Дело № 2-3798/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Шарушинской Г.Д.
при секретаре Кургановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 21 сентября 2010 года гражданское дело по иску Погашова Валерия Федоровича к ГУ Управлению ПФР в КАО г. Омска о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Погашов В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию по пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ. В обоснование своих доводов указал, что решением комиссии от 04.06.2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Из специального стажа исключен период работы с 03.08.2001 года по 31.12.2009 года в качестве водителя 1 класса в МУ ПАТП-8, МП г. Омска «Пассажирское предприятие №8». Трудовая деятельность истца в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, он в полном объеме выполнял функциональные обязанности, занимал штатную должность, получал заработную плату. Просил включить в специальный стаж спорные периоды работы с 03.08.2001 года по 31.12.2009 года, признать право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ с 26.05.2010 года.
В судебном заседании истец Погашов В.Ф. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что период работы с 03.08.2001 года по 31.12.2009 года исключен из специального стажа по непонятным причинам, работал он на городском маршруте, занятость была полная.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска – Трегубова С.А. (копия доверенности –л.д.22) против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что в специальный стаж подлежит включению лишь работа на городских маршрутах, в периоды работы, исключенные из льготного стажа, не прослеживается занятость в течение полного рабочего времени на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Представитель третьего лица – МП г. Омска «Пассажирское предприятие №8» в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании п.п. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 п.1 пп.10 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" водители автобусов, троллейбусов, трамваев имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при обязательном условии их работы на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Также пункт 10 ч. 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением ФИО4от ... г. N 516).
Пункты 4, 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29)(с изменениями от 1 октября 1999 г.) установлено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Поскольку назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» по своей правовой природе сходно с назначением досрочной трудовой пенсии по Списку № 1 и № 2, очевидно, что толкование полной занятости, данное пунктом 5 разъяснения Минтруда РФ №5, применимо и для определения полной занятости лиц, претендующих на назначение пенсии в связи с осуществлением перевозок на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Данное Министерством труда Российской Федерации разъяснение содержит отсутствующие в Законе и Постановлении Правительства дополнительные гарантии, улучшающие положение работников, занятых на работах, связанных с особыми условиями труда.
Так, в п.5 разъяснения предусмотрено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, а не в течение всего рабочего дня (100% рабочего времени). Кроме того, в пункте 5 разъяснения предусмотрены и другие (улучшающие правовое положение работников при особых условиях труда), не установленные Законом и Постановлением Правительства РФ гарантии. В частности, предусмотрено, что в указанное время (в течение 80% дневного рабочего времени) включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования: в указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Следовательно, для назначения пенсии по пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для мужчины необходимо наличие совокупности следующих условий:
-достижение возраста 55 лет,
-наличие общего трудового стажа не менее 25 лет,
-наличие стажа работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет,
-наличие в периоды указанного специального стажа занятости по профессии водителя в совокупности с требуемым видом перевозок в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80 % рабочего времени).
Из материалов дела следует, что Погашов В.Ф. работал водителем автобуса 1 класса в период с 10.07.1985 года по 24.07.2001 года в Омском МУ ПАТП №9 (Омское пассажирское предприятие №9, МП ОПАТП №9), с 03.08.2001 года по 31.05.2007 года в МП г. Омска ПАТП-8, с 01.04.2007 года по настоящее время в МП г. Омска «Пассажирское предприятие №8» (копия трудовой книжки –л.д.11-16, справки –л.д.18).
Согласно протоколу заседания комиссии ... от 04.06.2010 года из специального и трудового стажа истца исключен период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.05.2007 года по 26.05.2007 года. В соответствии с протоколом заседания комиссии ... от 04.06.2010 года из специального стажа Погашова В.Ф. ответчиком исключены периоды работы с 01.04.1999 года по 31.07.1999 года, с 01.09.1999 года по 30.09.1999 года, с 01.11.1999 года по 31.05.2000 года, с 01.10.2000 года по 28.02.2001 года, с 01.04.2001 года по 30.04.2001 года, с 01.06.2001 года по 24.07.2001 года, поскольку отсутствовала полная занятость на регулярных городских маршрутах. Специальный стаж истца изначально определен в 13 лет 05 месяцев 28 дней, затем пересчитан и составил 16 лет 10 месяцев 22 дня, страховой стаж составляет 42 года 09 месяцев 18 дней л.д.9,10).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчиком неправомерно не включены в его льготный стаж период работы с 10.07.1985 года по 31.12.1989 года, с 03.08.2001 года по 31.12.2009 года в качестве водителя 1 класса в МУ ПАТП-8 (МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8»).
Вместе с тем, по данным о страховом стаже истца, оспариваемый им период работы зачтен ответчиком в льготный стаж, за исключением периодов с 10.07.1985 года по 31.12.1989 года (04 года 05 месяцев 21 день), с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года (30 дней), с 01.05.2004 года по 30.09.2004 года (04 месяца 29 дней), с 01.01.2006 года по 31.01.2006 года (01 месяц), с 27.05.2007 года по 31.05.2007 года (04 дня), с 01.07.2007 года по 31.08.2007 года (02 месяца), с 01.06.2008 года по 30.06.2008 года (01 месяц), с 01.07.2009 года по 31.10.2009 года (04 месяца) л.д.29-32).
При исчислении степени занятости в указанные периоды, правомерно исходить из суммированного учета рабочего времени за учетный период - один месяц, поскольку это прямо предусмотрено п. 8 Приложения к приказу Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 - Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Разделение автобусных перевозок на "городской" и "пригородный" виды осуществляется по территориальному признаку.
Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981, было предусмотрено, что к пассажирским городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - проходящие за пределы черты города на расстоянии до 50 км включительно.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Работа водителей на пригородных маршрутах в приведённой норме не указана.
Выборка часов на льготную пенсию в сопоставлении с производственным календарем позволяют произвести расчет занятости истца на регулярных городских пассажирских перевозках с 2001 года по 2009 год.
За период с 1985 года по 1989 год таковой выборки часов не представлено, в трудовой книжке л.д.11-13), архивной копии личной карточки ... на Погашова В.Ф. указание на полную занятость на регулярных городских пассажирских перевозках отсутствует.
По правилам п.5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" в специальный стаж подлежит включению время работы на городском регулярном пассажирском маршруте, подготовительно-заключительное время, ремонт, техническое обслуживание. Перевозки на заказных маршрутах не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это самостоятельный вид перевозок, не предусмотренный в качестве особых условий для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно представленным лицевым счетам за периоды с 01.01.2001 года по 31.03.2007 года в исключенные ответчиком спорные периоды занятость истца не менее 80% рабочего времени в качестве водителя автобуса городского пассажирского маршрута не подтверждается, в связи с чем, оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не имеется л.д.41-48).
Каких-либо иных доказательств в подтверждение занятости не менее 80% рабочего времени в качестве водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте, истцом в нарушение правил статьи 56 ГПК РФ, суду представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на пенсию.
Погашов В.Ф., ...1951 года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ - 26.05.2010 года. Ответчиком специальный стаж истца определен в 16 лет 10 месяцев 22 дня и является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, тот факт, что каких-либо достаточных доказательств в подтверждение занятости истца в спорные периоды времени на работах, предусмотренных п.п.10 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, суду представлено не было, суд считает возможным в удовлетворении заявленных исковых требований о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ - отказать.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Погашова Валерия Федоровича к ГУ Управлению ПФР в Кировском АО г. Омска о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Д. Шарушинская