решение по иску о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда



Дело № 2-728/2011

Мотивированное решение составлено 21 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестакова Г.И. к МОУ ДОД «КДХШ» о взыскании недополученной заработной платы за июнь-август 2011 года, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Шестаков Г.И. обратился в Кировградский городской суд с иском к МОУ ДОД «КДХШ» о взыскании недополученной заработной платы за июнь-август 2011 года, компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Шестаков Г.И. исковые требования поддержал, в обоснование которых указал: состоит в трудовых отношениях с ответчиком по настоящее время. Работает сторожем-вахтером и выполняет работу дворника на 0,5 ставки. Заработная плата с учетом всех доплат за одну ставку составляет минимальный размер оплаты труда, за 0,5 ставки соответственно 0,5 минимального размера оплаты труда. В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кировградскогого городского округа, подведомственных Муниципальному учреждению «Управление культуры и молодежной политики администрации Кировградского городского округа» (утв. Постановлением администрации Кировградского городского округа от 30.09.2010 г. № 1231), с 01.12.2010 г. введена новая система оплаты труда в МОУ ДОД «КДХШ». В соответствии с указанным Положением с 01.01.2011 г. ему установлен повышающий коэффициент 0,07. Расчет его заработной платы ответчик производит неверно. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения оклада на повышающий коэффициент. Применение повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. На основании ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты - это его заработная плата, оставляющая с 01.06.2011 г. 4611 руб. Из вышеуказанного постановления следует, что повышающий коэффициент к окладу не должен влиять на величину составляющих заработной платы (то есть оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты), а должен добавляться к существующей заработной плате (4611 руб.). Работодатель начисляет повышающий коэффициент и на такую же сумму уменьшает компенсационную выплату заработной платы, то есть включает повышающий коэффициент в минимальную заработную плату. Просит обязать ответчика выплатить недоначисленную заработную плату за июнь-август 2011 г. в размере 630 руб. (ежемесячно по 210 руб.). Одновременно просит взыскать моральный вред в сумме 2000 руб., поскольку нарушено его право на труд.

Представитель ответчика Симонов Б.Д., действующий на основании Устава, заявленные истцом требования не признал, полагая действия учреждения законными. Суду показал, что в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кировградскогого городского округа, подведомственных Муниципальному учреждению «Управление культуры и молодежной политики администрации Кировградского городского округа» (утв. Постановлением администрации Кировградского городского округа от 30.09.2010 г. № 1231), истцу установлен оклад в размере 2150 руб. на 1,075 ставки, повышающий коэффициент в размере 0,07. Размер оплаты труда истца определен следующим образом: оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени, исходя из размера тарифной ставки первого разряда, далее начисляется оплата труда в ночное и праздничное время, надбавки, доплаты и т.п.. В случае, если получившийся размер оплаты труда ниже минимального размера оплаты труда, начисляется доплата до минимума в соответствии с требованиями ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно постановлению администрации Кировградского городского округа от 24.06.2011 г. «Об установлении минимальной заработной платы на территории Кировградского городского округа», если начисленная заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, то производится доплата до минимального размера оплаты труда (пропорционально отработанному времени). Заработная плата истца ниже минимального размера оплаты труда, поэтому ему производится доплата до минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации все доплаты стимулирующего и компенсационного характера входят в размер заработной платы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

На основании ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу вышеуказанной нормы закона тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как указано в статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда-системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Как указано в ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда с 01.06.2011 г. составляет 4611 руб.

Анализ вышеуказанных норм закона позволяет суду сделать вывод о том, что в понятие «заработная плата» входят все выплаты, причитающиеся работнику и стимулирующего и компенсационного характера с учетом повышающего коэффициента, то есть вся заработная плата работника с учетом установленного на законодательном уровне минимума должна составлять не менее 4611 руб.

Судом установлено:

Истец состоит в трудовых отношениях с МОУ ДОД «КДХШ», работает на 1 ставку сторожа и 0,5 ставки дворника. МОУ ДОД КДХШ является муниципальным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета.

В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кировградского городского округа, подведомственных Муниципальному учреждению «Управление культуры и молодежной политики администрации Кировградского городского округа» (утв. Постановлением администрации Кировградского городского округа от 30.09.2010 г. № 1231) минимальные размеры окладов работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Локальным актом образовательного учреждения может быть предусмотрено установление персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу); повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ. Повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам) устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года (п. 36). Размер повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) - до 3,0. Применение персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу (должностному окладу) (п. 37).

При определении оплаты труда истца применялся следующий механизм: оплата труда осуществлялась пропорционально отработанному времени, исходя из размера тарифной ставки первого разряда определялся среднедневной заработок, затем начислялась оплата труда в ночное и праздничное время, надбавки, доплаты, повышающий коэффициент и т.п.. При расчете заработной платы учтены требования вышеуказанного Положения.

Проверив и оценив расчет заработной платы истца за спорный период, суд находит его верным. Данный расчет не противоречит требованиям ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, истцу не выплачивалась заработная плата менее, чем установлено МРОТ.

Доводы истца о том, что работодатель должен применять повышающий коэффициент к его заработной плате, основан на неправильном толковании закона.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещаются работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Оснований для компенсации морального вреда суд не находит, поскольку в судебном заседании факт нарушения трудового законодательства в отношении истца не установлен.

В силу изложенного оснований для удовлетворения исковых требований Шестакова Г.И. суд не находит.

Руководствуясь ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шестакова Г.И. к МОУ СОШ «КДХШ» о взыскании недополученной заработной платы за июнь-август 2011 года, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий, судья Т.Л. Редозубова