Дело № 2-4771/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Зубовой Е.А.
при секретаре Кущей Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску Рычкова ... к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску об индексации размера ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Рычков А.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску об индексации размера ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании суммы, ссылаясь на то, что является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ему установлена 2 группа инвалидности и 80% утраты трудоспособности с 1994 года, с 08.09.1999 года – бессрочно. До 15.02.2001 года истцу ответчиком выплачивалось возмещение вреда здоровью из заработка за два месяца работы на ЧАЭС с февраля по март 1987 года в размере 1 790,34 рубля без учета индексации согласно роста МРОТ, вследствие чего размер ВВЗ оказался меньше чем 2 500 рублей. С принятием Федерального закона № 5 от 12.02.2001 года ответчиком в одностороннем порядке, суммы возмещения вреда здоровью были установлены в размере 2 500 рублей. Решением Кировского районного суда г. Омска от ... года твердые суммы с 2002 года были проиндексированы согласно роста прожиточного минимума. Полагает, что при расчете возмещения вреда здоровью должен быть взят за основу его среднемесячный заработок за 12 месяцев за период с июня 1986 года по май 1987 года с включением заработка за период работы на ЧАЭС, предшествующих наступлению страхового случая. С применением повышающих коэффициентов возмещение вреда здоровью по состоянию на 1998 год составило бы 1 108,68 рублей. При дальнейшей индексации сначала по росту МРОТ, затем по индексам увеличения прожиточного минимума, а затем по росту инфляции возмещение вреда должно составлять с 01.01.2010 года 8 791,62 рубль. Просил взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску за счет средств федерального бюджета единовременную задолженность по ежемесячной выплате в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2001 года по 30.09.2010 года в сумме 43 253,86 рубля. Обязать ответчика установить ежемесячный размер возмещения вреда здоровью с 01.10.2010 года в размере 8 791,62 рубль с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ.
В судебном заседании истец Рычков А.В., его представитель Андреев С.М. (по устному ходатайству) исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Суду пояснили, что решением Кировского районного суда г. Омска от ... года были проиндексирован размер возмещения вреда здоровью исходя из твердых денежных сумм, предметом рассмотрения настоящего спора является порядок назначения возмещения вреда здоровью, согласились с расчетом ответчика.
Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску – Донова А.А. (копия доверенности –л.д.57) против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на выплату возмещения вреда здоровью в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Перерасчет размера ВВЗ с учетом представленной справки о заработной плате, действующим законодательством не предусмотрен.
Третьи лица - Министерство труда и социального развития Омской области, Федеральная служба по труду и занятости о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, письменного отзыва по существу спора не представили.
Прокурор, извещенный о дне и месте судебного разбирательства л.д.56), в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Рычков А.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с ... года по ... года (копия справки -л.д.16). Он является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, степень утраты профессиональной трудоспособности ему была установлена 80% с 18.03.1994 года, с 02.04.1999 года – бессрочно л.д.17-18). С 15.02.2001 года ответчиком осуществлен переход на выплату возмещения в твердой денежной сумме 2 500 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Омска от ... года, с ответчика в пользу истца взыскана за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2002 года по 14.02.2004 года в размере 23 160 рублей 00 копеек. Установлен размер возмещения вреда здоровью с 15.02.2004 года – 4 611 руб. 60 коп., с последующей индексацией возмещения вреда здоровью ежегодно по индексу роста величины прожиточного минимума для пенсионера в Омской области до установления федеральным законодательством РФ механизма реализации индексации возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.
На момент первоначального назначения Рычкову А.В. возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, порядок возмещения указанного вреда был предусмотрен п.25 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 года с последующими изменениями.
Названная статья закона в редакции Федерального закона № 179-ФЗ от 24.11.1995 года гарантировала возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Такой порядок был установлен Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.1995 года №180-ФЗ). Данные Правила утратили силу с момента введения в действие Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» - с 06.01.2000 года.
Статья 14 указанных Правил предусматривала, что среднемесячный заработок для исчисления возмещения вреда здоровью определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). При этом по желанию гражданина могли быть заменены неполные месяцы работы на полные.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Правил среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывался путем деления общей суммы заработка на 12 месяцев.
Как следует из пояснений сторон, первоначально размер возмещения вреда исчислен Рычкову А.В. исходя из заработка, полученного в период пребывания на ЧАЭС за период с февраля по март 1987 года.
