решение по иску о взыскании убытков, причиненных несвоевременной выплатой ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью



Дело № 2-698/2011

Мотивированное решение составлено 01 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочева Л.А. к ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду о взыскании убытков, причиненных несвоевременной выплатой ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Кочев Л.А. обратился в Кировградский городской суд с иском к ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду о взыскании убытков, причиненных несвоевременной выплатой ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью.

В обоснование заявленных исковых требований Кочев Л.А. указал следующее: В *** года он призывался на специальные военные сборы и участвовал в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с *** года по *** года. *** года признан инвалидом 2-й группы. Причина инвалидности связана с исполнением иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС. С *** года в соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 ему назначена ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме в размере 2500 рублей. На основании решения Кировградского городского суда Свердловской области, вступившим в законную силу, на ответчика возложена обязанность выплачивать ему с *** года денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы в размере 8354 рублей 16 копеек ежемесячно. Одновременно в его пользу с ответчика взыскана задолженность по выплате ежемесячной компенсации за период с *** года по *** года включительно в сумме 170423 рубля. Индексация ежемесячной компенсации в указанном решении произведена судом по *** года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2006г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которым был установлен коэффициент 1,085. Дальнейшую индексацию суд не производил, а постановил выплачивать ему с *** года денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы в размере 8354 рублей 16 копеек ежемесячно, бессрочно или до последующей индексации данных выплат в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 21 марта 2007 года № 171 дано указание осуществить с 01 января 2007 года индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год». Однако, ответчик, назначая ему к выплате ежемесячную компенсацию после вступления решения суда в законную силу, не применил указанное постановление, а стал индексировать данные выплаты, применяя Постановления Правительства Российской Федерации №914 от 21.12.2007г., №181 от 17.03.2008г., №655 от 03.09.2008г., №992 от 24.12.2008, №545от 07.07.2009г., №1024 от 16.12.2009г.; №1079 от 21.12.2010г., что подтверждается распоряжениями ответчика, которые прилагаются к исковому заявлению. В соответствии с решением ответчика размер ежемесячной компенсации назначенной к выплате с *** года составляет 12220,42 рублей. Полагал, что размер ежемесячной компенсации с *** года должен составлять 13198,03 рублей. Задолженность по выплате ежемесячной компенсации за период с *** года по *** года составляет 69733,31 рублей. Решением Кировградского городского суда Свердловской области от *** года установлено, что ответчик выплачивал ему ежемесячную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в меньшем размере, чем это было предусмотрено законом. Поэтому полагал, что несвоевременная ее выплата в связи с инфляцией причинила ему имущественный вред. С учетом динамики индексов потребительских цен, рассчитанного ТО ФСГС по Свердловской области отделом статистических работ г. Кировграда, подлежащая взысканию с ответчика в его пользу сумма индексации невыплаченных своевременно сумм возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года составляет 127492 рублей 86 копеек. Просил обязать ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду назначить и выплачивать ему с *** года денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы в размере 13198 рублей 03копейки ежемесячно, за счет средств федерального бюджета, с последующей индексацией данной выплаты в соответствии с действующим законодательством. Также просил взыскать с ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду в его пользу за счет средств федерального бюджета, единовременно, задолженность по выплате ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС за период с *** года по *** года включительно в размере 69733 рубля 31 копейку. Одновременно просил взыскать с ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду в его пользу за счет средств федерального бюджета единовременно убытки, причиненные несвоевременной выплатой части сумм ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года в размере 127492 рубля 86 копеек.

В последующем, истец Кочев Л.А. уточнил исковые требования в части взыскания с ответчика убытков, причиненных несвоевременной выплатой части сумм ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года. Указал, что в расчете суммы убытков, приложенном к исковому заявлению имеется арифметическая ошибка в связи с чем, просил взыскать с ответчика сумму убытков, причиненных несвоевременной выплатой части сумм ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года в размере 126 678 рублей 86 копеек.

Представитель истца Ермолаева Е. Е. доводы истца поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду Родченко Е.И. действующая на основании доверенности, признала исковые требования в возложения обязанности назначить и выплачивать истцу Кочеву Л.А. с *** года денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы в размере 13198 рублей 03 копейки ежемесячно, за счет средств федерального бюджета, с последующей индексацией данной выплаты в соответствии с действующим законодательством. Одновременно признала исковые требования в части взыскания с ответчика за счет средств федерального бюджета, единовременно, задолженности по выплате ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС за период с *** года по *** года включительно в размере 69733 рубля 31 копейка.

