Дело № 2-3804/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Шарушинской Г.Д.
при секретаре Кургановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 08 сентября 2010 года дело по иску Макаровой Надежды Николаевны к ГУ Управлению ПФР в Кировском АО г. Омска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кировском АО г. Омска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью. В обоснование иска указала, что ответчиком из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до 3 лет с 10.03.1991г. по 31.05.1991г., с 15.09.1993 года по 26.12.1996 года период работы в должности дежурного фельдшера в ОАО «Омскгидропривод», с 27.12.1996 года по 21.12.199 года в должности заведующей здравпунктом ОАО «Мельница», с 01.01.2000 года по 07.04.2010 года в должности фельдшера а ОАО «Мельница», мотивируя тем, что указанная должность не предусмотрена списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С указанным решением ответчика истец не согласна, поскольку в ОАО «Мельница» и ОАО «Омскгидропривод» она исключительно осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья работников этого предприятия. Просила обязать ответчика включить в стаж ее работы указанные периоды, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 08.04.2010 года.
Истец Макарова Н.Н. – в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца – Румянцев П.А., действующий на основании доверенности л.д.8) – заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить, полагал, что спорные периоды должны быть включены в специальный стаж, поскольку истец осуществляла лечебную деятельность, при этом работала дежурным фельдшером полный рабочий день.
Представители ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска – Мамонтова Т.Г, Велигуров М.Г, действующие на основании доверенности л.д.28,59) против удовлетворения требований возражали, по доводам изложенным в отзыве. Суду пояснили, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истец лечебную деятельность не осуществляла, кроме того, ни ОАО «Омскгидропривод», ни ОАО «Мельница» не предусмотрены Списком должностей и учреждений. ОАО «Мельница» также с 2000 года не проставляет код льготы (письменный отзыв нал.д.61-64).
Представитель третьего лица ОАО «Мельница» - Исаева Н.В., действующая на основании доверенности л.д.60), заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, пояснив, что отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет засчитывается в общий непрерывный стаж, в ОАО «Мельница» истец работала полный рабочий день.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Макарова Н.Н. в периоды работы с 15.09.1993 г. по 26.12.1996 г. работала в Бюро бытового и хозяйственного обслуживания завода «Омскгидропривод» в должности дежурного фельдшера, с 27.12.1996 года по 31.12.1999 года работала в ОАО «Мельница» в должности заведующей здравпунктом, с 01.01.2000 года по 07.04.2010 года работала в ОАО «Мельница» в должности фельдшера, что подтверждается представленной в материалах дела копией трудовой книжки, справками ОАО «Мельница» л.д. 15-17,45,46,47).
Из протокола заседания комиссии № 558 от 28.04.2010 года следует, что оценка пенсионных прав истца осуществлялась по двум вариантам: по действующему и по ранее действующему законодательству. По первому и второму варианту ответчик исключил из специального стажа истца отпуск по уходу за ребенком, периоды работы в должности дежурного фельдшера в ОАО «Омскгидропривод», в здравпункте ОАО «Мельница», заведующей фельдшерским здравпунктом, так как Списками указанная должность не предусмотрена.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях Российской Федерации” (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781). В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
В указанном списке в разделе «Наименование должностей» содержится должность «заведующая медицинским пунктом - фельдшер (медицинская сестра)».
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 11 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитывается работа во врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 ст.28 и пунктов 1 и 2 ст. 31 настоящего Федерального закона, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствуют.
Следовательно, правило о зачете в медицинский стаж периодов работы во врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, применимо не только в отношении работников указанных подразделений государственных и муниципальных организаций, но и организаций иной организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе открытых акционерных обществ.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П вновь принятое законодательство не может служить для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введение в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, действовавшим с 01 ноября 1999 года, до вступления в действие Постановления Правительства РФ № 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с данным Списком также предусмотрено наименование указанной выше должности.
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 г. № 634, от 23.07.1993г. № 701, от 22.09.1993г. № 953), действовавшим до 01.11.1999 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидимиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидимиологических учреждений всех форм собственности.
При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», в соответствии с которым к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 «заведующий отделением».
