Дело № 2- 4630 за 2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2010 года Кировский суд города Омска в составе
председательствующего Быкова А.В.,
при секретаре Кудиновой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску
Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав при этом следующее.
Администрацией города Омска было получено Постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Шмидта А.К. о взыскании с должника - Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа № 2-1052 (2008) от 19.05.2008 года, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить Абдурахманову Р.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета Омской области (и/п № ...).
С данным Постановлением Администрация города Омска не согласна по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также
воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению
судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния».
При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; исполнительский сбор устанавливается в размере пяти тысяч рублей в случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены статьей 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2009 № ВАС - 16782/09.
Решением Центрального районного суда города Омска на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Абдурахманову Р.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета Омской области.
Таким образом, указанным решением Центрального районного суда города Омска определен порядок его исполнения.
Администрация города Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда в связи со следующим.
Так, 19.07.2008 года вступил в силу Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления (за исключением мер социальной поддержки, полномочия по предоставлению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также отношения, связанные с предоставлением социального обслуживания проживающим на территории Омской области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и отношения, связанные с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Указанным законом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации города Омска и предусматриваются в виде субвенций.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Средства субвенций на реализацию государственных полномочий выделяются Администрации города Омска не раньше III квартала соответствующего финансового года. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит только в IV квартале. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Таким образом, в связи с окончанием финансового года Администрация города Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году.
Остаток средств субвенций 2008 года составил 2 512 879,83 рублей.
19.03.2009 года в бюджет города Омска зачислен остаток за 2008 год в размере 2 470979,83 рублей.
20.03.2009 года в бюджет города Омска зачислен остаток за 2008 год в размере 40900 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 106 233,58 рублей:
- 25.03.2009 года направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 106 233,58 рублей;
- 31.03.2009 года согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
-16.04.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
-14.05.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 26.05.2009 года по итогам размещения заказа заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений общей стоимостью 2 106 233,58 рублей.
Остаток при размещении заказа составил 414 646,25 рублей.
26.05.2009 года из федерального бюджета в бюджет города Омска на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот зачислено 612 000 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 1 квартиры на сумму 927506,58 рублей:
- 10.06.2009 года направлена в уполномоченный орган заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 1 квартиры для детей-сирот на сумму 927 506,58 рублей;
- 18.06.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
- 14.07.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 20.07.2009 года состоялся открытый аукцион;
- 10.08.2009 по итогам открытого аукциона заключен 1 муниципальный контракт на приобретение 1 жилого помещения общей стоимостью 890 406,32 рубля.
Остаток при размещении 2 муниципальных заказов составил 136239,93 рубля.
На основании Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот 02.07.2009 в бюджет города Омска поступили денежные средства в размере 26 000 000 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 17 квартир для детей-сирот на сумму 26 082 614,40 рублей:
- 30.07.2009 направлена на согласование в департамент финансов и контроля администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 17 квартир для детей-сирот на сумму 26 082 614,40 рублей;
- 11.08.2009 согласованная заявка направлен в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 13.08.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальном сайте;
- 09.09.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 15.09.2009 года состоялся открытый аукцион;
- 22.09.2009 года по итогам размещения заказа заключено 4 муниципальных контракта на приобретение 4 жилых помещений на общую сумму 9 251 946,24 рублей;
- 28.09.2009 года по итогам размещения заказа заключено 8 муниципальных контрактов на приобретение 8 жилых помещений общей стоимостью 10 636 457,34 рубля;
05.10.2009 года по итогам размещения заказа заключен 1 муниципальный контракт на приобретение 1 жилого помещения общей стоимостью 980 968,77 рублей.
Дополнительно из федерального бюджета в бюджет города Омска на реализацию
Государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот 02.09.2009 были зачислены федеральные средства в размере 8 461 800 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 7 квартир для детей-сирот на сумму 7 775 571,84 рублей:
- 09.09.2009 года направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 6 квартир для детей-сирот на сумму 7 775 571,84 рубля;
- 17.09.2009 года согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 24.09.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальном сайте;
- 21.10.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 26.10.2009 года - состоялся открытый аукцион;
- 09.11.2009 года по итогам размещения заказа заключено 6 муниципальных контрактов на приобретение 6 жилых помещений на общую сумму 7 368 748,68 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 165 349,12 рублей:
- 23.09.2009 года направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 165 349,12 рубля;
- 01.10.2009 года согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 08.10.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
-05.10.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
-09.11.2009 состоялся открытый аукцион;
- 23.11.2009 по итогам размещения заказа заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений на общую сумму 1 958 656,71 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 3 квартир для детей-сирот на сумму 3 756 567,60 рублей:
-19.10.2009 направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 3 квартир для детей-сирот на сумму 3 380 910,84 рубля;
- 20.10.2009 согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 22.10.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
-27.10.2009 направлены изменение в заявку (в связи с увеличением состава семьи гражданина, относящегося к категории «дети-сироты») сумма заявки составила 3 756 567,60 рублей;
- 28.10.2009 - информация о внесении изменений была размещена на официальном сайте;
-18.11.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
24.11.2009 года состоялся открытый аукцион;
-30.11.2009 по итогам размещения заказа заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений на общую сумму 1 947 154,08 рублей.
