П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Омск 29 сентября 2010 года
Кировский районный суд г. Омска в составе – председательствующего судьи Нахаевой О.В., при секретаре Эйснер М.А., с участием:
государственного обвинителя Медубаева А.К.,
подсудимого Довбня А.М.,
адвоката Галашева А.В.,
потерпевшего П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Довбня А.М., ... года рождения, уроженца г.Омска, гражданина РФ, военнообязанного, со средним образованием, состоящего в гражданском браке, имеющего двух несовершеннолетних детей, работающего жестянщиком по частным договорам, регистрации в Омске и области не имеющего, проживающего в Омске по ..., ..., ранее судимого:
...
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
... около 22-45 часов Довбня А.М., в состоянии алкогольного опьянения, находясь между домами ... по ... в г. Омске, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений после произошедшей ссоры, умышленно с целью причинения тяжких повреждений нанес П. один удар ножом в грудь, причинив ему повреждения в виде проникающего в левую плевральную полость ранения с повреждением нижней доли левого легкого и сегментарной артерии, сопровождающееся гемопневматораксом, гемморагическим шоком 3 степени, которое квалифицируется как причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Подсудимый Довбня А.М. вину в предъявленном обвинении признал частично, суду показал, что 19.06.10 в вечернее время он пошел к ДК Кировского АО на ..., где с малознакомыми людьми распивал спиртное, из дома он с собой взял кухонный нож, чтобы им нарезать закуску. Недалеко от них расположилась другая компания, которая также распивала спиртное. Около 22ч он проходил мимо этой компании, где увидел своего соседа Ж.., который предложил ему выпить. Выпив водки из разового стаканчика, он поставил его на крыльцо ДК, но ранее ему незнакомый П. сказал, чтобы стаканчик он забирал с собой. Ему не понравился тон, которым разговаривал с ним П., поэтому он сделал ему замечание. Но больше он с П. не разговаривал, не ругался, ушел от этой компании. Примерно через полчаса он снова проходил мимо, окликнул Жукшева, т.к. хотел с ним поговорить, они стояли и разговаривали на некотором расстоянии от места, где сидели П. и остальные. Он П. ничего не говорил, не звал его, тот сам пошел к нему, при этом что-то кричал в его сторону, но У. увел от него П.. В это время к нему подошли другие парни из компании П., стали его толкать, хватать за одежду, затем кто-то ударил его гитарой по голове, гитара сломалась, а струны упали ему на шею. Он испугался, что его изобьют, вытащил нож, который держал в рукаве куртки, и стал им отмахиваться. Каким точно образом он махал рукой с ножом, сказать не может, но направленных колющих движения не делал. В этот момент он мог кого-то задеть ножом, но сам он этого не заметил. Вырвавшись от парней, он отбежал к частному дому, там бросил нож. О том, что он порезал П., узнал уже после.
По ходатайству государственного обвинителя в порядке ст.276 УПК РФ в связи с существенными противоречиями оглашались показания Добвня А.М., данные им в присутствии адвоката, в ходе предварительного следствия. Из них следует, что Довбня не говорил о том, что его кто-то из парней удерживал или пытался ударить, что струны от гитары захлестнули ему горло л.д.30-33). Подсудимый Довбня показания подтвердил, пояснив, что в ходе допроса не говорил, что парни его держали и толкали, т.к. следователь об этом не спрашивал.
Кроме изложенного, вина подсудимого подтверждается следующими исследованными доказательствами.
Потерпевший П.П. суду пояснил следующее. 19.06.10 около 22ч он находился возле ДК ... по ..., где в компании распивал спиртное. К ним подошел ранее ему незнакомый Довбня, который попросил налить ему выпить. У. налил Довбне водки в разовый стаканчик, когда тот выпил, он предложил ему убрать за собой стаканчик, Довбне это не понравились, из-за этого они поругались, после чего Довбня ушел. Минут через 30 Довбня вернулся и, стоя метрах в 10, крикнул ему, чтобы он подошел. Он пошел к Довбне, Мартынов пытался его удержать, но он вырвался. Когда он подошел к подсудимому, тот сразу ударил его ножом в грудь слева, при этом он ничего не успел сказать Довбне, тот также нанес удар молча. Он Довбню не бил, ничем ему не угрожал, никто из присутствующих также подсудимого не бил. После удара ему сразу стало плохо, по поводу причиненного проникающего ранения он проходил стационарное лечение. Заявленный иск в счет компенсации причиненного ему морального вреда в сумме 50 000 рублей поддерживает.
