решение по иску о понуждении к совершению действий



Дело № 2-44/2012

Мотивированное решение составлено 23 января 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кировграда Бондарчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ», Министерству общего и профессионального образования Свердловской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кировграда обратился в Кировградский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ», Министерству общего и профессионального образования Свердловской области о понуждении к совершению действий.

В судебном заседании прокурор Бондарчук О.В. исковые требования поддержала, в их обоснование суду показала:

Прокуратурой города совместно со специалистами Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена проверка соблюдения требований эксплуатации жилого фонда в деятельности учреждений с массовым пребыванием социально незащищенных групп населения: несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. По результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки. ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» является образовательным учреждением. Собственником имущества ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» является Свердловская область, согласно уставу, функции учредителя осуществляет Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Основной причиной невозможности устранения выявленных нарушений является ненадлежащее финансирование школы вышеуказанные нужды. ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» ориентирована на длительное пребывание детей в течение недели, продолжение образовательного процесса в существующих условиях ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних особой категории детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе от неправомерных действий иных лиц, препятствует надлежащему качеству получения образовательных услуг, а потому требует незамедлительного решения, поскольку ответственность за жизнь и здоровье обучающихся ложится на само учреждение и его руководителя. Указанные выше нарушения не носят организационного характера, а требуют определенных, конкретных мер со стороны учреждения и его учредителя. Просит обязать ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» принять надлежащие меры по созданию в помещениях здания ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» расположенного по адресу: г. Кировград, безопасных условий для воспитания, обучения и проживания несовершеннолетних воспитанников. Просит обязать Министерство общего и профессионального образования Свердловской области выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений правил эксплуатации жилого фонда ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ».

Представитель ответчика ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» Упорова И.Г. в судебном заседании исковые требования признала, однако указала, что выполнение заявленных требований потребует времени и финансирования, которое осуществляется в недостаточном для выполнения всех требований объеме.

Представитель ответчика Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва следует, что ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» находится в ведении Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. В соответствии с п. 10 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области № 295-ПП от 08.04.2008. Министерство по отношению к образовательным учреждениям, находящимся в его непосредственном ведении, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Финансирование ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» осуществляется в соответствии с бюджетной сметой в порядке, установленном статьями 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и иными нормами бюджетного законодательства. Кировградской школе-интернату в течение 2011 года дополнительно выделялись следующие средства из областного бюджета на материально-техническое обеспечение в размере 200000 рублей на обследование технического состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Таким образом, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области со своей стороны в полном объеме исполнило свои обязательства главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии с п.2 ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Прокурором не представлены доказательства того, что финансирование образовательного учреждения осуществляется на недостаточном уровне, с нарушением нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, а также доказательств того, что устранение выявленных нарушений требует дополнительного финансирования из бюджета области либо сверх установленного лимита. Требования прокурора к Министерству по своей сути сводятся к выделению суммы бюджетных средств, однако в исковом заявлении истец не конкретизирует требования о размере бюджетных денежных средств, необходимых для устранения указанных нарушений. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В пределах собственных финансовых средств образовательное учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (ст. 32 вышеуказанного закона). На основании изложенного, полагали об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к их учреждению.

Заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 32 закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что по результатам проверок, проводившихся прокуратурой совместно с Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области были выявлены нарушения обязательных требований «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170..

Стороны не отрицали необходимость устранения имеющихся нарушений в целях безопасности жизни и здоровья детей, работников ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» и других лиц, поэтому не оспаривают требования прокурора в части возложения обязанности по устранению допущенных нарушений на ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ».

Суд считает, что требования прокурора о возложении на Министерство общего и профессионального образования Свердловской области обязанности выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений правил эксплуатации жилого фонда, также подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика Министерства общего и профессионального образования Свердловской области о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, так как финансирование ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» в 2011 году было ими выполнено в полном объеме, а также довод о том, что прокурором не конкретизирован объем выделения бюджетных средств необходимых для устранения выявленных нарушений, суд считает несостоятельными.

Ответчик, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, является главным распорядителем бюджетных средств Свердловской области, направляемых на финансирование государственных образовательных учреждений. Собственником имущества ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» является Свердловская область.

Положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня.

Приняв во внимание указанные нормы закона в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, суд считает, что невозможно устранить выявленный нарушения без участия главного распорядителя бюджетных средств, в форме надлежащего финансирования данного бюджетного учреждения.

С учетом указанного, руководствуясь положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным установить срок для исполнения требований прокурора до 01 июля 2012 года.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ», Министерству общего и профессионального образования Свердловской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

В срок до 01 июля 2012 года обязать ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» выполнить в помещениях здания ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» расположенного по адресу: г. Кировград работы по устранению выявленных нарушений.

Обязать Министерство общего и профессионального образования Свердловской области выделить бюджетные средства на выполнение мероприятий по выполнению в помещениях здания ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» расположенного по адресу: г. Кировград, вышеуказанных работ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Т.Л. Редозубова