по иску Смолина И.В. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственн



Дело № 2-4091/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Компанеец А.Г.

при секретаре Зарецкой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

«22» октября 2010 г.

дело по исковому заявлению Смолина И.В. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, понуждении Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к представлению земельного участка в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Смолин И.В. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, понуждении Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к представлению земельного участка в собственность. В обоснование заявленных требований указал, что 14.04.2010 года он обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под огород площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, .... В удовлетворении заявления о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка ему было отказано в связи с тем, что земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Считает, что все требования при подаче заявления были им соблюдены, согласно топографическому плану и карте градостроительного зонирования территории города Омска, испрашиваемый земельный участок не расположен в зоне жилой застройки и препятствий для его предоставления в собственность для целей, не связанных со строительством, не имеется. Просит суд признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 04.05.2010 года, обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Омска принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка под огород площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: г.Омск, ....

Смолин И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Антощенко Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, считает, что департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, отказывая Смолину И.В. в предоставлении земельного участка под огород, действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Положением «О департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска», утвержденным постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 года № 395-п и в соответствии с действующим гражданским, земельным и градостроительным законодательством.

Представитель привлеченного в качестве департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Акйурек Н.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала в полном объеме, указав, что приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Омск Омской области определено зонирование территории муниципального образования. Согласно выкопировке из Карты градостроительного зонирования испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж-1»- индивидуальной жилой застройки, предусмотренной для застройки объектами капитального строительства.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, "не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Из материалов дела следует, что 12.04.2010 года Смолин И.В. обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка под размещение объекта городского значения для целей, не связанных со строительством, а именно под огород, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, ... л.д.11).

Из ответа департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, направленного в адрес Смолина И.В. следует, что комиссией по согласованию мест размещения объектов, не связанных со строительством, расположенных на территории г. Омска на землях, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, было принято решение об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками.

В соответствии с ч.2 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

24.12.2008 года Омским городским Советом было принято решение № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством»:

Статья 1 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 года. № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.

Процедуры и критерии, установленные настоящим решением, применяются при предоставлении земельных участков для размещения объектов, возведение которых не требует проведения земляных и строительно-монтажных работ по устройству фундаментов, подведению инженерных коммуникаций.

Согласно ч. 3 ст. 1 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 года № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» к земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, относятся земельные участки, не предназначенные для застройки объектами капитального строительства, в том числе из земель общего пользования.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Пунктом 7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Часть 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Необходимое условие формирования и дальнейшего предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством - это зонирование территории.

Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201.

Приложением № 1 к правилам землепользования и застройки «Карта градостроительного зонирования» определено зонирование территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования, имеющейся в материалах дела земельный участок, расположенный по адресу: г. Омск, ... расположен в границе зоны: «Ж-1» - зона индивидуальной жилой застройки.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Смолина И.В. не подлежат удовлетворению, поскольку градостроительный регламент жилых территориальных зон не предусматривает размещения земельных участков под огороды, в силу чего отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении в собственность Смолину И.В. земельного участка под огород площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, ... является законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Смолину И.В. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, понуждении Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к представлению земельного участка в собственность отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Судья: Компанеец А.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200