Дело № 2-368/2012 Решение изготовлено в окончательной форме 30 июля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2012 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Альшевской Е.В., при секретаре Романовой О.В., с участием: старшего помощника прокурора г. Кировграда Латыпова Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировградского городского округа (действующей от имени Кировградского городского округа в порядке ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировградский городской суд с иском к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий. 29 мая 2012 года определением суда допущена замена первоначального ответчика Администрации Кировградского городского округа на Администрацию Кировградского городского округа, действующую в порядке ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование исковых требований прокурор указал следующее: Прокуратурой г.Кировграда проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой установлено, что до настоящего времени право собственности на лесные участки, расположенные на территории Кировградского городского округа, не оформлено. Границы земельных участков, занятых городским лесом, не установлены, на кадастровый учет городской лес не поставлен. Лесохозяйственный регламент органами местного самоуправления не разработан, не утвержден. Просит признать незаконным бездействие Администрации Кировградского городского округа по неисполнению требований лесного законодательства. Возложить на Администрацию Кировградского городского округа, действующую от имени Кировградского городского округа в порядке ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности: разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов Кировградского городского округа, поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса, согласно Лесохозяйственному регламенту городских лесов Кировградского городского округа, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов, осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кировграда Латыпов Ю.И. заявленные требования уточнил, окончательно сформулировав их следующим образом: просит признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований лесного законодательства и обязать ответчика: разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов Кировградского городского округа, поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса. Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен, в связи, с чем судом на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Из направленного отзыва усматривается, что ответчик заявленные требования не признает, указывая на то, что без выполнения работ по лесоустройству невозможно установить наличие на территории городских лесов и разработать лесохозяйственный регламент по их использованию. Именно в результате работ по лесоустройству выявляется наличие городских лесов. Лесохозяйственный регламент разрабатывается уже по результатам лесоустройства. Исковые требования являются производными от выполнения работ по лесоустройству, соответственно требования заявлены преждевременно и необоснованно. В связи с тем, что выполнение работ по лесоустройству осуществляется на возмездной основе, расходы на эти цели возможны только за счет средств казны муниципального образования. Полагает, что к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен представительный орган муниципального образования - Дума Кировградского городского округа, который, согласно ст. 24 решения Думы Кировградского городского округа от 28.12.2011 года № 598, утверждает решение о бюджете и вносит в него изменения. При отсутствии выделенного финансирования нет возможности выполнить предусмотренные законом обязательства. Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования (уточненные) подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В судебном заседании установлено следующее: Лесохозяйственный регламент городских лесов Кировградского городского округа не разработан и не утвержден. Передача земель лесного фонда из государственной собственности в муниципальную собственность Кировградского городского округа не осуществлялась. Лесные участки из состава земель лесного фонда, расположенные на территории Кировградского городского округа, зарегистрированы в федеральную собственность. Лесные участки из состава земель населенных пунктов в муниципальную собственность Кировградского городского округа не зарегистрированы. Общая площадь городских лесов на территории Кировградского городского округа не установлена. Границы земельных участков, занятых городскими лесами, на территории Кировградского городского округа не установлены. Земельные участки, занятые городскими лесами, на кадастровый учет не поставлены. Муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов Кировградского городского округа не организован. Ведение государственного реестра органами местного самоуправления Кировградского городского округа не осуществляется. Указанные обстоятельства подтверждаются самим ответчиком. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 516 от 12 декабря 2011 года. Согласно Инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим законом № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка. Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Кодекса) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса, Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»). Основываясь на положениях вышеперечисленных правовых актов, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы ответчика о том, что для выполнения заявленных требований необходимо проведение работ по лесоустройству, никем не оспариваются, и при этом не являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований. Утверждение ответчика об обязательном привлечении к участию в деле в качестве ответчика Думы Кировградского городского округа на законе не основано. Принимая во внимание объем предстоящей работы, руководствуясь положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2013 года, против чего в судебном заседании не возражал прокурор. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировградского городского округа (действующей от имени Кировградского городского округа в порядке ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать незаконными бездействие Администрации Кировградского городского округа, действующей от имени Кировградского городского округа в порядке ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, по неисполнению требований лесного законодательства. Обязать Администрацию Кировградского городского округа, действующую от имени Кировградского городского округа в порядке ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в срок до 31 декабря 2013 года: - разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов Кировградского городского округа; - поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса согласно Лесохозяйственному регламенту городских лесов Кировградского городского округа. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кироврадский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Е.В. Альшевская