помещение, переселены в другие районы города. Само по себе отсутствие акта о признании данного дома непригодным для проживания, аварийным, не должно нарушать прав гражданина на предоставление ему жилого помещения. Проанализировав данные доказательства, суд считает, что Бельков А.Г. не имеет закрепленного жилого помещения. В настоящее время Бельков А.Г. окончил обучение. При указанных обстоятельствах, Бельков А.Г. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП « Об утверждении порядка обеспечения 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4) Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6 Порядка) В силу п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В силу п. 9 Порядка Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Как указано в п. 12 Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором он и проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилому фонду. При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Белькова А.Г. жилого помещения в городе Кировграде не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры. На Администрацию городского округа следует возложить обязанность заключить с Бельковым А.Г. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Кировграда, предъявленные в защиту прав Белькова А.Г., удовлетворить. На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кировграде Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Белькова А.Г., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа. На Администрацию городского округа Свердловской области возложить обязанность заключить с Бельковым А.Г. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения. Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Судья Т.Л. Редозубова