Вместе с тем, снижение трудоспособности истца напрямую связано с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. При этом момент получения увечья посредством радиационного воздействия и момент снижения трудоспособности, зафиксированный решением органа медико-социальной экспертизы и установлением инвалидности, не совпадают по времени. Поэтому суд приходит к выводу, что при назначении возмещения истец был вправе выбрать для исчисления среднемесячный заработок за 12 месяцев, предшествующих получению увечья, с включением в указанный заработок периода работы на ЧАЭС, либо за 12 месяцев перед установлением инвалидности.
Поскольку у истца имелась заработная плата, как в период, так и до пребывания на ЧАЭС, у ответчика отсутствовали законные основания для назначения истцу возмещения в указанном порядке.
Ссылка представителя ответчика на вступившее в законную силу решение суда от ... года, признана судом необоснованной, поскольку вышеназванным решением с ответчика взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью, а также проиндексирован установленный органами социальной защиты населения размер возмещения.
Заявляя настоящие требования, истец оспаривает первоначально избранный ответчиком порядок назначения возмещения вреда здоровью, что не являлось предметом спора при рассмотрении дела судом ... года, при этом двойной индексации сумм возмещения вреда не произойдет.
С 15.02.2001 года законодателем изменен способ определения размера возмещения вреда здоровью рассматриваемой категории лиц путем перехода на твердые суммы возмещения вреда в зависимости от группы инвалидности (п.25 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.01.2001 года).
Вместе с тем, ч.1 ст.12 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право выбора граждан, получавших до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда здоровью, получать либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, либо денежную компенсацию в твердой сумме, установленную новой редакцией базового закона.
Принимая во внимание, что до 15.02.2001 года органы социальной защиты населения неправильно исчисляли размер возмещения вреда здоровью Рычкову А.В., основания для сохранения применяемого принципа расчета возмещения вреда здоровью отсутствовали.
Следует отметить, что на тот период органами социальной защиты при индексации возмещения вреда здоровью в силу сложившейся практики и отсутствия норм прямого регулирования не применялись коэффициенты роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132). При применении таких коэффициентов к размеру возмещения вреда, исчисленного из заработка за период работы на Чернобыльской АЭС и выплачиваемого Рычкову А.В. до 15.02.2001 года, указанный размер возмещения вреда превысил бы твердую денежную сумму. Однако смысл в таком сопоставлении отсутствует в связи с неправильным исчислением возмещения вреда здоровью из условного заработка.
Вместе с тем, при установлении Рычкову А.В. с 15.02.2001 года возмещения вреда здоровью в твердой сумме следовало проверить, в какой сумме на указанную дату могло быть назначено возмещение вреда здоровью, если бы истец при назначении возмещения реализовал свое право выбрать для исчисления среднемесячный заработок за 12 месяцев, предшествующих получению увечья, с включением в указанный заработок периода работы на ЧАЭС, либо за 12 месяцев перед установлением инвалидности.
Как указывалось выше, истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС .... Принимая за основу утверждение о том, что увечье получено Рычковым А.В. посредством радиационного воздействия, поэтому для расчета судом проанализирована тенденция изменения средней заработной платы истца за 12 месяцев, предшествующих получению увечья.
Истец просит произвести исчисление среднемесячного заработка за период с июня 1986 года по май 1987 года.
Если произвести расчет возмещения из заработка за указанный период, расчет будет выглядеть следующим образом:
Заработная плата по основному месту работы с включением оплаты за работу на ЧАЭС:
1986 год (руб.)
Июнь – 267,60
июль - 287,60
август - 270,86
сентябрь – 257,60
октябрь – 405,67
ноябрь – 297,63
декабрь – 257,60
________________
Итого - 2 044,56 рублей
1987 год (руб.)
январь - 257,60
февраль - 272,29
март - 774,69
апрель - 468,95
май - 736,04
_______________
Итого - 2 509,57 рублей
В соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 24.12.1992 года №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (с изменениями от 24.11.1995) в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок для исчисления возмещения подлежит увеличению следующим образом: заработок 1986 год – в 6,7 раз, за 1987 год – в 6,4 раза. Этим же пунктом предусмотрено увеличение сумм заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, по увечьям, полученным до 01 января 1991 года - в 6 раз.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Постановлением Минтруда РФ от 02 июня 2000 года №43 было утверждено Разъяснение «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)». Пункт 8 Разъяснения в указанной редакции предусматривал применение повышающих индексов в связи с повышением стоимости жизни в 1993-1997 гг.: с 01.01.1993 - в 2,5 раза, с 01.04.1993 -в 1,9, с 01.07.1993 - в 1,81, с 01.12.1993 -в 1,9, с 01.04.1994 - в 1,4, с 01.04.1995 - в 1,678, с 01.05.1995 - в 1,27, с 01.08.1995 - в 1,259, с 01.11.1995-в 1,05, с 01.12.1995-в 1,048, с 01.01.1996 - в 1,045, с 01.04.1996 - в 1,2.
