Решение по иску о понуждении к совершению действий по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности



Дело № 2-370/11

Мотивированное решение составлено 20 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

с участием прокурора Степановой К. М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхний Тагил, Территориальному органу поселка Половинный администрации городского округа Верхний Тагил о понуждении к совершению действий,

Исследовав доказательства, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировградский городской суд с иском к Администрации городского округа Верхний Тагил о понуждении к совершению действий.

В обоснование исковых требований прокурор указал: отделением надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в территориальных управлениях Администрации городского округа Верхний Тагил. По результатам проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил пожарной безопасности. Просил обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил устранить выявленныенарушения.

Также просил обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил выделить бюджетные средства в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в п. Половинный и п. Белоречка.

Определением Кировградского городского суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Территориальный орган поселка Половинный администрации городского округи Верхний Тагил

В судебном заседании прокурор Степанова К.М. отказалась от исковых требований в части возложения обязанностей по обеспечению в п. Белоречка исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную часть и об установке на территории п. Белоречка, средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в связи с тем, что данные требования исполнены. Кроме того, прокурор Степанова К.М. уточнила исковые требования, изложенные в п. 1 и в п. 2 абз. 2 просительной части искового заявления (обеспечить в местах примыкания лесных массивов к границам сельских застроек расстояния от границ застроек до лесных массивов не менее 50 метров). Просила обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил, Территориальный орган поселка Половинный администрации городского округи Верхний Тагил в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

С учетом уточненных исковых требований, прокурор просила обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил в поселке Белоречка:

- установить подъезды к естественным и искусственным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- обеспечить населенный пункт наружным противопожарным водоснабжением из емкостей (водоемов, резервуаров);

- в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Одновременно просила Территориальный орган поселка Половинный администрации городского округи Верхний Тагил

- установить подъезды к естественным и искусственным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Коме того, просила обязать Администрацию Верхнетагильского городского округа, действующей от имени округа, выделить бюджетные средства в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в п. Половинный, Белоречка.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Верхний Тагил Копелева З.М., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично. Не возражала против требований в части разработки и выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. В отношении строительства площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров Администрация полагала, что требования неправомерны в связи с отсутствием водоема на территории п. Белоречка. Во исполнение полномочий органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация городского округа Верхний Тагил восстановила водопровод по улицам, поэтому жители поселка Белоречка в настоящее время обеспечены водой в полном объеме.

Представитель территориального органа поселка Половинный Администрации городского округа Верхний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем, судом на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика территориального органа поселка Половинный Администрации городского округа Верхний Тагил. Из представленного отзыва следует, что исковые требования в части строительства пирсов ответчик не признает. Заправка пожарных машин производится через кран – «гусак», вода поступает через систему труб, пожарная машина может заправляться без проблем. Полагает, что данное требование излишне при отсутствии денег в бюджете, тем более, что в зимнее время пруд замерзает. Одновременно администрацией городского округа Верхний Тагил выполнен проект строительства площадки для забора воды для целей пожаротушения. Финансирование строительства пирса в поселке Половинный отсутствует, в смете на 2011 год не заложено.

Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании Н.С.И. показала следующее: на территории поселка в пределах городской черты нет естественных водоемов. Пруд-осветлитель расположен в категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания и телевидения и пр. Восстановлен водопровод по улицам, жители поселка Белоречка водой обеспечены, пожарных гидрантов не имеется.

Свидетель Лизогуб К. А. подтвердила факт выявленных нарушений пожарной безопасности в п. Белоречка и Половинный Указала, что во время проверки им не были представлены сведения об отсутствии водоисточников на территории п. Белоречка. В случае предоставления соответствующих сведений, пункт предписания, обязывающий строительство пирсов, был бы исключен. Наличие наружного противопожарного водоснабжения из емкостей (водоемов, резервуаров), при отсутствии естественных и искусственных водоисточников, является обязательным.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:

Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации-ППБ-01-03 (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313).

