Решение по иску о признании незаконным заключения межведомственной комисии, отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения



Дело № 2-792/2011

Решение изготовлено

в окончательной форме

09 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Альшевской Е.В.,

при секретаре Масловой Ю.В.,

c участием: старшего помощника прокурора г. Кировграда Бондарчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Таланкиной Н.Г. к Администрации Кировградского городского округа, Межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным ( непригодным) для проживания на территории Кировгорадского городского округа о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от *** года, отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Таланкиной Н.Г. к Администрации Кировградского городского округа (далее Администрация КГО), Межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным ( непригодным) для проживания на территории Кировградского городского округа о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от *** года, отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», указав в обоснование заявленных требований следующее:

Прокуратурой города Кировграда проведена проверка исполнения жилищного законодательства при предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с законодательством о ветеранах. По результатам проверки установлено, что Таланкина Н.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на установленные меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона « О ветеранах». Согласно ст. 21 указанного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таланкиной Н.Г. было отказано в предоставлении жилья как вдове участника Великой Отечественной войны, так как она не является нуждающейся в получении жилья. В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором от *** года Таланкина Н.Г. приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: г. Кировград, п. Нейво-Рудянка. Согласно выписке из технического паспорта квартира состоит из двух комнат общей площадью ** кв. м., жилой ** кв.м.. Согласно подп.3 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В соответствии с п. 12 этого Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. Согласно заключению межведомственной комиссии от *** года жилое помещение, расположенное по адресу: г. Кировград, п. Нейво-Рудянка, признано пригодным для проживания. Вместе с тем, согласно акту управляющей компании ООО КУК МЖД физический износ конструктивных элементов перекрытий, снижение эксплуатационных характеристик приводит к снижению уровня надежности здания. По периметру жилого дома наблюдается разрушение отделочного слоя, площадь разрушения составляет более 50 %. Указанный дом включен в перечень ветхих домов. По результатам проверки установлено, что поселок Нейво-Рудянка обеспечен централизованным отоплением, водоснабжением, водоотведением. Согласно выписке из технического паспорта на квартиру по состоянию на *** года в квартире Таланкиной Н.Г. не имеется ванной ( душа), отсутствует водопровод, центральная канализация. Таким образом, жилое помещение не отвечает установленным требованиям, а потому решение межведомственной комиссии принято незаконно и необоснованно. Просит признать незаконными заключение межведомственной комиссии от *** года и отказ в принятии Таланкиной Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Признать Таланкину Н.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кировграда Бондарчук О.В. заявленные требования поддержала. Дополнительно указала, что согласно данным управляющей компании жилой дом, в котором расположена квартира истца, является ветхим. Решение о признании дома аварийным в установленном законом порядке не принималось.

Истец Таланкина Н.Г. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала. Пояснила, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны – Т.В.Д.. Ее супруг умер *** года. Она является единоличным собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Кировград, поселок Нейво-Рудянка. Указанная квартира расположена на втором этаже двухэтажного дома. В квартире имеется: электроэнергия, холодная вода, отопление, газ, центральная канализация. Поселок был газифицирован два-три года назад, центральная канализация в их доме также существует два года, до этого была выгребная яма. Горячая вода в доме отсутствует, как и в других домах поселка Нейво-Рудянка. На свои деньги купила и установила газовую колонку, поэтому на кухне имеется горячая вода. Ванная комната отсутствует. Некоторые соседи самостоятельно установили в квартире ванны. В настоящее время находится в преклонном возрасте, поэтому нуждается в жилом помещении с ванной комнатой. Кроме этого, в поселке Нейво-Рудянка не желает проживать. На причитающуюся ей денежную выплату намерена приобрести жилое помещение в г. Новоуральске Свердловской области, где проживает ее внучка.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ответчиками направлены отзывы, согласно которым заявленные требования прокурора г.Кировграда в интересах Таланкиной Н.Г. ими не признаются по следующим основаниям: Таланкина Н.Г. имеет в собственности двухкомнатную квартиру по адресу: п. Нейво-Рудянка. В указанном жилом помещении Таланкина Н.Г. зарегистрирована и проживает одна. В заявлении прокурора указано на то обстоятельство, что жилое помещение включено в перечень ветхого жилья. Данное обстоятельство не соответствует действительности. Жилой дом полностью пригоден для проживания, дом обеспечен холодным водоснабжением, газифицирован, имеется возможность установить газовый водонагреватель, имеется отопление, водоотведение, ванная комната не предусмотрена в данном жилом доме согласно проекта, однако имеется возможность провести переустройство и установить ванную или душевую кабину, так как имеется водоотведение. Согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии от *** года квартира полностью пригодна для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации КГО Шестакова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, поддержав доводы отзыва. Дополнительно указала, что квартира истца является благоустроенной. В поселке Нейво-Рудянка имеется менее благоустроенное жилье. Горячее водоснабжение в поселке отсутствует, есть только несколько домов, где имеется горячая вода в период отопительного сезона (вода подогревается бойлером).