В связи с тем, что единственный участник аукциона в срок, установленный в документации об аукционе не представил подписанный муниципальный контракт, Администрация города Омска по согласованию с Министерством финансов Омской области 22.12.2009 заключила 1 муниципальный контракт на приобретение 1 жилого помещения для обеспечения детей-сирот на сумму 1690455,42 рублей.
Экономия денежных средств от проведенных открытых аукционов на конец 2009 года составила 756 152, 56 рублей. Учитывая, что данных средств недостаточно для приобретении отдельной квартиры площадью не более 33 кв. м, Администрация города Омска не имела возможности для размещения муниципального заказа на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот до конца 2009 года.
Несвоевременное поступление финансовых средств влечет несвоевременное исполнение судебных актов, в соответствии с которыми на Администрацию города Омска возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями.
21.12.2009 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Учитывая изложенное, со стороны Администрации города Омска отсутствуют виновные действия по исполнению решения Центрального районного суда города Омска.
При вынесении указанного постановления судебным приставом не проверены обстоятельства, подтверждающие уважительность причин не исполнения требования о предоставлении Абдурахманову Р.А. во внеочередном порядке жилого помещения.
Администрация г. Омска просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере (пять тысяч рублей) по исполнительному производству (и/п №...), возбужденному 18.07.2008 на основании исполнительного листа №2-1052(2008) от 19.05.2008 года, выданного Центральным районным судом города Омска.
В судебном заседании представитель Администрации г. Омска по доверенности Чеснокова М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Попова А.П. против удовлетворения исковых требований возражала.
Абдурахманов Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств.
Судом установлено, что на основании решения Центрального районного суда г.Омска от 19.02.2008 на Администрацию г.Омска возложена обязанность предоставить Абдурахманову В.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области л.д. 16-19).
18.07.2008 на исполнение судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Шмидт А.К. поступил исполнительный лист № 2-393/08 от 05.03.2008 года, выданный Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска предоставить Абдурахманову Р.А. жилое помещение.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
18.07.2008 года на основании вышеуказанного исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № ... л.д. 20).
В постановлении судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области указано, что должнику в срок 5 дней (ч.12 ст.30 ФЗ) со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем 20.07.2009 года вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей л.д.9).
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 19.02.2008 на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Абдурахманову Р.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Омской области. Таким образом, указанным решением Центрального районного суда г. Омска определен порядок его исполнения.
19.07.2008 вступил в силу Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления. Указанным законом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г. Омска и предусматриваются в виде субвенций. В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Как установлено судом, остаток средств субвенций 2008 года составил 2 512 879,83 рублей.
19.03.2009 года в бюджет города Омска зачислен остаток за 2008 год в размере 2 470979,83 рублей.
20.03.2009 года в бюджет города Омска зачислен остаток за 2008 год в размере 40900 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 106 233,58 рублей:
- 25.03.2009 года направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 106 233,58 рублей;
- 31.03.2009 года согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
-16.04.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
-14.05.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 26.05.2009 года по итогам размещения заказа заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений общей стоимостью 2 106 233,58 рублей.
Остаток при размещении заказа составил 414 646,25 рублей.
26.05.2009 года из федерального бюджета в бюджет города Омска на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот зачислено 612 000 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 1 квартиры на сумму 927506,58 рублей:
- 10.06.2009 года направлена в уполномоченный орган заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 1 квартиры для детей-сирот на сумму 927 506,58 рублей;
- 18.06.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
- 14.07.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 20.07.2009 года состоялся открытый аукцион;
- 10.08.2009 по итогам открытого аукциона заключен 1 муниципальный контракт на приобретение 1 жилого помещения общей стоимостью 890 406,32 рубля.
Остаток при размещении 2 муниципальных заказов составил 136239,93 рубля.
На основании Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот 02.07.2009 в бюджет города Омска поступили денежные средства в размере 26 000 000 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 17 квартир для детей-сирот на сумму 26 082 614,40 рублей:
- 30.07.2009 направлена на согласование в департамент финансов и контроля администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 17 квартир для детей-сирот на сумму 26 082 614,40 рублей;
- 11.08.2009 согласованная заявка направлен в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 13.08.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальном сайте;
- 09.09.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 15.09.2009 года состоялся открытый аукцион;
- 22.09.2009 года по итогам размещения заказа заключено 4 муниципальных контракта на приобретение 4 жилых помещений на общую сумму 9 251 946,24 рублей;
- 28.09.2009 года по итогам размещения заказа заключено 8 муниципальных контрактов на приобретение 8 жилых помещений общей стоимостью 10 636 457,34 рубля;
05.10.2009 года по итогам размещения заказа заключен 1 муниципальный контракт на приобретение 1 жилого помещения общей стоимостью 980 968,77 рублей.
