решение по иску о взыскании ущерба. причиненного преступлением



Дело № 2-816/2011

Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Ходаковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салимгареева В.Т. к Минееву С.Ю. о взыскании ущерба, причинённого преступлением,

У С Т А Н О В И Л:

Салимгареев В.Т. обратился в суд с иском к Минееву С.Ю. о взыскании ущерба, причиненного преступлением.

В судебном заседании истец Салимгареев В.Т. поддержал исковые требования, в обоснование которых указал следующее:

*** года Минеев С.Ю. нанес ему два удара кулаком в область лица справа, затем не менее трех ударов кулаком в область лица слева. В результате действий Минеева С.Ю. ему причинены телесные повреждения. Приговором мирового судьи судебного участка № 2 г. Кировграда от *** года Минеев С.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации. Приговор вступил в законную силу. В связи с полученными телесными повреждениями он (Салимгареев В.Т.) вынужден был обращаться за медицинской помощью, так как необходимо было восстанавливать зуб. Просит взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба 27782 рублей 90 копеек – затраты на лечение, 2399 рублей 66 копеек – затраты на бензин, а также компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

Ответчик Минеев С.Ю. в судебном заседании исковые требования признал частично. Не возражает против затрат на лечение в сумме 27782 рублей 90 копеек. Не согласен с возмещением расходов, польку истец мог воспользоваться услугами общественного транспорта, полагает завышенным сумму морального ущерба.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье человека и т.п.). Объем возмещения, по общему правилу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации должен быть полным, возмещается в том числе в виде компенсации убытков, состоящих как из реального ущерба, так как и из упущенной выгоды (ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В силу ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематерильные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд считает доказанным то обстоятельство, что истцу Салимгарееву В.Т. причинены физические и нравственные страдания.

Право человека на здоровье является одним из неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения. Такая позиция подтверждается ст. 41 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого на охрану здоровья, гарантирующей, таким образом, право каждого на здоровье, так и п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, где жизнь и здоровье входят в приведенный перечень принадлежащих гражданину от рождения нематериальных прав. Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан считает охрану здоровья граждан совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Под здоровьем человека следует понимать состояние его полного физического и психического благополучия. Соответственно, повреждением здоровья должно признаваться действие или бездействие, влекущее утрату человеком полного физического или психического благополучия. Право человека на здоровье имеет абсолютный характер, так как ему соответствует обязанность всех остальных лиц воздерживаться от действий, нарушающих это право.

Судом установлено:

*** года Минеев С.Ю. находясь около дома по улице г. Кировграда Свердловской области, имея умысел на причинение телесных повреждений, действуя умышленно, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, нанес Салимгарееву В.Т. два удара кулаком в область лица слева, отчего Салимгареев В.Т. не удержался на ногах и упал на землю. Продолжая суой преступный замысел, направленный на причинение телесных повреждений, Минеев С.Ю. подошел к Салимгарееву В.Т., который попытался подняться с земли, и нанес ему не менее трех ударов кулаком в область лица с левой стороны. Преступными действиями Минеева С.Ю. потерпевшему Салимгарееву В.Т. была причинена физическая боль и телесные повреждения, которые не повлекли за собой расстройства здоровья.

Данное обстоятельство подтверждается приговором мирового судьи судебного участка № 2 г. Кировграда от *** года, вступившим в законную силу *** года.

На основании ст.61 ч.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Вышеуказанное позволяет суду сделать вывод о причинении морального вреда Салимгарееву В.Т. Последний испытал физическую боль, его образ жизни стал менее активным, право на здоровье истца было нарушено.

С учетом степени разумности и справедливости, принимая во внимание обстоятельства совершения преступления, действия каждой из сторон, характер причиненных телесных повреждений, имущественное положение ответчика, суд оценивает моральный вред в сумме 10000 рублей.

Суд считает, что требование истца о возмещении материального вреда в сумме 27782 рубля 90 копеек подлежит удовлетворению, так как истцом представлены доказательства прохождения ортопедического лечения. Стоимость лечения составила 27782 рубля 90 копеек. Медицинские услуги оказанные Салимгарееву В.Т. по восстановлению коронки зуба не входят в перечень бесплатных стоматологических услуг, поэтому требование истца о возмещении затрат на лечение является законным.

Требование истца о возмещении затрат на бензин в сумме 2399 рублей 66 копеек суд считает не подлежащим удовлетворению, так как представленные истцом Салимгареевым В.Т. чеки на приобретение бензина не подтверждают что данные расходы Салимгареев В.Т. понес в связи с явкой на лечение.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика Минеева С.Ю. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1043 рубля 49 копеек в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Салимгареева В.Т. удовлетворить частично.

Взыскать с Минеева С.Ю. в пользу Салимгареева В.Т. в возмещение материального ущерба 27782 рубля 90 копеек, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей. Всего взыскать 37782 рубля 90 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Салимгареева В.Т. отказать.

Взыскать с Минеева С.Ю. в доход государства государственную пошлину в сумме 1043 рубля 49 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10-дневный срок с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий, судья: Т.Л. Редозубова