решение от 05.10.10 по заявлению Завалькевича В.А. об оспаривании действий УФМС России по ОО



Дело № 2 - 4521 за 2010 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего Быкова А.В.,

при секретаре Кудиновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по заявлению Завалькевича В.А. об оспаривании действий УФМС России по Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Завалькевич В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС России по Омской области, при этом указав следующее.

В июле 2010 года Заявитель обратился в УФМС России по Омской области с заявлением о признании гражданства Российской Федерации. В соответствии с письмом за № ... от 12.08.2010 г. Заявителю было отказано в признании гражданства РФ.

Отказ был мотивирован следующими обстоятельствами: «признать Вас гражданином Российской Федерации... не представляется возможным, так как на день Вашего рождения Ваша мать не имела гражданства Российской Федерации, гражданство она приобрела 28.11.1994 г.».

Данный отказ Заявитель считает незаконным по следующим основаниям:

Мать Заявителя, Завалькевич (Чащихина) В.М., родилась на территории РСФСР, в Пермском крае. Во время распада СССР, не зная всех тонкостей законодательных актов, желая заменить паспорт старого образца на паспорт Российской Федерации и боясь оказаться заложником межгосударственных отношений, она написала заявление о приеме российского гражданства в посольстве России в Казахстане, являясь при этом россиянкой по рождению и не отказывающейся от него заявлением о принятии другого гражданства.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ. РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР. считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они на территории Российской Федерации. Из такого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 Конституции Российской федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только они не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» применительно к указанным в ней липам выражение «считаются состоявшимися в гражданстве Российской Федерации по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их свободного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за его пределами не прекращает российского гражданства.

Из данной правовой позиции следует, что признание Гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N12-11 является с силу принципа «права крови», действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка -независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только оно не утратило это гражданство по собственному свободному волеизъявлению

Даже, если принять во внимание аргументацию органов УФМС на то, что Заявитель не находился на территории РФ на момент 6 февраля 1992 г., он, как прямой - наследник гражданки РФ «с соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «считать восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992 г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное место жительства в Россию после 6 февраля 1992 г., считается восстановленным в гражданстве.

Тем более Заявитель не выявлял желания быть гражданином другой республики и не выссказывал желания отказаться от гражданства РФ. В доказательство Заявителем представляется справка из Консульства Казахстана, что Заявитель не является гражданином Республики Казахстан. Также, его отец, Завалькевич А.Л., с 1946 года воспитывался в системе детских домов СССР. Является гражданином Российской Федерации.

Заявитель зарегистрирован в г. Омск ... с 1994 года по настоящее время.

Просил признать отказ УФМС России по Омской области в признании Заявителя гражданина РФ незаконным.

Обязать УФМС России по Омской области признать Заявителя гражданином Российской Федерации.

В судебном заседании Завалькевич В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным выше.

В письменном отзыве УФМС России по Омской области указало следующее.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии с ч. 7 ст. 4 указанного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, действующих на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

К таким законодательным актам относиться Закон Российской Федерации от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», признавший гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, то есть на 06.02.1992 г. (ч. 1 ст. 13). Лица, прибывшие на территорию Российской Федерации после указанной даты, приобретают гражданство России.

Решение вопросов гражданства Российской Федерации не может быть предметом судебного разбирательства. Эти вопросы Конституцией Российской Федерации (ст. 89) и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст.28) отнесены к исключительному ведению Президента Российской Федерации и полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Завалькевич В.А. ... уроженец Кустанайской области, по сведениям ОАСР зарегистрирован по месту жительства с 16.07.1994 г. по настоящее время по адресу: г. Омск..., по паспорту гражданина СССР ..., выданному 15.01.1985 г. Аркалыкским РОВД Тургайской области. На вышеуказанный адрес прибыл из Республики Казахстан.

В июле 2010 года Завалькевич В.А. обратился в УФМС России по Омской области по вопросу о признании гражданства Российской Федерации.

По сведениям УФМС России по Омской области заявитель по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в органы внутренних дел Омской области в установленном законом порядке не обращался.

В своем заявлении Завалькевич В.А. указывает, что его мать является гражданкой РФ по рождению, а он, как ее ребенок, является гражданином РФ по крови, в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 21.04.2005 г. № 118-0,

В соответствии с данным Определением положение пункта "а" части первой статьи 12 ФЗ 31.05.2002 № 62 -ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению.

Согласно приложенной к заявлению копии свидетельства о рождении заявитель имеет обоих родителей. По данным электронной базы МИД России мать заявителя - Завалькевич В М -приобрела гражданство Российской Федерации 28.11.1994 г. в Генеральном консульстве России в г. Алматы в соответствии с пунктом «Г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28.11.19991 г. № ..., дело № ...

В соответствии с указанной нормой в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретали граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Таким образом, мать заявителя приобрела гражданство Российской Федерации в порядке регистрации, а не была признана гражданкой Российской Федерации по рождению. Таким образом, положения ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и правовая позиция определения Конституционного суда РФ от 21 апреля 2005 года № 118 в данном случае применению не подлежат.

В приложенной к заявлению консульской справке указано, что Завалькевич В.А. зарегистрирован в Консульстве Республики Казахстан в г. Омске как утративший гражданство республики Казахстан. Поскольку заявитель прибыл на территорию РФ в совершеннолетнем возрасте, учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что заявитель в гражданстве Республики Казахстан состоял.

Письмом от 12.08.2010 г. № 20/3-4 заявителю разъяснено, что с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации он сможет обратиться в подразделение УФМС России по Омской области по месту регистрации при наличии вида на жительство.

В судебном заседании представитель УФМС России по Омской области Казюра Т.А. поддержала доводы отзыва, при этом добавив, что заявитель имеет не снятую судимость.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении го прав и свобод.

При этом согласно ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. закрепляет за судом - в отличие от искового производства - возможность выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований. Такое регулирование имеет целью обеспечение полноты проверки законности оспариваемых решений, действий (бездействия) и установление дополнительных гарантий права на судебную защиту граждан как слабой стороны в публичных правоотношениях. Соответственно, часть третья статьи 246 ГПК Российской Федерации не исключает для суда обязанность всесторонне и полно рассмотреть заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов и вынести законное и обоснованное решение по делу.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Таким законом в настоящее время и на момент обращения Завалькевича В.А. в уполномоченный орган является Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закрепляя принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, этот Федеральный закон регламентирует в том числе вопросы гражданства детей при изменении гражданства родителей (статья 9), а также устанавливает основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации (статья 16).

Так, статья 9 названного Федерального закона, находящаяся во взаимосвязи с положениями главы V того же Федерального закона, предусматривает принцип следования гражданства ребенка за гражданством его родителей, в частности в том случае, когда один из родителей или оба родителя, не имея гражданства Российской Федерации, его приобретают; при этом для приобретения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

Тем самым данные законоположения, как позволяющие обеспечивать стабильность отношений между ребенком и родителями при изменении их гражданства и в то же время устанавливающие дополнительные права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, связанные с учетом его мнения по поводу изменения (приобретения или прекращения) гражданства в связи с изменением гражданской принадлежности родителей, направлены на защиту прав и интересов ребенка и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие требования Конституции Российской Федерации.

Статьей 16 названного Федерального закона в числе оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации предусмотрено такое, как подача заявлений лицами, которые осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания) (пункт "ж"). По своему буквальному смыслу, это законоположение вводит для лиц, совершивших наиболее серьезное по степени общественной опасности правонарушение - правонарушение, предусмотренное уголовным законом, временный запрет на прием в гражданство Российской Федерации, который действует строго в пределах срока наказания и, следовательно, не порождает каких-либо правовых последствий для лиц, отбывших уголовное наказание.

В соответствии с представленными документами Завалькевич В.А. отбыл назначенное наказание.