Дополнительно из федерального бюджета в бюджет города Омска на реализацию
Государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот 02.09.2009 были зачислены федеральные средства в размере 8 461 800 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 7 квартир для детей-сирот на сумму 7 775 571,84 рублей:
- 09.09.2009 года направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 6 квартир для детей-сирот на сумму 7 775 571,84 рубля;
- 17.09.2009 года согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 24.09.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальном сайте;
- 21.10.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
- 26.10.2009 года - состоялся открытый аукцион;
- 09.11.2009 года по итогам размещения заказа заключено 6 муниципальных контрактов на приобретение 6 жилых помещений на общую сумму 7 368 748,68 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 165 349,12 рублей:
- 23.09.2009 года направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 2 квартир для детей-сирот на сумму 2 165 349,12 рубля;
- 01.10.2009 года согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 08.10.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
-05.10.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
-09.11.2009 состоялся открытый аукцион;
- 23.11.2009 по итогам размещения заказа заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений на общую сумму 1 958 656,71 рублей.
С целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики размещен муниципальный заказ на приобретение 3 квартир для детей-сирот на сумму 3 756 567,60 рублей:
-19.10.2009 направлена на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска заявка на размещение муниципального заказа на приобретение 3 квартир для детей-сирот на сумму 3 380 910,84 рубля;
- 20.10.2009 согласованная заявка направлена в уполномоченный орган для размещения заказа;
- 22.10.2009 года информация о проведении торгов была размещена на официальной сайте;
-27.10.2009 направлены изменение в заявку (в связи с увеличением состава семьи гражданина, относящегося к категории «дети-сироты») сумма заявки составила 3 756 567,60 рублей;
- 28.10.2009 - информация о внесении изменений была размещена на официальном сайте;
-18.11.2009 года составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
24.11.2009 года состоялся открытый аукцион;
-30.11.2009 по итогам размещения заказа заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений на общую сумму 1 947 154,08 рублей.
В связи с тем, что единственный участник аукциона в срок, установленный в документации об аукционе не представил подписанный муниципальный контракт, Администрация города Омска по согласованию с Министерством финансов Омской области 22.12.2009 заключила 1 муниципальный контракт на приобретение 1 жилого помещения для обеспечения детей-сирот на сумму 1690455,42 рублей.
Экономия денежных средств от проведенных открытых аукционов на конец 2009 года составила 756 152, 56 рублей. Учитывая, что данных средств недостаточно для приобретении отдельной квартиры площадью не более 33 кв. м, Администрация города Омска не имела возможности для размещения муниципального заказа на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот до конца 2009 года.
Администрацией г. Омска Абдурахманову Р.А. выделено жилое помещение по договору социального найма от 27.11.2009 по адресу: г. Омск, ... л.д. 13-14).
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5000 рублей.
В соответствии с ч.6 ст.112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст.112 названного Закона суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин своевременного неисполнения требования о предоставлении Абдурахманову Р.А. во внеочередном порядке жилого помещения.
Так, 19.07.2008 вступил в силу Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления. Указанным законом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г.Омска и предусматриваются в виде субвенций. В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Размер субвенций, поступивших в бюджет г. Омска в период 2008-2010 г.г. из бюджета Омской области и Федерального бюджета на реализацию государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот подтверждается расходными расписаниями, мемориальными ордерами л.д. 36-52).
Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Средства субвенций на реализацию государственных полномочий в 2009 году выделены Администрации г. Омска во 2 квартале 2009 год. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит спустя несколько месяцев с момента поступления целевых денежных средств. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в УФРС по Омской области. Таким образом, в связи с окончанием финансового года Администрация г. Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году, данный остаток денежных средств переходит на следующий год.
Судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Шмидт А.К. также информировался Администрацией г. Омска о предоставлению Абдурахманову Р.А. жилого помещения, в связи, с чем 21.12.2009 им было вынесено постановлении об окончании исполнительного производства № ... л.д. 10).
Согласно пунктам 15, 16 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Пунктом 13 ч.1 ст.64 данного Закона определено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству № ... суд исходит из того, что у Администрации г. Омска отсутствовала объективная возможность для исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 19.02.2008 года в срок, указанный в постановлении, так как порядок исполнения решения суда был определен в нем (за счет средств бюджета Омской области), поступившие целевые денежные средства были потрачены Администрацией г. Омска на цели приобретения жилых помещений для детей-сирот, должные меры по истребованию дополнительных финансовых средств для исполнения решений судов Администрацией г. Омска принимались, служба судебных приставов информировалась о невозможности исполнить решение суда в установленный срок. Решение суда исполнено и Абдурахманову Р.А. предоставлено жилое помещение.
Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству № ... возбужденному 18.07.2008 года на основании исполнительного листа № 2-393/08 от 05.03.2008 года, выданного Центральным районным судом г.Омска.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В.Быков
Решение не вступило в законную силу