Решение по иску о признании приказа незаконным, перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда



Дело №2-524/2011

Мотивированное решение составлено 01 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинова В.И., Борисова Ф.П., Ждановских И.В., Полякова А.А. к МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» о признании приказа незаконным, перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Блинов В. И., Борисов Ф. П., Ждановских И. В., Поляков А. А. обратились в Кировградский городской суд с иском к МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» о признании приказа незаконным, перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Блинов В. И. исковые требования поддержал, в их обоснование показал: работает водителем отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил». Ответчиком незаконно снята доплата за работу в ночное время в размере 100%. При этом фонд оплаты труда не изменился, и госзаказ остался прежним.

Не согласен с приказом об отмене доплат за классность. К ним на работу на спец. автомобиль принимались только водители 1 и 2 класса, как оговаривалось в трудовых договорах. В дополнительном соглашении о классности ничего не говорится, указано лишь о том, что все остальные условия договора сохраняют силу в прежней редакции. Надбавку за классность получал водитель А.Н.И., работающий в хозяйственной службе, который также предупреждался об изменении условий труда. Квалификация водителя не имеет никакого отношения к классу автомобиля. Просит признать незаконным приказ об отмене доплаты за классность, произвести перерасчет заработной платы с учетом доплаты за классность. Одновременно просил произвести перерасчет заработной платы (с учетом ночных) за период *** года, *** года. Полагает, что в связи с нарушением его трудовых прав ответчик должен выплатить компенсацию морального вреда. Просил восстановить трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку изначально не был согласен с действиями администрации, обращался в прокуратуру, Министерство здравоохранения. Вопрос о перерасчете заработной платы (с учетом ночных) находится на рассмотрении Думы городского округа, но до настоящего времени не разрешен.

В судебном заседании истцы Борисов Ф. П., Ждановских И. В. поддержали доводы Блинова В. И. в полном объеме. Просили восстановить срок за обращением в суд в связи с тем, что он пропущен по уважительной причине.

Истец Поляков А. А. о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Гончук О. В., действующая на основании Устава, с исковыми требованиями не согласилась, суду показала:

Приказом у водителей скорой медицинской помощи и АХЧ снята доплата за классность в соответствии с квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 г. № 58/3-102 и приказом главы Администрации Городского округа Верхний Тагил об оптимизации расходов местного бюджета на обеспечение деятельности МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил». В соответствии с вышеуказанным справочником к работам, выполняемым водителем 3 класса относится управление автомобилями, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «с». К работам же, выполняемым водителем автомобиля 2 класса, относится управление автомобилями всех типов, отнесенными к категориям транспортных средств « В», «С» и «Е»; а к работам, выполняемым водителем автомобиля 1 класса, относится управление автомобилями всех типов, отнесенными к категории транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е». Поскольку в автомобильном парке скорой медицинской помощи ответчика присутствуют исключительно транспортные средства категории «В», постольку работники ответчика в соответствии с квалификационным справочником могут выполнять исключительно работы, по своим характеристикам относящиеся к работам водителя автомобиля 3 класса. Следовательно, ответчиком с водителей 3 класса была правомерно снята доплата, причитающаяся водителям 1 и 2 класса. Об изменении существенных условий труда истцы надлежащим образом были извещены, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части нет.

В больнице введена новая система оплаты труда. Положение по новой системе оплаты утверждено Думой Городского округа. Данное положение разработано в соответствии с приказом Министерства РФ № 337 от 15.10.2009 г. «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения». В соответствии с приложением п. 6 водители скорой медицинской помощи отнесены к высококвалифицированным рабочим, оплата труда которых может производиться по 9-10 разряду ЕТС. При определении оплаты водителям скорой медицинской помощи ночных часов в размере 50 процентов основывались на методике расчета оплаты за ночное время, где обращено внимание на то, что доплата за ночное время в размере 100 процентов производится только медицинскому персоналу (врачи и средний медицинский персонал) После обращения водителей в Министерство здравоохранения даны разъяснения, что может быть установлен стопроцентный размер оплаты ночных часов. В соответствии с этим в *** года оплата ночных часов водителям производится в размере 100 процентов. В настоящее время на рассмотрении в Городской Думе Верхнетагильского городского округа находится вопрос о перерасчете за спорный период водителям скорой медицинской помощи заработной платы (с учетом ночных). Предварительно данный вопрос решен положительно. После вынесения соответствующего решения, истцам будет произведен перерасчет заработной платы.