Свидетель Ш. – командир отделения ... при УВД г.Омску суду пояснил, что 19.06.2010 он находился на службе возле ОМ-1 по .... К ним подбежал молодой человек, сказал, что возле ДК Кировского АО происходит драка «на ножах», он сообщил об этом дежурному ОМ-1 и поехал на место. Возле ДК они увидели парня с ножевым ранением, подсудимый был задержан и доставлен в ОМ-3 по г.Омску. Задержанный пояснил, что конфликт произошел из-за сына, сознался в содеянном, убежать не пытался, ножа при нем обнаружено не было.
Свидетель Ж. в судебном заседании пояснил, что Довбня является его соседом, 19.06.10 около 22ч он увидел его у ДК на ... и предложил выпить с ними спиртного. Довбня выпил из пластикового стаканчика, и П. предложил ему забрать стаканчик с собой, Довбня из-за этого поругался с П. и ушел. Через некоторое время Довбня снова подошел к ним и отозвал его в сторону, попросил помочь разобраться с кем-то, кто якобы обидел его сына. Он увидел в руке у Довбни нож, отказался ему помогать и сказал, чтобы тот нож убрал. В это время к ним подошел П., у которого с Довбней снова началась словесная ссора. Он, опасаясь, что ссора может перейти в драку, оттащил П. в сторону. В это время к Довбне подошли Мартынов, С. и другие, стали выяснять, в чем причина конфликта. П. вырвался от него и тоже пошел к Довбне. Он не видел, чтобы кто-то наносил Довбне удары, как тот ударил ножом П., тоже не видел. Когда он снова подошел к Довбне, кто-то уже ударил его гитарой, гитара струнами зацепилась за шею подсудимому, он помог её снять, отвел Довбню в сторону, увидел, что тот так и держит в руке нож. Уже после этого ему сообщили, что Довбня ножом порезал П..
Свидетель К. суду пояснила, что 19.06.2010 она находилась у дома культуры на ... в компании друзей, в которой также были П., С., Мартынов, Ж.. Ей известно, что подсудимый ещё до её прихода подходил к компании и поругался с П.. Во второй раз Довбня подошел к компании, держа в руке нож, и позвал Ж.. Увидев у него нож, она крикнула об этом всем, чтобы предупредить. Подсудимый нож не прятал, держал его в опущенной руке открыто. П. направился к подсудимому, его кто-то задержал, но он вырвался, подошел к остальным, которые стояли возле Довбни. Как Довбня ударил П., она не видела, видела, что все кинулись к П., а Ж. оттащил Довбню в сторону частного дома, там он видимо отбирал у него нож, т.к. поранил руку. Уже после того, как Довбня порезал потерпевшего, его кто-то ударил гитарой.
По ходатайству государственного обвинителя, в порядке ст. 281 УПК РФ в судебном заседании были оглашены показания свидетеля К., данные ею на предварительном следствии. Из которых известно, что Довбня проходил мимо, встал недалеко и окликнул Ж.. Следом за Ж. к Довбне пошел П. со словами, «что тебе здесь надо». В этот момент Довбня обернулся, и она увидела у него нож. Она крикнула, что у мужчины нож, С., Плюснин, Думак побежали к нему. Мартынов оттащил в сторону П., но тот вырвался и побежал к Довбне со словами «я просто поговорю». П. подбежал к остальным, которые тсояли возле Довбни, а через пару секунд у него на футболке появились следы крови. После этого кто-то нанес мужчине удар гитарой л.д.41-43). Оглашенные показания К. подтвердила, пояснила, что Довбня целенаправленно шел к их компании. Нож в руках подсудимого она видела до того, как П. подошел к нему.
Свидетель Е.. суду пояснила, что 19.06.2010 пришла к ДК после 22ч. примерно через 30-40 минут к ним подошел Довбня, стоя на расстоянии около 10м он позвал Жукенова, тот подошел к Довбне, и они о чем-то говорили. Затем она услышала, что Жукенов говорит Довбне, чтобы тот убрал нож, она увидела, что Довбня держит в руке нож, лезвием вниз. К Довбне и Жукенову подошли другие парни, стали спрашивать, в чем дело, говорили Довбне, чтобы тот убрал нож, никто при этом Довбню не бил и не толкал. Как к остальным подошел П., она не помнит, но затем увидела, что кто-то схватил Довбню за руку, в которой тот держал нож, Довбня перекинул нож в другую руку, замахнулся рукой назад вниз и ударил ножом П. в бок.
