Дело № 2-258/2012 Мотивированное решение составлено 05 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 апреля 2012 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Филипповой Е.Х., с участием заместителя прокурора г. Кировграда Бондарчука В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Мухтасаровой О.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Мухтасаровой О.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании заместитель прокурора г. Кировграда Бондарчук В.В. заявленное требование поддержал, указав в его обоснование следующее: прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Мухтасарова О.А. относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Мухтасаровой О.А. лишены родительских прав на основании решения Саткинского городского суда Челябинской области. Мухтасарова О.А. закрепленного жилого помещения не имеет, достигла совершеннолетия, нуждается в жилье, вынуждена снимать квартиру у физических лиц, обучается в учреждении среднего профессионального образования. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органами местного самоуправления городского округа Верхний Тагил, распределить жилое помещение Мухтасаровой О.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил предоставить переданное им жилое помещение Мухтасаровой О.А. по договору социального найма. Истец Мухтасарова О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика Администрации городского округа Верхний Тагил Копелева З.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Указала, что после исполнения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области обязанности по приобретению, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения для Мухтасаровой О.А. Администрация городского округа Верхний Тагил исполнит свою обязанность по предоставлению ей жилого помещения и заключению с ней договора социального найма. Ответчик – Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Министерство направило в суд отзыв на исковое заявление, где указало, что с исковыми требованиями не согласно. Истцом не указаны какие-либо нормативно-правовые акты, которыми Министерство (главный распорядитель бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот), наделено полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Свердловской области. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. При наличии у Мухтасаровой О.А. права на получение жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Мухтасаровой О.А. жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, таким образом, выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. № 84-ПП. Пунктом 11 Порядка обеспечения детей-сирот установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с п. 12 Порядка обеспечения детей-сирот Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, приобретение и предоставление Мухтасаровой О.А. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя Мухтасарову О.А., будет противоречить п. 11,12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Мухтасаровой О.А. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего её совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Мухтасаровой О.А. жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Действительно, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Истец же фактически просит суд предоставить Мухтасаровой О.А. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Просили в удовлетворении исковых требований прокурору г. Кировграда отказать. Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем, судом на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя опеки и попечительства ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду. Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика Администрации городского округа Верхний Тагил, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Социальный статус Мухтасаровой О.А. - ребенка, оставшегося без попечения родителей, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Родители Мухтасаровой О.А. лишены родительских прав на основании решения Саткинского городского суда Челябинской области. Из материалов дела следует, что Мухтасарова О.А. не имеет закрепленного жилья, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по городскому округу Верхний Тагил. При указанных обстоятельствах, Мухтасарова О.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное право Мухтасаровой О.А. никем не оспаривается. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилых помещений. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4) Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6 Порядка) В силу п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В силу п. 9 Порядка Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Как указано в п. 12 Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Мухтасаровой О.А. жилого помещения в городе Верхнем Тагиле не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления городского округа Верхний Тагил с последующей безвозмездной передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Верхний Тагил должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На Администрацию городского округа Верхний Тагил следует возложить обязанность предоставить переданное жилое помещение Мухтасаровой О.А. по договору социального найма. Доводы ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, изложенные в отзыве, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в силу закона. Доводы Министерства строительства и архитектуры Свердловской области не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Мухтасаровой О.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Верхний Тагил Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления городского округа Верхний Тагил; распределить приобретенное жилое помещение Мухтасаровой О.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность городского округа Верхний Тагил. На Администрацию городского округа Верхний Тагил Свердловской области возложить обязанность по предоставлению переданного жилого помещения Мухтасаровой О.А. по договору социального найма. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Т.Л. Редозубова