Дело № 2-823/2011 Мотивированное решение составлено 12 декабря 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 декабря 2011 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Ходаковой О.Е., с участием адвоката Одинцева Р. Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калугиной Т.В. к Пенсионному фонду о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Калугина Т.В. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В судебном заседании Калугина Т.В. исковые требования поддержала, в обоснование которых указала: *** года обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как не менее 30 лет осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Пенсионного фонда от *** года Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии, ссылаясь на недостаточность специального трудового стажа. Ответчик не включил в специальный трудовой стаж следующие периоды работы: - с *** года по *** года в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка»; - с *** года по *** года в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка» профком ТОО «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» профком ТОО «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта «ППМ» ОАО «Уралэлектромедь»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта «ППМ» ОАО «Уралэлектромедь». По мнению ответчика, наименование вышеуказанных учреждений не соответствует Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию. С решением ответчика не согласна, поскольку в указанные периоды занималась лечебной деятельностью. Просит зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вышеуказанные периоды и признать за ней право на данную пенсию с *** года. Просила признать за ней право на назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней и взыскать расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 10000 руб. Адвокат Одинцев Р. Н. исковые требования в полном объеме поддержал. Представитель ответчика Побединская Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду показала: Назначение, перерасчет трудовых пенсий в Российской Федерации с 01.01.2002 года производится в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подпункт 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовых пенсий лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В силу положений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П оценка пенсионных прав Калугиной Т.В. осуществлена по двум различным вариантам: - с применением норм законодательства и соответствующих Списков должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, к периодам до 01.11.1999 года (Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464), с 31.11.1999 года до 12.11.2002 г. (Постановление Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999) я с 12.11.2002 г. (Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002) с периодичностью утверждения данных нормативных актов; - с применением норм действующего пенсионного законодательства (Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002) ко всем периодам деятельности заявителя на день обращения. Стаж, принятый к зачету в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 19.10.2002 г., составляет ** года ** месяцев ** дней. Обоснованно не включен период работы в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка» КМК с *** года по *** года, так как наименование учреждения не соответствует «Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781. В данный период санаторий-профилакторий являлся подразделением КМК, а не существовал как самостоятельная организация. Такого учреждения здравоохранения как Кировградский медеплавильный комбинат Списками не предусмотрено. Документов о том, что данный санаторий – профилакторий существовал как самостоятельная организация, в Пенсионный фонд представлено не было. Для того чтобы работу в санатории-профилактории можно было зачесть в специальный медицинский стаж, необходимо, чтобы деятельность данного санатория-профилактория по своему профилю подходила под профиль санатория-профилактория, указанных в Списке учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781, а именно: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Подтверждения выполнения санаторием-профилакторием деятельности по данным профилям предоставлено не было, в связи с чем, данные учреждения не относятся к учреждениям, работа в которых позволяет засчитывать в специальный стаж. На этом основании работу в данном учреждении нельзя засчитать как работу в санаторно-курортном учреждении, предусмотренном Списками, а деятельность самого санатория-профилактория – профильной. Не имеется оснований для зачета в стаж периода работы с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» профкома ТОО «КМК», с *** года по *** года и с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» профкома АООТ «КМК». Данные периоды не были зачтены в специальный трудовой стаж, так как наименование учреждения (структурных подразделений) не соответствует вышеуказанному Списку. Обоснованно исключены из специального стажа периоды работы с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта ЗАО «КМК», с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта ППМ ОАО «Уралэлектромедь», с *** года по *** года (в том числе с *** года по *** года. Данные периоды не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, так как наименование учреждений также не соответствует Списку. Отсутствует документальное подтверждение, что структурное подразделение здравпункт является врачебным здравпунктом, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктом, которые предусмотрены Списком учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781. Не имеется оснований для зачета в стаж– период работы в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта ППМ ОАО «Уралэлектромедь» с *** года по *** года. Данный период не подлежит зачету в специальный трудовой стаж, так как наименование учреждения не соответствует Списку, отсутствует документальное подтверждение, что структурное подразделение здравпункт является врачебным здравпунктом, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктом, которые предусмотрены Списком. Справка ОАО «КМК» и ППМ ОАО «Уралэлектромедь» содержат информацию о том, что медицинская сестра здравпункта согласно должностной инструкции оказывает первую доврачебную медицинскую помощь работникам предприятия при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях, острых отравлениях на ее территории, а также проводит лечебные мероприятия по назначениям врачей поликлиники (инъекции, перевязки и т.