Из справки, уточняющей характер работы ОАО «Омскгидропривод» следует, что в период с 15.09.1993 года по 26.12.1996 года истец работала полный рабочий день в должности дежурного фельдшера л.д.26).
Согласно ч. 2 Положения ОАО «Мельница» здравпункт оказывает квалифицированную медицинскую помощь работникам предприятия, проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья работников предприятий л.д.22).
Согласно должностной инструкции фельдшера здравпункта ОАО «Мельница» за 2008год, фельдшер обязан проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, ежедневно вести амбулаторный прием, согласно плана проводить профилактические прививки, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, неотложных состояниях, вести учет больничных листов, проведение профилактических осмотров, осуществление контроля за санитарным состоянием пунктов приема пищи и т.д. л.д.42-44).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец в спорные периоды времени работала в должности фельдшера, не представление работодателем кода льготы не может быть поставлено в вину работнику, а тем более являться основанием для ограничения его пенсионных прав, поэтому суд полагает возможным зачесть в медицинский стаж истца периоды работы с 15.09.1993 года по 26.12.1996 года в должности дежурного фельдшера в Бюро бытового и хозяйственного обслуживания завода «Омскгидропривод», с 27.12.1996 года по 31.12.1999 года в должности заведующей здравпунктом в ОАО «Мельница», с 01.01.2000 года по 07.04.2010 года в должности фельдшера в ОАО «Мельница».
Статья 167 КЗоТ РСФСР, действующая в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, устанавливала включение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в законную силу 06.10.1992 года, внесены изменения в ст.167 КЗоТ РСФСР. С указанного времени законодатель предусмотрел, что частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трех лет засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии по льготным условиям).
Таким образом, суд считает возможным зачесть в специальный стаж истца период нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет - с 10.03.1991 года по 31.05.1991 года.
Ответчиком по первому и второму варианту определен медицинский стаж истца – 13 лет 02 месяца 20 дней. Продолжительность спорных периодов составляет:
- с 15.09.1993г. по 26.12.1996 г. – 03 года 03 месяца 12 дней;
- с 27.12.1996г. по 31.12.1999г. – 03 года 00 месяцев 04 дня;
- с 10.03.1991 года по 31.05.1991 года. – 00 лет 02 месяца 21 день;
- с 01.01.2000 года по 07.04.2010 года - 10 лет 03 месяца 06 дней, всего 16 лет 09 месяцев 13 дней.
Итого суммарная продолжительность медицинского стажа истицы равна 30 лет 00 месяцев 03 дня.
Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии истцом выработан необходимый специальный стаж продолжительностью более 30 лет.
В соответствии с ч. 1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на пенсию. Поскольку истец на дату обращения имела необходимый общий и специальный стаж, суд признает за истцом право на пенсию с даты обращения – с 08 апреля 2010 года.
В соответствии 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах, с учетом степени участия в процессе и оказания юридических услуг. Согласно договору об оказании консультационных услуг л.д.11-14) истицу представителем, с учетом справедливости и разумности суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы сумму в размере 4 000 рублей.
По правилам ст. 98 ГПК с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 200 рублей л.д.3), расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 500 рублей л.д.9), стоимость машинописной работы в сумме 100 рублей л.д.10), всего 800 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Зачесть в стаж работы Макаровой Надежды Николаевны, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10.03.1991 года по 31.05.1991 года, период с 15.09.1993 по 26.12.1996 года в должности дежурного фельдшера в Бюро бытового и хозяйственного обслуживания ОАО «Омскгидропривод», с 27.12.1996 по 31.12.1999 года в должности заведующей здравпунктом ОАО «Мельница», с 01.01.2000 года по 07.04.2010 года в должности фельдшера в ОАО «Мельница».
Признать за Макаровой Надеждой Николаевной право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью- с 08 апреля 2010 года.
Обязать ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска назначить Макаровой Надежде Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью - с 08 апреля 2010 года.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска в пользу Макаровой Надежды Николаевны расходы в сумме 4 800 рублей, в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Д. Шарушинская
Решение не вступило в законную силу