решение по иску о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности



Дело № 2-705/2011

Мотивированное решение составлено 01 ноября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

с участием помощника прокурора г. Кировграда Степановой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 9, Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кировграда обратился в Кировградский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 9, Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий.

В обоснование искового заявления прокурором указано следующее: В период с *** по *** года ОНД ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка, в ходе, которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Из предписания следует, что в МОУ СОШ № 9 необходимо для всех производственных и складских помещений определить категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок; двери кладовых для хранения горючих материалов выполнить с пределом огнестойкости более 0,6 часа. МОУ СОШ № 9 является муниципальным образовательным учреждением. Собственником имущества учреждения является Кировградский городской округ, согласно уставу функции учредителя осуществляет управление образованием Администрации КГО. Основной причиной невозможности устранения выявленных нарушений ОНД является ненадлежащее финансирование на вышеуказанные нужды. МОУ СОШ № 9 ориентировано на длительное пребывание детей в течение недели, продолжение образовательного процесса в существующих условиях ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, препятствует надлежащему качеству получения образовательных услуг, а потому требует незамедлительного решения, поскольку ответственность за жизнь и здоровье обучающихся ложится на само учреждение и его руководителя. Просит обязать МОУ СОШ № 9 для всех производственных и складских помещений определить категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок двери кладовых для хранения горючих материалов выполнить с пределом огнестойкости более 0,6 часа; обязать Администрацию, выступающей от имени Кировградского городского округа выделить бюджетные средства за счет казны городского округа на выполнение мероприятий по предписанию контролирующего органа.

В судебном заседании помощник прокурора Степанова К.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ СОШ № 9 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем, судом на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика МОУ СОШ № 9.

Представитель Администрации Кировградского городского округа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал. Из представленного отзыва следует, что Администрация КГО считает заявленные исковые требования необоснованными. Требование о возложении обязанности определить категории взрывопожарной и пожарной опасности, а так же классов зон по правилам устройства электроустановок не может быть удовлетворено. Исковое заявление, а так же предписание, содержат ссылку на Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 года № 314 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (НПБ 105-03). Данный документ фактически утратил силу в связи с утверждением Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 года № 182. Требование о возложении обязанности выполнить двери кладовых для хранения горючих материалов с пределом огнестойкости более 0,6 часа не подлежит удовлетворению. Исковое заявление, а так же предписание, содержат ссылку на СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержден приказом Госстроя СССР от 16.05.1989 года № 78, который утратил силу с 01.01.2010 года, в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009 года. Полагают, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст.37, ч.1 ст.38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности.

Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 Правил пожарной безопасности).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспариваются перечисленные в исковом заявлении факты нарушения МОУ СОШ № 9 требований пожарной безопасности.

Доводы ответчика Администрации КГО о том, что в предписании ОНД ГУ МЧС России по Свердловской области и в исковом заявлении имеются ссылки на утратившие законную силу Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 года № 314 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (НПБ 105-03) и СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержден приказом Госстроя СССР от 16.05.1989 года № 78, суд признает несостоятельными. В исковом заявлении прокурор просит устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности ссылаясь на то, что ответчиком МОУ СОШ № 9 нарушены требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Указанные Правила пожарной безопасности являются действующим документом.

По мнению суда, указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью человека.

А потому обоснованы требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

С учетом статуса муниципального образовательного учреждения, учредителем которого является Кировградский городской округ, порядка его финансирования, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении на Администрацию, действующей от имени Кировградского городского округа обязанности по обеспечению финансирования МОУ СОШ № 9.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 9, Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

В срок до 01.09.2012 года обязать МОУ СОШ № 9:

-              для всех производственных и складских помещений определить категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок;

-              двери кладовых для хранения горючих материалов выполнить с пределом огнестойкости более 0,6 часа;

Обязать Администрацию Кировградского городского округа, выступающей от имени Кировградского городского округа выделить бюджетные средства за счет казны городского округа на выполнение мероприятий по предписанию ОНД № 155-1-111 от 23.08.2011.

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья: Т.Л. Редозубова