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 63 данного закона в обязанности ответчика среди прочих первичных мер пожарной безопасности входит разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территориального управления и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, является вопросом местного значения поселения (п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

На основании ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно 112 Правил пожарной безопасности 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Суд считает, что требования прокурора о наложении обязанности на ответчиков по разработке и выполнению в местах примыкания лесных массивов к границам застройки мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения подлежат удовлетворению.

По мнению суда, обоснованно требование прокурора об установлении в п. Половинный подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам. Довод представителя ответчика о том, что устройство пирса нецелесообразно, так как в поселке имеется устройство для заправки пожарных машин суд отклоняет, так как в силу прямого указания закона пирс должен быть оборудован.

В соответствии с п. 94 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации-ППБ-01-03 (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313) при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

К средствам противопожарного водоснабжения относятся естественные водоемы, оборудованные подъездам и пирсами (площадками) для установки забора воды пожарными автоцистернами, автонасосами и пожарными мотопомпами. Средства противопожарного водоснабжения должны иметь высокий уровень качества функционирования и должны быть в постоянной готовности.

В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам эксплуатации, проверки и испытания источников противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения для государственной противопожарной службы МЧС России по субъектам Российской Федерации Приволжско-Уральского региона площадка подъезда (пирса) должна быть расположена не выше 5 м от уровня горизонта низких вод (ГНВ) и выше горизонта высоких (ГНВ) не более чем на 0, 7 м и оборудована отводными лотками для всасывающих рукавов. Глубина воды с учетом промерзания в зимнее время должна быть не менее 1 м, в противном случае в месте забора устраивают котлован (приямок). Ширина настила площадки должна быть не менее 4, 505 м с уклоном в сторону берега и иметь прочное боковое ограждение высотой 0, 7-0, 8 м. На расстоянии 1, 5 м от продольного края площадки укладывается и укрепляется упорный брус сечением не менее 25х25 см. Для забора воды из открытых водоемов зимой следует устраивать прорубь размером не менее 0, 6 х 0, 6 м. Толщина вновь образованного льда в проруби не должна превышать 10 см.

Требование прокурора об устройстве на территории поселка Белоречка подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года удовлетворению не подлежит. Согласно п. 3.4. « СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. № 178) (в ред. от 09.12.2010 г.) Водоисточник: место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения. На основании п. 3.8. под водоснабжением понимается подача воды от водоисточников к местам потребления для обеспечения нужд населения и предприятий. Доказательств наличия в поселке водоисточников не имеется. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе и справкой Администрации о том, что на территории поселка Белоречка в пределах городской черты нет естественных водоемов.

Суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на Администрацию Верхнетагильского городского округа обязанности по обеспечению населенного пункта наружным противопожарным водоснабжением из емкостей (водоемов, резервуаров) подлежит удовлетворению.

В статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регламентировано противопожарное водоснабжение поселений и городских округов. В части первой установлено, что на территориях поселений т городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 62 Закона, в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться искусственные и естественные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы Часть вторая вышеуказанной нормы закона называет два вида источников наружного противопожарного водоснабжения: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.

Материалы дела не содержат сведений о наличии в пос. Белоречка наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии с Уставом округа, требованиями бюджетного регулирования, на Администрацию городского округа Верхний Тагил следует возложить обязанность по выделению бюджетных средств в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в п. Половинный и п. Белоречка.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, статус ответчиков, правовой механизм их финансирования, с учетом степени разумности и справедливости суд обязывает совершить указанные действия в течение 1 года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда в поселке Белоречка:

1. В местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удаление сухой растительности, устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений и др.);

2. Обеспечить поселок Белоречка наружным противопожарным водоснабжением из емкостей (водоемов, резервуаров);

Обязать Территориальный орган поселка Половинный Администрации городского округа Верхний Тагил в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда в поселке Половинный:

1. Установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам;

2. В местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удаление сухой растительности, устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений и др.).

Обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил, действующей от имени муниципального образования в порядке ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложить обязанность по выделению бюджетных средств в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в п. Половинный и п. Белоречка.

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья: