Дело № 2-248/2012 Мотивированное решение составлено 05 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 апреля 2012 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Филипповой Е.Х., с участием заместителя прокурора г. Кировграда Бондарчука В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Мухтасарова В.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Мухтасарова В.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения. В судебном заседании заместитель прокурора г. Кировграда Бондарчук В.В. заявленное требование поддержал, указав в его обоснование следующее: прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Мухтасарова В.А. лишены родительских прав на основании решения Саткинского городского суда Челябинской области. Жилое помещение за Мухтасаровым В.А. не закреплялось. В *** году Мухтасаров В.А. окончил ГОУ СПО СО «Новоуральский технологический колледж», в период с *** года по *** год проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации. Необходимость постановки на учет детей-сирот в первую очередь связана с необходимостью формирования расходов бюджета, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является расходным обязательством бюджета Свердловской области. Отсутствие сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, делает невозможным исполнение Свердловской областью обязательств по своевременному обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями. Просит обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил поставить Мухтасарова В.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. В судебном заседании истец Мухтасаров В.А.заявленные требования поддержал. Представитель ответчика Администрации городского округа Верхний Тагил Копелева З.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что органы местного самоуправления осуществляют ведение учета только малоимущих граждан, другого учета, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления не ведут. Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем, судом на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя опеки и попечительства ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований необходимо отказать по следующим основаниям: В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Мухтасаров В.А., являются ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеют закрепленного за ним жилого помещения, закончил обучение в ГОУ СПО СО «Новоуральский технологический колледж», прошел военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, и в силу вышеприведенной нормы права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данные обстоятельства по существу ни кем не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд пришел к выводу о том, что законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не возложена, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом также не предусмотрена. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Согласно п. 3 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права. На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона). Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшиеся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Статья 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления (к полномочиям которых в силу закона не относятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, и которые в силу этого не владеют необходимой информацией в данной сфере) обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма данной категории граждан приведет к нарушению прав основной части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. В случае учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления на данном учете будут состоять только граждане, в отношении которых имело место обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не все граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Такой подход противоречит положениям абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как следствие, решение вопроса о выделении бюджетных средств и строительстве жилых помещений для данной категории граждан будет также осуществляться только с учетом лиц, поставленных на учет, а не всех граждан данной категории, как предусмотрено Законом. Соответственно, и финансирование обеспечения жильем указанной категории граждан будет осуществляться не в полном объеме, то есть не на всех лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, а лишь на учтенную органом местного самоуправления часть граждан, что, безусловно, повлечет нарушение жилищных прав граждан. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Мухтасарова В.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кировграда в интересах Мухтасарова В.А. к Администрации городского округа Верхний Тагил о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения, отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения. Судья Т.Л. Редозубова