Ответчик Межведомственная постоянно действующая комиссия по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Кировградского городского округа, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя не просил, в связи с чем, судом на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

3 лицо на стороне ответчика Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» просило рассмотреть дело в отсутствие представителя 3 лица. Согласно отзыву третье лицо полагает, что у Таланкиной Н.Г. отсутствуют основания для обеспечения жилым помещением в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Заслушав старшего помощника прокурора, истца, представителя явившегося ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего:

Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены ст. 21 Федерального закона « О ветеранах». Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также-погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

- обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, независимо от их имущественного положения. Супруге ( супругу) погибшего ( умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

В силу ст. 23.2 Федерального закона « О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден «Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

В судебном заседании установлено:

Истец Таланкина Н.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны Т.В.Д. и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона « О ветеранах». Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилое помещение вдовам участникам Великой Отечественной войны предоставляется независимо от их имущественного положения. В случае признания Таланкиной Н.Г. по основаниям, указанным в ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, она будет иметь право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что истец Таланкина Н.Г. является единоличным собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Свердловская область, город Кировград, п. Нейво-Рудянка. В указанной квартире Таланкина Н.Г. зарегистрирована и проживает одна. Общая площадь квартиры составляет - ** кв. метров, жилая площадь - ** кв.метров. В обоснование заявленных требований указано на то, что указанное жилое помещение является непригодным для проживания. В соответствии с ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Соответствующие правила содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее Положение). В соответствии с указанным Положением, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей. Анализ этих норм свидетельствует о том, что для признания за нанимателем ( собственником) жилого помещения права на предоставление другого жилого помещения взамен занимаемого необходимо установить наличие совокупности следующих условий- признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, а также признание его не подлежащим ремонту и реконструкции. Согласно представленным документам, *** года межведомственной постоянно действующей комиссией по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Кировградского городского округа в присутствии Таланкиной Н.Г. и приглашенного эксперта начальника Кировградского филиала БТИ и РН) было проведено обследование занимаемого истцом жилого помещения. По результатам обследования комиссией был составлен акт и дано заключение о пригодности данного помещения для проживания. Оспариваемое заключение соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, названному выше Положению. Заключение дано уполномоченным органом; процедура проведения обследования и дачи заключения также соответствуют установленным требованиям, что никем не оспаривается. Доводы Таланкиной Н.Г. о том, что помещение является непригодным для проживания, по тем основаниям, что в доме отсутствует горячее водоснабжение, ванная, являются необоснованными. В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами ( электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Из материалов дела и пояснений самой Таланкиной Н.Г. установлено, что жилой дом, где расположена квартира истца, 1961 года постройки, оснащен следующими элементами благоустройства: центральным отоплением, водопроводом, электроосвещением, канализацией и газоснабжением. Горячее водоснабжение, ванная и душ отсутствует. При этом установлено, что в поселке Нейво-Рудянка горячее водоснабжение отсутствует, только 8 многоквартирных домов имеют горячую воду в период отопительного сезона от бойлеров, находящихся в подвале домов, что подтверждает и сама Таланкина Н.Г.. Из пояснений Таланкиной Н.Г. также следует, что на кухне ею установлена газовая колонка, в результате чего в квартире имеется горячая вода. Факт отсутствия в квартире истца ванны не является основанием для признания жилого помещения несоответствующим установленным для жилых помещений требованиям, поскольку п. 12 Положения, требований об обязательном устройстве в квартирах ванны не содержит. Кроме того, возможность установки ванны в жилом помещении истца не исключается. Из пояснений Таланкиной Н.Г. следует, что некоторые жильцы дома установили в квартирах ванны. Акт обследования состояния конструктивных элементов жилого дома от *** года, проведенного управляющей компанией ООО « КУК МЖД», не свидетельствует о непригодности спорного жилого помещения для проживания, а указывает на необходимость проведения ремонта дома, как и многих других многоквартирных домов поселка.

При установленных судом обстоятельствах основания для признания незаконным заключения межведомственной комиссии от *** года отсутствуют, как и основания для постановки Таланкиной Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, соответственно за истцом не может быть признано право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».

При указанных обстоятельствах, заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Таланкиной Н.Г. к Администрации Кировградского городского округа, Межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Кировгорадского городского округа о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от *** года, отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке.

Судья: Е.В.Альшевская