В остальной части исковые требования не признала, суду показала следующее: что ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду является отраслевым исполнительным органом государственной власти на территории Свердловской области, осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями и полномочиями, определенными и закрепленными в Положении об исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.01.2009 года № 46-ПП. Управление исполняет законодательство по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в пределах своих полномочий и функций, а также в пределах тех денежных средств, которые выделяются из бюджетов по соответствующим статьям, предусмотренным Законом Свердловской области на соответствующий год.

При получении Управлением определенных конкретных полномочий от Российской Федерации по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в соответствии с федеральными законами переданных в порядке, определенном Законом Российской Федерации, осуществляет выплаты пособий и различных видов социальной помощи, при этом, Российская Федерация предусматривает финансовое обеспечение передаваемых полномочий с обязательной передачей денежных средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

По отношению к «инвалидам-чернобыльцам», и некоторым другим категориям граждан, отнесенных к федеральным льготникам, на которых распространено действие «чернобыльского» закона, Управление обладает лишь определенной, специальной частью полномочий, переданных Российской Федерации, которые ограничены только назначением определенных выплат и составлением списков-реестров получателей тех или иных мер социальной поддержки. Льготники разделены на две категории федеральные и областные - по обязательствам исполнения и финансирования мер социальной поддержки.

Управление организует работу по обеспечению определенных Законом выплат. Ни Законом № 1244-1, ни Постановлениями Правительства Российской Федерации, направляемыми на реализацию «чернобыльского» закона, не предусматривается передача финансовых средств субъектам Российской Федерации, и тем более органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в частности нашему Управлению.

В соответствии со ст. 5 базового закона возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 907, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.

Управление не является ни получателем, ни распорядителем средств федерального бюджета.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью. На уровне Правительства Российской Федерации установлен порядок индексации сумм возмещения вреда. Управление индексирует суммы возмещения вреда своевременно, точно в соответствии с законодательством. Самостоятельно принимать решение о порядке, сроках индексации, а также о коэффициентах индексации Управление не уполномочено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 872 утверждены Правила финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлениями Правительства РФ от 12.12.2007 № 866, от 10.12.2008 № 946 установлено, что в 2008 и 2009 годах финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В силу п. 2 указанных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 год на эти цели Федеральной службе по труду и занятости.

Пунктом 4 указанных Правил установлено, что органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о назначении денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. Установленная указанными Правилами обязанность по ежемесячному составлению реестров и своевременному направлению их в Министерство социальной защиты населения Свердловской области Управлением осуществляется своевременно и в полном объеме. Министерство социальной защиты населения формирует общий реестр получателей сумм возмещения вреда с указание общей потребности финансирования по данному виду выплат в целом по субъекту Российской Федерации и направляет его в Федеральную службу по труду и занятости.

Управление не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет указанные выплаты.

Вопрос о способе индексации сумм выплат возмещения вреда здоровью истцу рассматривался судом, судебным актом был определен размер, периоды задолженности по выплатам. Истцом не представлено доказательств возникновения у него убытков. Фактически требования истца сводятся к осуществлению двойной индексации выплат в возмещение вреда здоровью, которая уже была произведена вступившим в законную силу решением суда.

Все полагающиеся компенсационные выплаты истцу назначались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации и выплачивались своевременно. Действующее законодательство не предусматривает индексацию выплат возмещения вреда в соответствии с индексом роста потребительских цен.

В своем заявлении Кочев Л.А. просит повторно произвести индексацию сумм возмещения вреда, применяя индекс роста потребительских цен в субъекте Российской Федерации к суммам, которые уже были проиндексированы судом ранее в соответствии с законодательством.

В удовлетворении о взыскании убытков просила отказать.

Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему.

В судебном заседании представитель ответчика Родченко Е.И. признала исковые требования истца Кочева Л.А. в части наложения на ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду обязанности назначить и выплачивать истцу Кочеву Л.А. с *** года денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы в размере 13198 рублей 03 копейки ежемесячно, за счет средств федерального бюджета, с последующей индексацией данной выплаты в соответствии с действующим законодательством. Одновременно признала исковые требования в части взыскания с ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду в пользу истца Кочева Л.А. за счет средств федерального бюджета, единовременно, задолженности по выплате ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС за период с *** года по *** года включительно в размере 69733 рубля 31 копейка.

В соответствии с ч.2 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчику разъяснены правовые последствия признания иска, а именно то, что в случае принятия судом признания иска, решение об удовлетворении исковых требований, согласно норме ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет немотивированным со ссылкой на их признание. Учитывая, что признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принял признание иска в указанной части, о чем судом вынесено определение.

