Дело № 2-3207/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Бутаковой М.П.,
при секретаре Боярчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 17 августа 2010 г. гражданское дело по иску прокурора Кировского АО г. Омска к МОУДО «Д», Департаменту образования администрации г. Омска о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор КАО г. Омска обратился в суд с иском к МОУДО «Д», Департаменту образования администрации г. Омска о признании бездействий незаконными, указывая, что в результате проверки установлено, что на территории детсада Номер обезличен расположено 8 игровых площадок, из которых песочницами оборудовано только 6. На 4 площадках отсутствуют теневые навесы-веранды. Песочницы оборудованы деревянными крышками, находящимися в эксплуатации и имеющими большой процент износа, которые не обеспечивают надежной защиты и предупреждения загрязнения песка. В начале июня 2010 г. проведена смена песка, однако он не исследован на степень биологического загрязнения. В связи с чем прокурор просит признать бездействие муниципального образовательного учреждения дошкольного образования «Д», выразившееся в непринятии мер к оборудованию четырех игровых площадок теневыми навесами, песочниц крышками для: ограничения доступа разносчиков возбудителей кишечных инфекций в ночное время суток, к исследованию песка на степень биологического загрязнения, незаконным; признать бездействие учредителя образовательного учреждения Администрации города Омска в лице департамента образования Администрации Омска, выразившееся в нефинансировании мероприятий МОУДО «Д» по оборудованию четырех игровых площадок теневыми навесами, по обязательной ежегодной смене песка и неоднократному, в течение теплого времени исследованию песка на степень биологического загрязнения, обеспечению песочниц крышками, незаконным; обязать МОУДО «Д», учредителя образовательного учреждения - Администрацию города Омска в лице Департамента образования администрации г.Омска принять меры по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства
В судебном заседании прокурор иск поддержал полностью по изложенным в нем доводам.
Директор МОУДО «Д» Степанова Н.А. против иска возражала, пояснив суду, что к Дата обезличена г. все будет устранено, сейчас в детском саду идет ремонт.
Представитель Департамента образования администрации г. Омска в суд не явился, извещен надлежаще. Ранее представитель ответчика Бутько Ю.А. по доверенности л.д. 38) против иска возражала, поскольку в садике идут ремонтные работы, на которые необходимые денежные средства были выявлены.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Уставу МОУДО «Д» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Муниципальное образование город Омск в лице Управления (в настоящее время – Департамент) образования администрации г. Омска.
Учреждение является дошкольным образовательным учреждением присмотра, ухода и оздоровления детей общеразвивающего типа л.д. 7-15).
В силу ст. 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., подписанной от имени СССР 26.01.1990 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 г., действующей на территории Российской Федерации, государства - участники признают, что каждый ребенок неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закона РФ № 3266-1) образовательное учреждение создает гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. В силу п. п. 1, 3, 4 ч. 3 ст. 32 указанного Закона образовательное учреждение ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время цельного процесса; нарушение прав и свобод воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п.6.2. ст. 9 Закона РФ № 3266-1 к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются государственные требования.
На основании ст. 12 Закона РФ № 3266-1 образовательное учреждение является юридическим лицом; дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, пунктом 5 которого установлено, что основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление здоровья детей.
В соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнения санитарно-противоэпидемиологических - профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Исходя из положений ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В целях обеспечения данной нормы закона Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 105 пелены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации.
СанПиН 3.2.1333-03» (далее СанПиН 3.2.1333-03) согласно п. 2.1. которых установлено, что юридически лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны проводит мероприятия по профилактике паразитарных болезней на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.12. СанПиН 3.2.1333-03 установлено, что мероприятия по профилактике токсокароза включают регулярную замену песка в детских песочницах (три раза в теплое время года) и предупреждение загрязнения их собаками и кошками.
Постановлением главного государственного врача РФ № 24 от 26.03.2003 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03» (Далее СанПиН 2.4.1.1249-03).
В соответствии с п. 1.3. СанПиН 2.4.1.1249-03 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1.12. СанПиН 2.4.1.1249-03 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.
Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м.
Согласно п. 2.1.16. СанПиН 2.4.1.1249-03 ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
В соответствии с п. 1.2. устава МОУДО «Д» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и ранки со своим наименованием.
В соответствии со ст. 41 Закона РФ № 3266-1 деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством; финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню
Статьей 48 ГК РФ установлено, что к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Факт того, что в Д требуется ремонт теневых навесов на игровых площадках Номер обезличенНомер обезличен, отсутствуют теневые навесы на игровых площадках Номер обезличенНомер обезличен; песочницы оборудованы только на 8 из 8 игровых площадках; требуется замена деревянных крышек на песочницах, замена песка в июне 2010 года проведена без исследования на степень биологического загрязнения подтверждается как санитарно-эпидемиологическим заключением л.д. 16-17), так и не оспаривается ответчиком.
К доводам ответчиков о том, что в результате проводимого ремонта все указанные прокурором недостатки будут устранены, суд относится критически, поскольку как следует из представленных суду бюджетной смете на 2010 год, плану ремонтных работ на 2010 год, локальным сметным расчетам выполнение таких видов работ как мероприятия по замене песка, проведение неоднократных исследований на степень его биологического загрязнения в течение всего теплого времени года, оборудование игровых площадок теневыми навесами, песочниц крышками, финансирование названных мероприятий в 2010 году не предусмотрено. Каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что руководством МОУДО «Д» принимались необходимые меры для получения необходимого финансирования, обращалось внимание учредителя на необходимость производства данного вида работ, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие муниципального образовательного учреждения дошкольного образования «Д», выразившееся в непринятии мер к оборудованию четырех игровых площадок теневыми навесами, песочниц крышками для: ограничения доступа разносчиков возбудителей кишечных инфекций в ночное время суток, к исследованию песка на степень биологического загрязнения, незаконным.
Признать бездействие учредителя образовательного учреждения Администрации города Омска в лице департамента образования Администрации Омска, выразившееся в нефинансировании мероприятий МОУДО «Д» по оборудованию четырех игровых площадок теневыми навесами, по обязательной ежегодной смене песка и неоднократному, в течение теплого времени исследованию песка на степень биологического загрязнения, обеспечению песочниц крышками, незаконным.
Обязать МОУДО «Д», учредителя образовательного учреждения - Администрацию города Омска в лице Департамента образования администрации г.Омска принять меры по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Председательствующий М.П. Бутакова
Решение не вступило в законную силу