Таким образом, на момент назначения возмещения вреда здоровью 01 марта 1996 года сводный индекс для «осовременивания» заработной платы за 1986 год с учетом совокупности повышающих коэффициентов составляет: 6,7 х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х 1,4 х 1,678 х 1,27 х 1,259 х 1,05 х 1,048 х 1,045 = 2 836,4044; за 1987 год с учетом совокупности повышающих коэффициентов составляет: 6,4 х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х 1,4 х 1,678 х 1,27 х 1,259 х 1,05 х 1,048 х 1,045 = 2709,4012;
Среднемесячный заработок для исчисления размера возмещения с применением повышающих коэффициентов равен:
суммированный заработок за июнь-декабрь 1986 года 2 044,56 руб. х коэффициент 2836,4044 = 5 799 198,98 руб.,
суммированный заработок за январь-май 1987 года 2 509,57 руб. х коэффициент 2709,4012 = 6 799 431,97 руб.,
5 799 198,98 + 6 799 431,97 = 12 598 630,95 руб. - заработок за 12 месяцев с учетом повышающих индексов.
12 598 630,95 : 12 мес. = 1 049 885,91 руб. - среднемесячный заработок за период июнь 1986 – май 1987 года,
Соответственно с 01.04.1996 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда в 1,2 раза, а также в связи с установлением степени утраты трудоспособности 80% заработок составил бы 1 007 890,47 неденоминированных рублей.
1 049 885,91 х 1,2 х 80% = 1 007 890,47
С 01.01.1997 в связи с увеличением минимального размера оплаты труда в 1,1 раза заработок составил бы 1 108 679,52 рублей, с учетом деноминации 1 108 рублей 68 копеек.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 г., суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г.
Поскольку индексация возмещения вреда здоровью, выплачиваемая Рычкову А.В. до 01.07.2000 года органами социальной защиты населения не индексировалась, исчисленный ему размер возмещения вреда здоровью 1 410,46 руб. подлежит индексации и составит:
-с 01.07.2000 - 1 108,68 руб. х 1,581 = 1 752,82 руб.,
-с 01.01.2001 – 1 752,82 руб. х 1,515 = 2 655,53 руб.
Учитывая, что истцу ранее назначалось возмещение вреда здоровью в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но размер возмещения был определен неверно, истец вправе был после 15.02.2001 года требовать сохранения возмещения, исчисленного из заработной платы (в правильно исчисленной сумме).
Размер возмещения вреда здоровья, исчисленный из заработка выше установленного истцу возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме 2500 рублей
Поэтому суд считает, что при вступлении в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Рычкову А.В. должна была быть сохранена сумма возмещения 2 655,53 рублей.
С принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодателем осуществлен переход на новый критерий индексации сумм возмещения вреда – пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ (ч.3 ст.2 указанного закона). Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-п положения ч.3 ст.2 указанного Федерального закона в части определения нового критерия индексации признаны не противоречащими Конституции РФ.
Однако, пунктом 2 названного Постановления Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12.02.2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
Одновременно впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел было предоставлено право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца об индексации являются обоснованными, периодичность индексации следует установить как ежегодную.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 5 апреля 2005 г.) в п.6 разъяснено, что первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Вторая индексация подлежит осуществлению с 01.01.2003 года, третья – с 01.01.2004 года. Для определения индекса первой индексации следует взять соотношение среднегодового прожиточного минимума 2001 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2000 года, для второй индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2002 года и 2001 года, для третьей индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2003 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2002 года.
Так как прожиточный минимум в Омской области впервые был определен в 4 квартале 2001 года, суд считает возможным при определении первых двух индексов исходить из величины роста прожиточного минимума в РФ, а при определении индекса с 15.02.2004 года и в последующем – из величины роста прожиточного минимума в Омской области. Поскольку истец является пенсионером по инвалидности, за основу принимается величина прожиточного минимума для пенсионеров.