Свидетель С. суду пояснил, что ... они стояли у ДК «Кировский», выпивали. До случившегося он слышал разговор между подсудимым и потерпевшим про какие-то стаканы, они ругались. Он ненадолго отходил, а когда вернулся, увидел, что подсудимый и потерпевший разговаривают, стоя чуть в стороне от других. Ж. стоял с ними, в разговор Довбня и П. никто не вмешивался. Вдруг он увидел, как Довбня с замаха ударил потерпевшего ножом, после чего он схватил гитару и ударил ею подсудимого, опасаясь, что тот может ещё кого-нибудь ударить ножом. После чего подсудимый, не выпуская из руки нож, побежал, но его задержали и передали милиции.
Свидетель М.М. суду пояснил, что настраивал гитару, когда к ним подошел Довбня, за происходящим не следил. Услышав крики про нож, он подошел к Довбне, тот стоял держа нож в вытянутой вперед руке, на уровне груди. Перед ним полукругом стояли парни, требовали убрать нож, никто Довбню не бил, не угрожал ему. Все стояли на некотором расстоянии от подсудимого, опасаясь ножа, а П. пошел прямо к Довбне. Он испугался за потерпевшего, оттащил его в сторону, но тот вырвался, сказав, что просто поговорит с ним, и снова пошел к Довбне. Тот сразу ударил П. ножом в бок, П. не успел ему ничего сказать, ударов П. Довбне также не наносил. Тогда С. взял у него гитару и ударил ею Довбню куда-то в область левого плеча, гитара сломалась. П. сразу осел на землю, ему вызвали «Скорую».
По сообщению из БСМП-2 19.06.2010 в 23-45 часов к ним поступил П. с проникающей колото-резаной раной груди слева, артериальным кровотечением и гемморогическим шоком 3 степени, пояснивший, что на ... его ударил ножом неизвестный л.д.3).
При осмотре места происшествия, возле ... по ... был обнаружен и изъят нож л.д.7-13), который в последующем был осмотрен и признан по делу вещественным доказательством л.д.94-95,96).
По заключению судебно-медицинской экспертизы № 11618 повреждения у П. в виде проникающего в левую плевральную полость ранения с повреждением левого легкого и сегментарной артерии, сопровождающееся гемопневмотораксом, гемморогическим шоком 3 степени, причинило тяжкий вред его здоровью признаку по признаку опасности для жизни. Данное повреждение могло возникнуть от действия колюще-режущего предмета, в том числе и при ударе ножом л.д.103-104).
В исковых заявлениях прокурор Кировского АО г.Омска в интересах муниципального учреждения здравоохранения «Омской городской клинической больницы №1 им. Кабанова А.Н.» просит взыскать с Довбня А.М. 12390 рублей 88 копеек, в интересах муниципального учреждения здравоохранения «Городской клинической больницы скорой помощи №2» - 2474 рубля 40 копеек, в счет возмещения затрат на стационарное лечение потерпевшего л.д.79,131).
Материалами дела Довбня А.М. характеризуется как лицо, склонное к совершению преступлений, злоупотребляющее спиртными напитками л.д.156,157).
По мнению суда, приведенных доказательств достаточно для признания вины Довбня А.М., суд квалифицирует его действия по ст. 111 ч.1 УК РФ - как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Установлено, что Довбня А.М. осознавая противоправность своих действий, умышленно нанес П. один удар ножом в грудь, причинив тяжкий вред его здоровью. В силу своего возраста и состояния, подсудимый осознавал, что своими действиями может причинить тяжкий вред здоровью, а исходя из применения им для причинения повреждений ножа. Нанесение удара в грудь, где расположены жизненно важные органы, он и хотел причинить именно тяжкий вред.
Допрошенный на предварительном следствии и в суде Довбня пояснял, что он размахивал ножом, и в тот момент мог кого-то задеть. Таким образом, он не отрицал, что ножевое ранение причинено потерпевшему именно им. Потерпевший и на следствии и в судебном заседании пояснял, что подсудимый нанес ему удар ножом в грудь. Данный факт подтверждается и показаниями свидетелей – очевидцев произошедшего.
Из показаний подсудимого, потерпевшего и свидетелей также следует, что нанесению удара предшествовал словесный конфликт между Довбней и П., т.е. действия подсудимого были вызваны личными неприязненными отношениями к потерпевшему.
Позиция подсудимого о том, что он вынужден был защищаться с помощью ножа от агрессивных действий потерпевшего и свидетелей, по мнению суда, не нашла своего подтверждения.
Хотя показания свидетелей об обстоятельствах совершения преступления не совпадают в некоторых деталях, их показания полностью сходятся в основных обстоятельствах. Так, все свидетели подтвердили, что нож подсудимый достал ещё до того, как к нему подошел П. и другие, до нанесения удара ножом П., Довбню никто не бил, угроз в его адрес не высказывал, не препятствовал ему уйти, удар гитарой ему был нанесен уже после причинения им ножевого ранения потерпевшему.
