по иску природоохранного прокурора к ООО `Завод кольцевых заготовок` о разработке проекта санитарно



Дело № ...

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Кармацкого М.Ю.

при секретаре судебного заседания Першиной К.Н.,

с участием прокурора Урусова Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 03 августа 2010 г. в порядке заочного производства гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «З» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «З» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны. В обосновании своих требований указал, что ООО «З» осуществляет производственную деятельность в результате которой производится выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, размещенных в г. Омске по ул. Л в объеме 16,4812 тонн в год. Основной вид производственной деятельности предприятия – производство стальных отливок методом электрошлакового переплава, количество выплавляемого металла в год 1,9 тысяч тонн.

В нарушение федерального законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране атмосферного воздуха, требований СанПин должностными лицами ООО «З» не разработан проект санитарно-защитной зоны производства. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора ООО «З», расчетами нормативов предельно допустимых выбросов предприятии, экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области».

Просит суд обязать ООО «З» разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны производства, размещенного на промышленной площадке в г. Омске по ул. Л и представить его в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам в срок до 01.12.2010; разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны указанного производства и представить его в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам в срок до 01.10.2011.

Представитель Омского межрайонного природоохранного прокурора Урусов Р.Ю. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении, пояснил, что ответчиком до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны не разработан.

Представитель ответчика ООО «З» в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный о его месте и времени.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный о его месте и времени.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что ООО «З» зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе 23.09.2002 л.д. 33, 34). Устав ООО «З» утвержден решением общего собрания участников – протокол № ... от 08.09.2009 г. л.д. 9-10). Местом расположения ООО «З» является г. Омск, ул. Л

Согласно экспертного заключения по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «З» от 13.05.2010 № 2014ГТ-Н основной вид производственной деятельности предприятия – производство стальных отливок методом электрошлакового переплава. Количество выплавляемого металла в год 1,9 тысяч тонн. Производство расположено на промышленной площадке в зоне сложившейся застройки. С севера на расстоянии 40 м от территории ООО «З» располагается лесополоса, с юга - селитебная зона (частные дома) с востока на расстоянии 60 м – два частных жилых дома, с запада – Русско-Полянский тракт. Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «З» соответствует СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» л.д.15-17).

Приложением к санитарно-эпидемиологическому заключению № ... от 18.05.2010 представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух л.д. 12).

Из объяснения директора ООО «З» К следует, что согласно СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 размер защитной зоны для предприятия составляет 100 м. Ближайшая жилая застройка расположена с севера востока – 40 м, с востока – 60 м. Размещение жилой зоны в санитарно-защитной зоне допустимо при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на ближайшую жилую зону в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических лабораторных наблюдений за состоянием воздушной среды. План-график контроля был разработан и согласован с СЛАМ МПР России по Омской области. В течение 2006 г. ежемесячно проводились лабораторные наблюдения, которые показали, что максимальные расчетные концентрации по всем веществам в санитарно-защитной зоне (далее – СЗЗ) и на границе ближайшей жилой зоны не превышают предельно допустимой концентрации. Проект СЗЗ не разрабатывался. В настоящее время заключается договор с ООО «З» на разработку проекта санитарно-защитной зоны л.д. 13-14).

Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 21 от 02.05.2007, срок действия – 02.05.2009. Разрешен суммарный выброс вредных (загрязняющих) веществ в количестве 16,4812 тонн в год л.д. 19).

Распоряжением Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 24.05.2010 № 26/6479 об утверждении проекта нормативов ПДВ ООО «З» рекомендовано предоставить документальное подтверждение соответствия деятельности предприятия критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285. Наличие такого документального подтверждения дает право на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 288 л.д. 18).

В соответствии с частью 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В соответствии со ст.ст. 42, 52 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной в целях установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст.ст. 12,13,15-28, 40-41 вышеуказанного закона, санитарными правилами, дают санитарно-эпидемиологические заключения.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно требованиям пунктов 1.2., 2.1., 2.2., 2.3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» действие распространяется на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

Пунктом 2.11. Санитарных правил размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В соответствии с санитарной классификацией СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» производственный комплекс ответчика относится к предприятиям 4 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м., что подтверждается расчетами нормативов предельно допустимых выбросов предприятия, утвержденными заместителем руководителя УТЭН Ростехнадзора по Омской области 21.05.2010, санитарно-эпидемиологическим заключением на проект нормативов ... ... от 18.05.2010 и приложением к нему, экспертным заключением по проекту от 13.05.2010 № 2014ГТ-Н.

До настоящего времени проект санитарно-защитной зоны ответчиком не разработан.

Таким образом, ООО «З» при эксплуатации производства не принял мер по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физических факторов воздействия на население, установив специальную территорию с особым режимом использования – ССЗ, что может оказать вредное влияние на здоровье населения.

Этим нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду охрану здоровья, предусмотренные ст. 7, 42 Конституции Российской Федерации.

По правилам ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с вышеизложенным суд считает, что требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «З» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в пользу местного бюджета подлежат взысканию 4000 рублей в счёт уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «З» в срок до 01.12.2010 разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны производства, размещенного на промышленной площадке в г. Омске по ул. Л и представить его в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам в срок до 01.12.2010 года; разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны указанного производства и представить его в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам в срок до 01.10.2011 года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «З» в пользу бюджета г. Омска 4000 рублей в счёт уплаты государственной пошлины.

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г. Омска заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об его отмене, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий М.Ю. Кармацкий

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200