Прожиточный минимум для пенсионера по РФ составляет:
2000 год
1 квартал – 851,32 руб. (Постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 421),
2 квартал- 894 руб. (Постановление Правительства РФ от 11 августа 2000 г. N 589),
3 квартал – 930 руб. (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2000 г. N 852),
4 квартал- 962 руб. (Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 99),
2001 год
1 квартал – 1064 руб. (Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2001 г. N 664),
2 квартал– 1153 руб. (Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2001 г. N 664),
3 квартал- 1163 руб. (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 879),
4 квартал- 1197 руб. (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 91),
2002 год
1 квартал- 1313 руб. (Постановление Правительства РФ от 25 мая 2002 г. N 344),
2 квартал- 1383 руб. (Постановление Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 627),
3 квартал- 1387 руб. (Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 793),
4 квартал - 1432 руб. (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 62).
Среднегодовой прожиточный минимум для пенсионера РФ равен:
-в 2000 году - (851,32 руб. + 894 руб. + 930 руб. + 962 руб.) : 4 = 909,33 руб.,
-в 2001 году - (1064 руб. + 1153 руб. + 1163 руб. + 1197 руб.) : 4 = 1144,25 руб.
-в 2002 году – (1313 руб. + 1383 руб. + 1387 руб. +1432 руб.) : 4 = 1378,75 руб.
Следовательно, индекс увеличения возмещения вреда здоровью составляет:
-с 01.01.2002 года – 1144,25 : 909,33 = 1,26;
-с 01.01.2003 года – 1378,75 : 1144,25 = 1,2;
Как указывалось выше, индекс, с 01.01.2004 года определяется таким же способом, но исходя из увеличения прожиточного минимума для пенсионера в Омской области.
Прожиточный минимум для пенсионера в Омской области составляет:
2002 год
1 квартал- 1087 руб. (Указ Губернатора Омской области от 7 мая 2002 г. N 124),
2 квартал – 1136 руб. (Указ Губернатора Омской области от 2 августа 2002 г. N 201),
3 квартал- 1194 руб. (Указ Губернатора Омской области от 28 октября 2002 г. N 259),
4 квартал – 1262 руб. (Указ Губернатора Омской области от 5 февраля 2003 г. N 25),
2003 год
1 квартал- 1415 руб. (Указ Губернатора Омской области от 8 мая 2003 г. N 80),
2 квартал – 1433 руб. (Указ Губернатора Омской области от 4 августа 2003 г. N 140),
3 квартал- 1410 руб. (Указ Губернатора Омской области от 30 октября 2003 г. N 203),
4 квартал – 1451 руб. (Постановление Правительства Омской области от 10.02.2004 г. N 2-п).
Среднегодовой прожиточный минимум для пенсионера Омской области равен:
-в 2002 году - (1087 руб. + 1136 руб. + 1194 руб. + 1262 руб.) : 4 = 1169,75 руб.
-в 2003 году – (1415 руб. + 1433 руб. + 1410 руб. +1451 руб. ) : 4 = 1427,25 руб.
Следовательно, индекс увеличения возмещения вреда здоровью с 01.01.2004 составляет: 1427,25 руб. : 1169,75 руб. = 1,22.
Таким образом, расчет индексации возмещения вреда здоровью должен составлять:
с 01.01.2002 года - 2 655,53 руб. х 1,26 = 3 345,96 руб.,
с 01.01.2003 года - 3 345,96 руб. х 1,2 = 4 015,16 руб.,
с 01.01.2004 года- 4 015,16 руб. х 1,22 = 4 898,49 руб.
В соответствии с п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607) (с изменениями от 21 декабря 2004 г., 20 июня 2005 г.) денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В силу п.9 ст.12, п.3 ст.15 ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗФедеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"(с изменениями от 22 августа 2004 г.) внесены изменения в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) посредством определения нового критерия индексации выплат, производимых в соответствии с указанным законом – исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом статьей 3 этого же Федерального закона установлено, что размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции настоящего Федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанные изменения рассматриваемого базового Закона вступили в силу 29 мая 2005 года.
Определением Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 364-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено, что взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации суд полагает возможным перейти на новый критерий индексации не с 29 мая 2004 года, а с 01.01.2005 года, проиндексировав размер возмещения вреда, установленный по состоянию на 01.01.2004 года, т.е. 4 898,49 рублей
С 01.01.2005 дальнейшая индексация производится на индекс 1,11 (Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 марта 2006 г., от 03.03.2007 года): 4 898,49 х 1,11 = 5 437,33 руб.;
с 01.01.2006 года на индекс 1,09 (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 03.03.2007 года) - 5 437,33 х 1,09 = 5 926,68 руб.,
с 01.01.2007 года на индекс 1,08 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") – 5 926,68 х 1,08 = 6 400,82 руб.
