решение по иску о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с законом `О ветеранах`



Дело № 2-657/2011

Решение изготовлено

в окончательной форме

25 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Альшевской Е.В.,

при секретаре Масловой Ю.В.,

c участием: помощника прокурора г. Кировграда Степановой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Овчинниковой П.Ф. к Администрации городского округа о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в интересах Овчинниковой П.Ф. с иском к Администрации городского округа о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах», указав в обоснование заявленных требований следующее:

Прокуратурой города Кировграда проведена проверка исполнения жилищного законодательства при реализации мер социальной поддержки ветеранам. По результатам проверки установлено, что Овчинникова П.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на установленные меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона « О ветеранах». Согласно ст. 21 указанного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Супруге ( супругу) погибшего ( умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получении пенсии или заработной платы.

На основания Постановления Главы администрации городского округа Овчинниковой П.Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В качестве основания отказа указано то, что Овчинникова П.Ф. намеренно ухудшила жилищные условия. Данный отказ является незаконным. В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором купли-продажи Овчинникова П.Ф. продала дом, расположенный по адресу: г. Верхний Тагил. Жилая площадь дома составляла 23,2 кв.м. По состоянию на 1998 год дом уже имел 43% износа, затраты на содержание и поддержание дома в надлежащем состоянии требовали у Овчинниковой П.Ф. затрат и здоровья. В силу преклонного возраста, состояния здоровья Овчинникова П.Ф. вынуждена была продать дом. Таким образом, Овчинникова П.Ф. распорядилась своим имуществом, не имея умысла на ухудшение жилищных условий. После продажи дома была зарегистрирована внуком по адресу: г. Верхний Тагил. Фактически же в настоящее время Овчинникова П.Ф. проживает в другом месте. Также установлено, что в соответствии с требованиями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Овчинникова П.Ф. является нуждающейся в улучшении жилищных условий: будучи зарегистрированной в квартире внука она членом семьи собственника по смыслу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не является. Просит признать незаконным отказ в принятии Овчинниковой П.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Признать Овчинникову П.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».

В судебном заседании помощник прокурора г. Кировграда Степанова К.М. заявленные требования поддержала.

Истец Овчинникова П.Ф. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала. Пояснила, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны – Б.Б.В.. Ее супруг умер. После его смерти в порядке наследования стала собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Верхний Тагил. Указанный дом является деревянным, в нем имеется газовое отопление, вода и канализация - отсутствуют. После смерти мужа ей было тяжело поддерживать дом в надлежащем состоянии. Продала указанный дом. В настоящее время зарегистрирована в квартире внука, членом семьи которого не является, при этом фактически проживает у знакомого по адресу: г. Верхний Тагил.

Представитель ответчика Копелева З.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Указала, что действующими нормативно-правовыми актами предусмотрено, что жильем за счет средств федерального бюджета могут быть обеспечены только нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Истец Овчинникова П.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в настоящее время в собственности жилья действительно не имеет, однако осуществила продажу дома, расположенного по адресу: г. Верхний Тагил, то есть намеренно ухудшила свои жилищные условия. Принимая во внимание указанное, Овчинниковой П.Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

3 лицо на стороне ответчика Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в суд своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем, судом на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, допросив свидетеля Д.И.П., исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования по следующим основаниям:

Федеральный закон « О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Меры социальной поддержки членов семей погибших ( умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены ст. 21 указанного Федерального закона. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также-погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца ( имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

-обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, независимо от их имущественного положения. Супруге ( супругу) погибшего ( умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

В силу ст. 23.2 Федерального закона « О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден «Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

В судебном заседании установлено:

Истец Овчинникова П.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны Б.Б.В. и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона « О ветеранах». Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилое помещение вдовам участникам Великой Отечественной войны предоставляется независимо от их имущественного положения.

В случае признания Овчинниковой П.Ф. по основаниям, указанным в ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, она будет иметь право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является собственником жилого помещения. Не является истец и членом семьи нанимателя жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения. В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Другие лица могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Овчинникова П.Ф. зарегистрирована по адресу: Свердловская область, город Верхний Тагил. Собственником указанной квартиры является Б.К.В., членом семьи которого Овчинникова П.Ф. не является. Таким образом, судом установлено, что истец относится к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Указанное обстоятельство не опровергается самим ответчиком.

Овчинникова П.Ф. в установленном законом порядке обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из материалов дела следует, что Овчинникова П.Ф. не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине отчуждения жилого дома.

Установлено, что Овчинникова П.Ф. действительно ранее имела в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, город Верхний Тагил. Указанное имущество продано Овчинниковой П.Ф. *** года.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В судебном заседании установлено, что жилая площадь домовладения составляет 23,2 кв.м. Домовладение является деревянным, построено в 1956 году, имеет высокий процент износа, не имеет водопровода и канализации. В судебном заседании Овчинникова П.Ф. указала, что распорядилась данным имуществом, не имея какого-либо умысла по ухудшению своих жилищных условий, по состоянию здоровья не могла поддерживать в надлежащем состоянии деревянное домовладение, что также подтвердила в судебном заседании свидетель Д.И.П.. Оценив доводы истца и представленные доказательства, суд считает, что Овчинникова в *** году распорядилась своим имуществом, не имея намерения ухудшить свои жилищные условия. Доказательств тому, что Овчинникова П.Ф. распорядилась указанным имуществом с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Овчинниковой П.Ф. к Администрации городского округа о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах» удовлетворить.

Признать незаконным отказ в принятии Овчинниковой П.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Признать за Овчинниковой П.Ф. право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке.

Судья: Е.В.Альшевская