Такое правовое регулирование согласуется с природой гражданства, которое, как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, может иметь в качестве своего предварительного условия требование выполнения лицом, претендующим на статус гражданина Российской Федерации, основной конституционной обязанности - соблюдения Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), а также уважения базовых ценностей конституционного строя Российской Федерации, находящихся под защитой уголовного закона. Оно не выходит за пределы свободы усмотрения федерального законодателя по регулированию условий приобретения гражданства Российской Федерации, вытекающей из статьи 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и само по себе также не нарушает какие-либо конституционные права и свободы.

Согласно части седьмой статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Вопрос, касающийся признания гражданами Российской Федерации лиц, которые ранее состояли в гражданстве СССР, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П, согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации; из этого положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Развивая приведенную правовую позицию применительно к новому правовому регулированию приобретения гражданства Российской Федерации, установленному Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21 апреля 2005 года № 118-О и от 24 мая 2005 года № 235-О указал, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей, постоянно проживавших на территории Российской Федерации и бывших гражданами СССР, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 12-П является в силу принципа «право крови», действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, которые сохраняют свою силу и являются общеобязательными, следует, что лица, бывшие гражданами СССР и приобретшие право на признание их гражданами Российской Федерации по рождению в силу статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», как и их дети, для которых такое право вытекает из принципа «права крови», не могут утратить это право иначе как путем собственного свободного волеизъявления.

При этом, поскольку в соответствии с частью второй статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» лица, родившиеся позднее 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство бывшего СССР, были признаны состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, в том числе в тех случаях, если хотя бы один из их родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации, такие лица также считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжают, в том числе в системе нового правового регулирования, установленного Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления.

Разрешение же вопроса о том, какой порядок приобретения гражданства подлежит применению исходя из имеющихся фактических обстоятельств, возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и на суды общей юрисдикции, для которых приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 13 Договора
между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории других государств - участников настоящего Договора, предоставляется правовой статус, установленный их национальным законодательством, двусторонними и многосторонними договорами; обеспечивается упрощенный порядок приобретения гражданства гражданами Сторон.

Кроме того, согласно Федерального закона от 26 мая 1997 г. № 83-ФЗ
«О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами
Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию» ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию.

Судом не установлено данных, подтверждающих факты утраты заявителем гражданства Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению и приобретения гражданства другого государства.

Мать Завалькевича (Чащихина) В.М., родилась на территории РСФСР, в Пермском крае. Уехала поднимать Целину в Республику Казахстан. Там родились заявитель с сестрой. После распада СССР мать подтвердила свое Российское гражданство в посольстве Казахстана.

В 1994 года указанные лица выехали на территорию РФ на постоянное место жительства.

Завалькевич В.А. зарегистрировался на территории России.

Согласно копии военного билета Завалькевич В.А. проходил службу в рядах ВС РФ, получил страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с требованиями ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

- из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Кировского суда от 23 июня 2010 года за Завалькевичем В.А. признано право на прием в гражданство в упрощенном порядке.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Заявление в этих случаях подается не на имя Президента Российской Федерации, а в органы внутренних дел по месту жительства человека. При оформлении гражданства в упрощенном порядке не требуется соблюдение ценза оседлости или вида на жительства, о чем указано в заявлении в ответе на имя заявителя.

Кроме того, указанная упрощенная процедура предусмотрена и действующим специальным в соответствии с Приказом ФМС России от 19.03.2008 N 64 «Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации».

Таким образом, отказ УФМС России по Омской области в оформлении гражданства Завалькевича В.А. от 12 августа 2010 года не соответствует требованиям действующего законодательство.

При этом, следует иметь в виду, что как указывалось выше, суд не вправе самостоятельно устанавливать гражданство.

Учитывая изложенное, на основании ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ УФМС России по Омской области в оформлении гражданства Завалькевича В.А. в упрощенном порядке.

Обязать УФМС России по Омской области оформить гражданство Завалькевича В.А. в упрощенном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий: А.В. Быков

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200