д.). Одновременно, а данный период отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Судом установлено: *** г. Калугина Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от *** года в назначении данной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого законом специального стажа. Принятый к зачету стаж составил ** года ** месяцев ** дней. В специальный стаж истца не приняты периоды работы: - с *** года по *** года в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка»; - с *** года по *** года в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка» профком ТОО «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» профком ТОО «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта «ППМ» ОАО «Уралэлектромедь»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта «ППМ» ОАО «Уралэлектромедь». По мнению Пенсионного фонда, оснований для зачета спорных периодов указанных периодов в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости не имеется, в связи с несоответствием наименований учреждений «Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781 Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1) В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. Согласно ранее действовавшей ст. 81 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах» Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введен в действие с 01.01.2002 г.) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (в редакции от 30.06.2009 года). Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27). В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г., некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели. Осуществляя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Постановление от 29.10.2002 г. № 781). Данный Список в графе «Наименование учреждений», в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусматривают санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет. Основным документом, определявшим организацию работы санаториев-профилакториев, являлось Типовое положение о санаториях- профилакториях профессиональных союзов, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 28.05.1971 г. На основании типового положения санаторий-профилакторий есть учреждение санаторного типа, предназначенное для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятий, в основном без отрыва от их трудовой деятельности (п. 1), при «оптимальном использовании природных и искусственных физических факторов, лечебной физкультуры, рационального и диетического питания и соответствующем режиме в них обеспечивался высокий лечебно-восстановительный и профилактический эффект». В санатории-профилактории устанавливался срок лечения (24 календарных дня), в работе санатория-профилактория обеспечивалась преемственность в лечении в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения, анализ эффективности лечения проводился главным врачом (п.20), составлялся медицинский отчет о работе. Таким образом, работа истца, осуществляемая до 01.11.1999 г., подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В силу вышеуказанных норм закона суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с *** года по *** года. Досрочная трудовая пения по старости, назначается при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять работу и иную деятельность по охране здоровья населения и эта деятельности должна осуществляться в учреждениях здравоохранения. Материалы дела не содержат сведений, что работа истца с *** года по *** года осуществлялась в учреждениях здравоохранения, указанных в Списке. Суду не представлено доказательств о специальном профиле санатория-профилактория (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические), что непосредственно является основанием для назначения льготной пенсии. Отсутствуют доказательства, подтверждающие, что структурное подразделение здравпункт является врачебным здравпунктом, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктом, которые предусмотрены Списком учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781. Лицензия на имя ОАО «Уралэлектромедь», должностная инструкция медицинской сестры здравпункта, справка филиала «Производство полиметаллов «ОАО «Уралэлектромедь» подтверждают, что работа истца не осуществлялась во врачебном здравпунктом, фельдшерским или фельдшерско-акушерском пункте. Довод истца о том, что все время в течение оспариваемого периода она осуществляла работу по охране здоровья населения, в связи с чем, приобрела право на зачет этих периодов в специальный стаж и на досрочное назначение трудовой пенсии, является несостоятельным, поскольку не основан на вышеприведенных положениях действующего законодательства. Обоснован довод истца о включении в специальный стаж периода работы с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта «ППМ» ОАО «Уралэлектромедь». Согласно записи в трудовой книжке истец в период с *** года по настоящее время работает медицинской сестрой здравпункта Муниципального учреждения «центральная городская больница». И наименование учреждения, и наименование должности истца, прямо предусмотрены Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781 В силу вышеуказанных норм закона суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требования Калугиной Т.В. о включении в специальный стаж периода работы с *** года по *** года в качестве медсестры здравпункта Муниципального учреждения «центральная городская больница». Подтверждение особого характера труда показаниями свидетелей, законом не предусмотрено. В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, нов во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (часть трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. На момент обращения за пенсией в Пенсионный фонд, рассмотрения настоящего спора, требуемый законом специальный стаж (30 лет) у истца, отсутствует, а потому требование о признании за ней права на назначение трудовой пенсии по старости с 28.09.2011 удовлетворено быть не может. В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах. По материалам дела установлено, что адвокат Одинцев Р. Н. участвовал один раз в судебном заседании. Принимая во внимание характер спорного правоотношения, ценность защищаемого права, объем выполненных услуг, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 5 000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Калугиной Т.В. удовлетворить частично. Включить Калугиной Т.В. в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно периоды работы: - с *** года по *** года года в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка»; - с *** года по *** года в качестве медсестры санатория-профилактория «Рябинушка» профком ТОО «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» профком ТОО «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета санатория-профилактория «Рябинушка» АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта АООТ «КМК»; - с *** года по *** года в качестве медсестры процедурного кабинета здравпункта «ППМ» ОАО «Уралэлектромедь» (здравпункта Муниципального учреждения «центральная городская больница»). Взыскать в пользу Калугиной Т.В. с Пенсионного фонда в возмещение расходов по оплате услуг представителя 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Калугиной Т.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения. Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий судья Т.Л. Редозубова