Действия ответчика в указанной части являются правомерными.

Поскольку больница не нарушила трудовых прав истцов, в удовлетворении требований о компенсации морального вреда просила отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

На основании ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об оплате за время вынужденного прогула.

Как указано в ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ч. 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено:

На основании трудовых договоров истцы приняты на работу в качестве водителей скорой медицинской помощи в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница г. Верхний Тагил».

В соответствии с Распоряжением Главы Администрации Городского округа Верхний Тагил в целях сокращения расходов на содержание и обеспечение деятельности МУЗ « Городская больница город Верхний Тагил» и проведения оптимизации численности работающих, ответчику приказано принять меря по сокращению расходов на содержание и обеспечение деятельности здравоохранения в городском округе Верхний Тагил.

Во исполнение данного распоряжения ответчиком издан приказ, на основании которого водители скорой помощи, административно-хозяйственного отделения отнесены к 3 классу, на основании квалификационных характеристик водителей автомобиля. Данным лицам отменена доплата за классность.

С данным приказом истцы были ознакомлены, что подтверждается их собственноручной подписью в тексте приказа.

В силу вышеуказанных норм закона суд не находит оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным приказа о перерасчете заработной платы.

Как установлено в судебном заседании, истцы узнали об изменении условий труда при ознакомлении с приказом *** года, фактически была прекращена выплата за классность, о чем истцы знали, получая заработную плату и ведомости по ней (расшифровки). В суд за защитой нарушенного права обратились только лишь в *** года. По мнению суда, уважительных причин пропуска срока за обращением в суд, не имеется.

В тоже время, суд считает, что исковые требования о перерасчете заработной платы за период с *** года по *** года подлежат удовлетворению. Суд считает, что причины пропуска срока за обращением в суд уважительные.

На основании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.09.2010 г. № 1288-ПП « О введении новой системы оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения Свердловской области» доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов. Работникам учреждений здравоохранения доплаты за работу в ночное время производится в размере 50 процентов часовой ставки (должностного оклада). Врачам и среднему медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу (в том числе водителям автомобилей скорой медицинской помощи) и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 процентов часов ставки (должностного оклада) (п. 34).

Согласно приказу Министерства здравоохранения от 1.11.2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» водители включены в состав бригады скорой медицинской помощи, оказывающей медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи.

Вышеуказанные требования закона не были учтены ответчиком при вынесении решения о системе оплаты труда.

При этом суд учитывает, что в настоящее время на рассмотрении Думы городского округа Верхний Тагил находится вопрос о внесении изменений в Положение об оплате труда ответчика. Кроме того, с *** года истцам выплачиваются ночные часы в размере 100%. Данные обстоятельства подтверждены представителем ответчика в судебном заседании.

Принимая во внимание характер спорного правоотношения, неоднократные обращения истцов к ответчику, в Министерство здравоохранения Свердловской области по вопросу оплаты ночных смен, учитывая, что до настоящего времени данный вопрос разрешается на уровне органов местного самоуправления, суд считает причины пропуска срока за обращением в суд уважительными.

На основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. На основании постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематерильные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). В силу ст. 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По мнению суда, гарантированное истцам право на труд, было нарушено. С учетом требований разумности и справедливости, суд определяет сумму компенсации морального вреда в сумме *** руб. в пользу каждого из истцов.

Руководствуясь ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Блинова В.И., Борисова Ф.П., Ждановских И.В. к МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» о перерасчете заработной платы (с учетом оплаты ночных смен в размере 100 процентов) за *** года, *** года удовлетворить.

Взыскать в пользу Блинова В.И. с МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» в счет компенсации морального вреда *** руб.

Взыскать в пользу Борисова Ф.П. с МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» в счет компенсации морального вреда *** руб.

Взыскать в пользу Ждановских И.В. с МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» в счет компенсации морального вреда *** руб.

Взыскать в пользу Полякова А.А. с МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил» в счет компенсации морального вреда *** руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Блинова В.И., Борисова Ф.П., Ждановских И.В., Полякова А.А. к МУЗ «Городская больница г. Верхний Тагил», отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу.

Председательствующий, судья: Т.Л. Редозубова