Дело № 2-637/2011 Решение изготовлено в окончательной форме 17 октября 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 октября 2011 года г.Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Альшевской Е.В., при секретаре Фазуловой А.З., с участием: помощника прокурора г. Кировграда Степановой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Кондрашенко А.А. к Администрации КГО, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Кондрашенко А.А. к Администрации КГО, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора г. Кировграда Степанова К.М. заявленное требование поддержала, указав в его обоснование следующее: прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Кондрашенко А.А. относится к числу детей оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Кировградского городского округа № 644 от 14 июня 2011 года принята на учет как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилья. Ранее за Кондрашенко А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Кировград. Однако на момент закрепления данное жилое помещение не было пригодно для проживания в связи с пожаром. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органами местного самоуправления КГО, распределить жилое помещение Кондрашенко А.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Обязать Администрацию КГО предоставить переданное им жилье Кондрашенко А.А. по договору социального найма. Истец Кондрашенко А.А. в судебном заседании требования, заявленные прокурором г. Кировграда, поддержала. Дополнительно указала, что в настоящее время она не работает и не учится, осуществляет уход за ребенком. Своего жилья не имеет, вынуждена снимать жилое помещение. Дом, где ранее она проживала с мамой, сгорел в *** году. После пожара ее поместили в приют, где она прожила несколько месяцев. После лишения матери родительских прав она ( истец) проживала с попечителем. Мать так и не восстановила дом, а в *** году он повторно горел. Ответчик - Администрация КГО, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Из направленного суду отзыва усматривается, что Администрация КГО заявленное прокурором г. Кировграда в интересах Кондрашенко А.А. требование считает обоснованным. Ответчик – Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, направил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные требования не признает, поскольку за Кондрашенко А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Кировград, что следует из постановления Главы Кировградского городского округа № 715 от 31 августа 2006 года. Федеральный закон « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз. 2 п.1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Утрата жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение, права, предусмотренного в абз. 2 п.1 ст. 8 Федеральный закон « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит исковые требования прокурора оставить без удовлетворения. Заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Социальный статус Кондрашенко А.А. – ребенка, оставшегося без попечения родителей, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Постановлением Главы Администрации КГО № 644 от 14 июня 2011 года Кондрашенко А.А. принята на учет, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения и относящаяся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилья. Кондрашенко А.А. включена в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию КГО. Судом установлено, что действительно ранее в соответствии с Постановлением Главы Администрации КГО № 715 от 31 августа 2006 года за Кондрашенко А.А. закреплялось право на жилое помещение по адресу: г. Кировград. Из материалов дела следует, что указанный жилой дом значительно поврежден пожаром, имевшим место *** года. Вместе с тем также установлено, что *** года дом поврежден пожаром вторично. На момент закрепления жилого помещения указанный жилой дом уже был поврежден пожаром, что подтверждается документами из гражданского дела по иску прокурора г. Кировграда к К.Т.В. о лишении родительских прав, в частности актами обследования жилищно-бытовых условий от *** года. На момент закрепления жилого помещения поврежденного пожаром в доме отсутствовал газ, отопление, электроэнергия. При таких обстоятельствах, основания для закрепления указанного жилого помещения за Кондрашенко А.А. отсутствовали, что фактически признается Администрацией КГО. Постановлением Главы Администрации КГО № 644 от 14 июня 2011 года признано утратившим силу Постановлением Главы муниципального образования город Кировград № 486 от 16 июня 2006 года о закреплении жилой площади за несовершеннолетней Кондрашенко А.А.. При указанных обстоятельствах, Кондрашенко А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилых помещений. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4) Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6 Порядка). В силу п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В силу п. 9 Порядка Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Как указано в п. 12 Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Кондрашенко А.А. жилого помещения в городе Кировграде не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность КГО должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На Администрацию КГО следует возложить обязанность заключить с Кондрашенко А.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Кондрашенко А.А. к Администрации КГО, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кировграде Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления КГО; распределить приобретенное жилое помещение Кондрашенко А.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность КГО. На Администрацию КГО Свердловской области возложить обязанность по предоставлению переданного жилого помещения Кондрашенко А.А. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке. Судья: Е.В. Альшевская