Довбня ни на предварительном следствии, ни в суде не смог пояснить, с какой целью он подошел к компании потерпевшего, его показания о якобы неправомерных действиях в отношении его сына неконкретны, ничем не подтверждены, противоречат его же показаниям. Так, на предварительном следствии он пояснял, что увидел, как его сына незнакомый мужчина отвел в сторону и они о чем-то стали говорить, он предположил, что его сына обижают. Он пошел разбираться с обидчиком, но, увидев Ж., решил с ним поговорить л.д.60-61). В судебном заседании он пояснил, что проходил мимо компании П., т.к. шел искать сына, который гулял на улице.
В материалах уголовного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие причинение Довбне 19.06.10 телесных повреждений, в личном деле арестованного Довбня имеется справка о принятии его в СИЗО, где указано, что при освидетельствовании никаких телесных повреждений у него не обнаружено.
Свидетель Ж. пояснил, что не видел, чтобы кто-то бил Довбню, после удара гитарой тот остался стоять на ногах, он сразу помог Довбне освободиться от разбитой гитары и отвел его в сторону. Т.е. Ж. подтвердил, что после того, как Довбню ударили гитарой, он ножом не размахивал, а значит не мог в этот момент порезать П..
Свидетели Е., С. и М. пояснили, что подсудимый нанес П. целенаправленный удар, специально для этого замахнулся. Характер полученного потерпевшим повреждения свидетельствует, что оно не могло быть нанесено скользящим движением при размахивании ножом из стороны в сторону. Повреждение колото-резаное, ширина раны не превышает ширины клинка, глубоко проникает в грудную клетку настолько глубоко, что достигает легкого. Таким образом, показания свидетелей о механизме нанесения удара – с замахом назад, снизу-вверх – полностью подтверждены выводами эксперта.
Суд принимает во внимание, что ранее Довбня неоднократно судим за совершение преступлений с применением ножа, его поведение 19.06.10 свидетельствует о том, что он явно искал повод к конфликту с кем-либо, и ожидал именно такого развития событий, при которых он сможет вновь применить нож.
В основу приговора суд кладет показания потерпевшего, свидетелей, который по сути согласуются между собой, подтверждаются другими доказательствами. Суд не усматривает у свидетелей оснований для оговора подсудимого.
При решении вопрос о назначении наказания, суд принимает во внимание степень и характер общественной опасности совершенного преступления, отнесенного к категории тяжких, а также данные о личности подсудимого, характеризующегося неудовлетворительно, ранее судимого.
Как смягчающие наказание обстоятельства, в соответствии со ст. 61 УК РФ, суд учитывает – частичное признание подсудимым вины, раскаяние в содеянном, наличие на его иждивении несовершеннолетних детей, состояние его здоровья.
Отягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным ст. 63 УК РФ, является наличие в действиях Довбня А.М. рецидив преступлений.
Учитывая конкретные обстоятельства и тяжесть совершенного преступления, данные о личности подсудимого, суд считает необходимым назначить Довбне наказание, связанное с изоляцией от общества, не усматривая оснований для применения положений ст. 64 и 73 УК РФ.
Исковые требования прокурора Кировского АО г.Омска в интересах муниципального учреждения здравоохранения «Омской городской клинической больницы №1 им. Кабанова А.Н.» и муниципального учреждения здравоохранения «Городской клинической больницы скорой помощи №2», а также исковые требования потерпевшего П. о компенсации морального вреда суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Признать Довбня А.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Довбня А.М. в виде содержание под стражей оставить прежней, до вступления приговора в законную силу содержать его в СИЗО.
Срок отбывания наказания исчислять с 29 сентября 2010 года. В срок отбытия наказания зачесть время содержания Довбня А.М. под стражей с момента его задержания 20.06.2010.
Взыскать с Довбня А.М. в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Омской городской клинической больницы №1 им. Кабанова А.Н.» 12 390 рублей 88 копеек, в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Городской клинической больницы скорой помощи №2» 2 474 рублей 40 копеек в счет возмещения затрат на лечение потерпевшего в стационаре.
Взыскать в Довбня А.М. в пользу П. 50 000 рублей в счет компенсации причиненного его действиями морального вреда.
Вещественное доказательство – нож – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня провозглашения, а осужденным Довбня А.М. – в тот же срок с момента получения копии приговора. Разъяснить осужденному его право, в случае подачи жалобы, ходатайствовать о личном присутствии при рассмотрении дела кассационной инстанцией, а также о назначении ему защитника.
Судья: О.В. Нахаева
Приговор вступил в законную силу 18.10.2010 г., в кассационной инстанции не обжаловался.