с 01.01.2008 года на индекс 1,105 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 в редакции от 24.12.2008 года «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") 6 400,82 х 1,105 = 7 072,91 руб.
с 01.01.2009 года на индекс 1,13 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 в редакции от 07.07.2009 года «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") 7 072,91 х 1,13 = 7 992,38 руб.
с 01.01.2010 года на индекс 1,1 (Постановление Правительства РФ от 16.12.2009г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") 7 992,38 х 1,1 = 8 791,62 руб.
Определяя размер задолженности за период с 01 июля 2000 года по 30 сентября 2010 года, суд исходит из разницы между суммой возмещения вреда здоровья за этот период, исчисленной в размерах возмещения вреда, определенных в настоящем решении, и фактически произведенными выплатами за этот же период, в том числе на основании ранее вынесенных судебных актов (данные о выплатах –л.д.29-34):
01.07.2000 – 31.12.2000 года:
Подлежало выплате – 1 752,82 х 6 месяцев = 10 516,92 руб., выплачено согласно справке о выплате – 11 726,73 руб., переплата 1 209,81 руб.;
01.01.2001 – 31.12.2001 года:
Подлежало выплате - 2 655,53 х 12 месяцев = 31 866,36 руб., выплачено согласно справке о выплате – 28 935,51 руб., задолженность 2 930,85 руб.;
01.01.2002 -31.12.2002 года:
Подлежало выплате – 3 345,96 х 12 месяцев = 40 151,52 руб., выплачено согласно справке о выплате – 30 000 рублей, задолженность 10 151,52 руб.;
01.01.2003 -31.12.2003 года:
Подлежало выплате – 4 015,16 х 12 месяцев = 48 181,92 руб., выплачено согласно справке о выплате – 30 000 рублей, задолженность 18 181,92 руб.;
01.01.2004 -31.12.2004 года:
Подлежало выплате – 4 898,49 х 12 месяцев = 58 781,88 руб., выплачено согласно справке о выплате – 30 000 рублей, задолженность 28 781,88 руб.;
01.01.2005 -31.12.2005 года:
Подлежало выплате – 5 437,33 руб. х 12 месяцев = 65 247,96 руб., выплачено согласно справке о выплате – 55 339,20 руб., задолженность 9 908,76 руб.;
01.01.2006 -31.12.2006 года:
Подлежало выплате – 5 926,68 руб. х 12 месяцев = 71 120,16 руб., выплачено согласно справке о выплате – 112 153,37 рублей, переплата 41 033,21 руб.;
01.01.2007-31.12.2007 года:
Подлежало выплате – 6 400,82 руб. х 12 месяцев = 76 809,84 руб., выплачено согласно справке о выплате – 78 199,44 рублей, переплата 1 389,60 руб.;
01.01.2008-31.12.2008 года:
Подлежало выплате – 7 072,91 руб. х 12месяцев = 84 874,92 руб., выплачено согласно справке о выплате – 79 904,12 рублей, задолженность 4 970,80 руб.;
01.01.2009-31.12.2009 года:
Подлежало выплате – 7 992,38 руб. х 12 месяцев = 95 908,56 руб., выплачено согласно справке о выплате – 90 291,60 рублей, задолженность 5 616,96 руб.;
01.01.2010 - 31.03.2010 года:
Подлежало выплате – 8 791,62 руб. х 9 месяцев = 79 124,58 руб., выплачено согласно справке о выплате – 74 490,57 рублей, задолженность 4 634,01 руб.;
Итого задолженность за период с 01.07.2000 года по 31.03.2010 года составляет 41 544,08 рублей.
Принимая во внимание, что в настоящее время назначение выплат по возмещению вреда здоровья лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, отнесено к компетенции Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, взыскание данной суммы должно быть произведено с указанного ответчика за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
С расчетами Рычкова А.В. в части размера задолженности по выплате возмещения вреда здоровью, суд не может согласиться, поскольку в них допущены арифметические ошибки.
Учитывая изложенное, суд обязывает Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску выплачивать Рычкову А.В. с 01.10.2010 года возмещение вреда здоровью в сумме 8 791,62 рубль ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития ... по ... за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО2 задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с ... года по ... года в размере 41 544,08 рублей (Сорок одна тысяча пятьсот сорок четыре руб.08коп).
ФИО17 труда и социального развития ... по ... выплачивать ФИО2 возмещение вреда здоровью с ... года в сумме 8 791,62 рубль (Восемь тысяч семьсот девяносто один руб.62коп.) ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение не вступило в законную силу