В соответствии с решением Кировградского городского суда в пользу Кочева Л.А. с ответчика ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Верхний Тагил единовременно взыскана задолженность по суммам индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с *** года по *** года в размере 170423 рубля.

Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 12444-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотрены ежемесячные выплаты возмещения вреда в связи с потерей здоровья.

Согласно ст. ст. 1, 2, 7 Конституции Российской Федерации по взаимосвязи со ст. ст. 42, 53 Конституции Российской Федерации, признание и обеспечение права на возмещение вреда, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации, как социального правового государства.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 01.12.1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» указано, что экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века на ЧАЭС привела к неисчислимым гуманитарным и экологическим потерям, что порождает особый характер отношений между гражданином и государством. Данным Постановлением предусмотрен принцип максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (п. 1, 2).

Все люди, ставшие инвалидами вследствие работы по ликвидации аварии на ЧАЭС, в том числе и истец работали на ЧАЭС в экстремальных условиях, связанных с повышенным риском для жизни, работали чаще всего не по своей специальности, квалификации и должности, работали совсем в других, в новых по сравнению с прежней работой условиях. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано с причинением вреда, и гражданами. Исходя из изложенного, суд считает, что государство должно возместить вред, причиненный гражданину вследствие аварии на ЧАЭС в полном объеме.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в связи с отказом в их индексации (п. 16).

В судебном заседании установлено, что ответчик самостоятельно не производил Кочеву Л.А. индексацию сумм возмещения вреда с потерей здоровья с *** года, исходя из индексов МРОТ, прожиточного минимума, уровня инфляции. Индексация сумм была произведена только по решениям суда, то есть суммы возмещения вреда Кочеву Л.А. были выплачены несвоевременно.

Поскольку на органы социальной защиты населения возложена обязанность по выплате сумм возмещения вреда здоровью в размерах, предусмотренных действующим законодательством, то в результате действий ответчика, самостоятельно не производившего индексацию сумм возмещения вреда с потерей здоровья, размер возмещения вреда, выплачиваемый истцу, был снижен и не отвечал принципу полного возмещения вреда. С *** года происходил рост потребительских цен, что подтверждается справками сводного индекса потребительских цен, выданных Федеральной службой государственной статистики. А потому истцу был причинен имущественный вред.

Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд считает возможным удовлетворить его требования об индексации сумм с учетом сводного индекса потребительских цен. Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных инвалиду-чернобыльцу.

В пользу истца должны быть взысканы суммы возмещения вреда с потерей здоровья, исходя из разницы между подлежащей выплате суммой, взысканной по решению суда, и фактически выплаченной ответчиком суммой, на которую должны быть применены индексы потребительских цен за соответствующий период. При этом месяцы, в которых индекс потребительских цен был менее 100 %, не должны учитываться. Из полученной суммы должна быть вычтена сумма, на которую насчитывались индексы потребительских цен, то есть разница в суммах, которую недополучил истец. В результате получается сумма убытков, подлежащая взысканию.

Убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составляют: 126678 рублей 62 копейки.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2006 № 445-0 «По жалобам граждан Бронникова Валерия Акимовича и Володина Николая Алексеевича на нарушение их конституционных прав ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации» положения ст. 208 Гражданского кодекса российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно неполученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. При этом отсутствует двойная индексация выплат возмещения вреда с потерей здоровья, так как при вынесении решения, при индексации ежемесячных сумм судом применялись коэффициенты МРОТ, индексы роста прожиточного минимума и уровня инфляции для определения размера суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности, образовавшейся при выплате суммы возмещения вреда в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Подлежащая взысканию сумма убытков не увеличивает определенный истцу размер ежемесячного возмещения вреда, такая индексация - убытки решениями суда в пользу истца не взыскивалась, таких требований ранее истец не предъявлял. Взыскание убытков является мерой ответственности государства (в лице его органов) перед истцом за причиненные ему имущественные убытки вследствие нарушения права на своевременное и в полном объеме получен е выплат в возмещение вреда здоровью.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кочева Л.А. удовлетворить.

Обязать ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду назначить и выплачивать Кочеву Л.А. с *** года денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы в размере 13198 рублей 03 копейки ежемесячно, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду в пользу Кочева Л.А. единовременно задолженность по выплате ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС за период с *** года по *** года включительно в размере 69733 рубля 31 копейка за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по городу Кировграду в пользу Кочева Л.А. единовременно убытки, причиненные несвоевременной выплатой части сумм ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года в размере 127492 рубля 86 копеек за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд г.Кировграда в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Судья Т.Л. Редозубова