Дело № 2-809/2011 Мотивированное решение составлено 22 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Ходаковой О.Е., с участием помощника прокурора г. Кировграда Бондарчук О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Поповой А.Е. к Администрации Кировградского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Поповой А.Е. к Администрации Кировградского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора г. Кировграда Бондарчук О.В. заявленное требование поддержала, указав в его обоснование следующее: прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Попова А.Е. относится к числу детей-сирот. В соответствии с постановлением главы Кировградского городского округа несовершеннолетний Поповой А.Е. назначена опека, жилое помещение не закреплялось. Попова А.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения и относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органами местного самоуправления Кировградского городского округа, распределить жилое помещение Поповой А.Е., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Обязать Администрацию Кировградского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Поповой А.Е. по договору социального найма. Истец Попова А.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования. В обоснование иска суду показала, что не имеет закрепленного жилого помещения. Дом, в котором она проживала с мамой в п. К., отсутствует, так как пришел в негодность. Никаких образовательных учреждений не заканчивала, поскольку после смерти мамы пошла работать. В настоящее время проживает в г. Н., снимает жилье, ожидает рождения ребенка. Ответчик - Администрация Кировградского городского округа, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Из направленного суду отзыва усматривается, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 данного закона определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. В соответствии с порядком получателем средств областного бюджета является «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Пунктом 6 порядка предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещения для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты. Распределение приобретенного жилья осуществляется на основании приказов Министерства. Поповой А.Е. предоставлялось жилое помещение во вновь построенном доме. Попова отказалась от жилья, предоставленного в новостройке. После исполнения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области обязанности по приобретению, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения для Поповой А.Е. Администрация Кировградского городского округа исполнит свою обязанность по предоставлению Поповой А.Е. жилого помещения и заключению с ней договора социального найма. Ответчик – Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, направил в суд отзыв на исковое заявление. Согласно представленному отзыву указано: федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Кроме того, факт наличия закрепленного жилого помещения закон связывает не с наличием каких-либо административных актов закрепления (постановлений о закреплении, распоряжений о закреплении и т.д.), а с наличием у лица права пользования жилым помещением, основанного на нормах закона. Из представленных истцом доказательств не ясно, обладает ли Попова А.Е. правом пользования или собственности в отношении каких-либо жилых помещений. В частности, из постановления Главы МО город Кировград следует, что Попова А.Е. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу п. К., однако не представлено доказательств отсутствия прав в отношении данного жилого помещения у Поповой А.Е.. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Соответственно, данные нормы возлагают на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по обеспечению жилым помещением лиц, уже окончивших учреждения профессионального образования. Истцом не представлено доказательств окончания пребывания Поповой А.Е. в образовательных учреждениях профессионального образования. Представитель третьего лица органа опеки и попечительства ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду Комарова Ю. В, исковые требования прокурора г. Кировграда поддержала, суду показала: Попова А.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До совершеннолетия Попова А.Е. находилась под попечительством Б.Г.А., проживающей по адресу: г.Кировград. На месте жилого дома по адресу: г.Кировград, п.К., где была зарегистрирована несовершеннолетняя Попова А.Е., строение отсутствует. Решением ЖБК администрации КГО несовершеннолетняя Попова А.Е. поставлена на учёт для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма. В настоящее время Попова А.Е. проживает с гражданским мужем на съёмной квартире в г.Н. ожидает рождения ребёнка. Заслушав истца, представителя органа опеки и попечительства, прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Социальный статус Поповой А.Е. - ребенка, оставшегося без попечения родителей, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Из материалов дела следует, что Попова А.Е. не имеет закрепленного жилья. Попова А.Е. включена в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию Кировградский городской округ. При указанных обстоятельствах, Попова А.Е. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное право Поповой А.Е. никем не оспаривается. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилых помещений. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4) Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6 Порядка) В силу п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В силу п. 9 Порядка Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Как указано в п. 12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Поповой А.Е. жилого помещения в городе Кировграде не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Кировградского городского округа с последующей безвозмездной передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кировградского городского округа должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На Администрацию Кировградского городского округа следует возложить обязанность предоставить переданное жилое помещение Поповой А.Е. по договору социального найма. Доводы ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, изложенные в отзыве, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в силу закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Поповой А.Е. к Администрации Кировградского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кировграде Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Кировградского городского округа; распределить приобретенное жилое помещение Поповой А.Е.; безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Кировградского городского округа. На Администрацию Кировградского городского округа Свердловской области возложить обязанность по предоставлению переданного жилого помещения Поповой А.Е. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке. Судья: Т.Л. Редозубова