Решение по иску о признании права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения



Дело № 2-833/2011

Мотивированное решение составлено 20 декабря 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Ходаковой О.Е.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Р.А. к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах»,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецова Р.А. обратилась в Кировградский суд с иском к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В судебном заседании представитель истца Катюхина Т. А. исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила: в связи с плохим состоянием здоровья, в *** году истец подарила ей, как дочери, однокомнатную квартиру, находящуюся по адресу: Свердловская область, г. Кировград. В данное время истец проживает в этой квартире по договору найма. В *** года узнала от дочери, что членам семей умерших участников Великой Отечественной войны государство предоставляет благоустроенное жилье по закону «О ветеранах». Поскольку истец является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, то имеет право на предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки. В *** года истец обратилась в администрацию Кировградского городского округа с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», с приложением к нему необходимых документов. *** г. глава Кировградского городского округа письмом за № ** отказал в получении единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для оплаты строительства или приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», сославшись на то, что истец совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий за последние 5 лет. Даря квартиру, истец не имела умысла искусственно ухудшить свои жилищные условия, поскольку представления не имела о том, что в законе есть норма, обеспечивающая членов семей умерших участников Великой Отечественной войны жильем. Имела намерение привести свои дела в порядок в силу преклонного возраста. В связи с ухудшением здоровьем, истец часто болеет, по объективным причинам не моет выйти из дома, ей требуется постоянный дополнительный уход (медицинская помощь) со стороны третьих лиц. Маленькая пенсия не позволяет нести бремя коммунальных платежей надлежащим образом, все это вместе послужило причиной решения о дарении квартиры, в том числе, что бы освободить ее, как дочь, от хождения по инстанциям и дополнительных расходов при оформлении наследства в будущем. Полагает, что ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае к истцу не неприменима. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Обеспеченность истца жильем по месту моего проживания, менее учетной нормы (15 кв.м.) и составляет 13,85 кв.м. Данное обстоятельство является основанием для признания меня нуждающейся в жилом помещении.

Представитель Администрации Кировградского городского округа Шестакова Е.А., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, суду показала: Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 установлено, что необходимо завершить обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 года № 357-ПП определен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Пунктом 3 Порядка установлено, что формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

В соответствии с п. 4 Порядка списки граждан формируются в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации.

По смыслу вышеуказанных положений законодательства жильем за счет средств федерального бюджета могут быть обеспечены только нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, перечисленных в п. 2 Порядка, с учетом положений Жилищного Кодекса Российской Федерации о порядке принятия на учет.

Из представленных истцом документов усматривается, что заявитель относится к категории членов семей умерших инвалидов (участников) Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением. В настоящее время в собственности жилья не имеет, однако, согласно сведениям, представленным из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, истец осуществила сделку дарения в отношении принадлежащей ей на праве собственности квартиры по адресу г.Кировград.

Данное обстоятельство не дает оснований для признания истца нуждающимся в жилье и включение в список. Так, согласно ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Сделка дарения совершена в *** года. В этой же квартире истец проживает по договору найма.

При приеме документов специалист Администрации не имеет возможности дать оценку действиям заявителя и оценить наличие или отсутствие у заявителя намерений отчуждения жилого помещения именно с целью постановки на учет. Какого-либо порядка подтверждения объективной необходимости продажи (дарения) жилого помещения заявителем: либо иного механизма, подтверждающего отсутствие у заявителей корыстных намерений, перечень необходимых документов в подтверждение данного обстоятельства постановление Правительства Свердловской области № 357-ПП не содержит.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца ( имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Удостоверением от *** года подтверждается, что Кузнецова Р.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 22 ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом, случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях) 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что подтверждается представленными документами, что Кузнецова Р. А. не имеет в собственности, в социальном найме, какого-либо жилого помещения.

Заявление истца на имя Главы Администрации Кировградского городского округа о предоставлении единовременной денежной выплаты для оплаты строительства или приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ « О ветеранах» оставлено без удовлетворения на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормой ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что истцом совершены намеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий.

Сам по себе факт дарения квартиры истцом *** года своей дочери, по мнению суда, не указывает, что Кузнецова Р.А. преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. Допустимых и достаточных доказательств этому суду не представлено. Суд принимает во внимание, что истец совершил действия, направленные на отчуждение принадлежащего ей жилого помещения, будучи в преклонном возрасте.

В настоящее время истец проживает в квартире дома по улице г. Кировграда на условиях договора найма. Данный договор не опорочен. Общая площадь квартиры составляет 27, 7 м.кв., жилая - 14, 0 м. кв, в связи с чем, обеспеченность жильем на 1 члена семьи составляет 1,9 м.кв., что ниже учетной (15 м.кв.).

Кроме названного, суд полагает, что статус ветерана-участника Великой Отечественной войны, позволяет истцу иметь от государства особое внимание к ней в виде достойных мер социальной поддержки, обеспечения благоустроенным жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузнецовой Р.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ в принятии Кузнецовой Р.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать за Кузнецовой Р.А. право на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья: Т.Л. Редозубова