решение по делу 2-4764/10 по иску Мамчура к УМТСР ОО по г. Омску об индексации размера ВВЗ



Дело № 2-4764/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Зубовой Е.А.

при секретаре Кущей Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску Мамчура ... к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску об индексации размера ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Мамчур Б.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску об индексации размера ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании суммы. В обоснование требований указал, что является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ..., инвалидом 2-ой группы в связи с аварией на ЧАЭС с 05.12.1997 года, а с 18.12.2002 года – бессрочно. С 15 февраля 2001 года ответчиком истцу выплачивается возмещение вреда здоровью исходя из твердых денежных сумм, как инвалиду 2 группы, в размере 2 500 рублей. Считает, что органом социальной защиты населения не была применена благоприятная для него индексация роста прожиточного минимума в сравнении с прогнозными индексами. При индексации сначала по росту МРОТ, затем по индексам увеличения прожиточного минимума, а затем по росту инфляции возмещение вреда должно составлять с 01.01.2010 года 8 276,72 рублей. Задержка выплаты указанных сумм возмещения вреда здоровью в связи с инфляцией причиняет ему имущественный вред. В результате инфляции своевременно невыплаченные денежные средства значительно утратили свою покупательную способность, что является причинением ему убытков, которые должны быть полностью компенсированы. Просил взыскать с ответчика задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2002 года по 30 сентября 2010 года с учетом индекса потребительских цен на август 2010 года в размере 207 033,14 рубля.

В судебном заседании истец Мамчур Б.А., его представитель Андреев С.М. (по устному ходатайству) исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью согласно расчету, представленному ответчиком.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску – Донова А.А. (копия доверенности –л.д.44) против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения на исковое заявление л.д.45-49), ссылаясь на выплату возмещения вреда здоровью в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Применение в расчетах истца индекса потребительских цен базовым законом не предусмотрена, ведет к индексации выплат на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за один и тот же период.

Третьи лица - Министерство труда и социального развития Омской области, Федеральная служба по труду и занятости о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, письменного отзыва по существу спора не представили.

Прокурор, извещенный о дне и месте судебного разбирательства л.д.50), в судебное заседание не явился.

Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Мамчур Б.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с ... года по ... года (копия военного билета -л.д.32). Он является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС с 05.12.1997 года, с 18.12.2002 года – бессрочно л.д.20).

С принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодателем осуществлен переход на новый критерий индексации сумм возмещения вреда – пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ (ч.3 ст.2 указанного закона). Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-п положения ч.3 ст.2 указанного Федерального закона в части определения нового критерия индексации признаны не противоречащими Конституции РФ.

Пунктом 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-п признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.

Одновременно впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел было предоставлено право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Таким образом, и самим базовым законом, и рассматриваемым Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-п определены периодичность индексации возмещения вреда – ежегодно. Кроме того, до установления механизма индексации законом в Постановлении Конституционного суда определены и возможные критерии индексации возмещения вреда здоровью в судебном порядке - исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Заявляя настоящие требования, Мамчур Б.А. не оспаривает избранный ответчиком порядок назначения возмещения вреда здоровью исходя из твердых денежных сумм как инвалиду 2 группы, в размере 2 500 рублей, а ссылается лишь на ненадлежащую индексацию назначенных сумм в возмещение вреда здоровью.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца об индексации являются обоснованными, периодичность индексации следует установить как ежегодную.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 5 апреля 2005 г.) в п.6 разъяснено, что первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Вторая индексация подлежит осуществлению с 01.01.2003 года, третья – с 01.01.2004 года. Для определения индекса первой индексации следует взять соотношение среднегодового прожиточного минимума 2001 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2000 года, для второй индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2002 года и 2001 года, для третьей индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2003 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2002 года.

Так как прожиточный минимум в Омской области впервые был определен в 4 квартале 2001 года, суд считает возможным при определении первых двух индексов исходить из величины роста прожиточного минимума в РФ, а при определении индекса с 15.02.2004 года и в последующем – из величины роста прожиточного минимума в Омской области. Поскольку истец является пенсионером по инвалидности, за основу принимается величина прожиточного минимума для пенсионеров.

Прожиточный минимум для пенсионера по РФ составляет:

2000 год

1 квартал – 851,32 руб. (Постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 421),

2 квартал- 894 руб. (Постановление Правительства РФ от 11 августа 2000 г. N 589),

3 квартал – 930 руб. (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2000 г. N 852),

4 квартал- 962 руб. (Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 99),

2001 год

1 квартал – 1064 руб. (Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2001 г. N 664),

2 квартал– 1153 руб. (Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2001 г. N 664),

3 квартал- 1163 руб. (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 879),

4 квартал- 1197 руб. (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 91),

2002 год

1 квартал- 1313 руб. (Постановление Правительства РФ от 25 мая 2002 г. N 344),

2 квартал- 1383 руб. (Постановление Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 627),

3 квартал- 1387 руб. (Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 793),

4 квартал - 1432 руб. (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 62).

Среднегодовой прожиточный минимум для пенсионера РФ равен:

-в 2000 году - (851,32 руб. + 894 руб. + 930 руб. + 962 руб.) : 4 = 909,33 руб.,

-в 2001 году - (1064 руб. + 1153 руб. + 1163 руб. + 1197 руб.) : 4 = 1144,25 руб.

-в 2002 году – (1313 руб. + 1383 руб. + 1387 руб. +1432 руб.) : 4 = 1378,75 руб.

Следовательно, индекс увеличения возмещения вреда здоровью составляет:

-с 01.01.2002 года – 1144,25 : 909,33 = 1,26;

-с 01.01.2003 года – 1378,75 : 1144,25 = 1,2;

Как указывалось выше, индекс, с 01.01.2004 года определяется таким же способом, но исходя из увеличения прожиточного минимума для пенсионера в Омской области.

Прожиточный минимум для пенсионера в Омской области составляет:

2002 год

1 квартал- 1087 руб. (Указ Губернатора Омской области от 7 мая 2002 г. N 124),

2 квартал – 1136 руб. (Указ Губернатора Омской области от 2 августа 2002 г. N 201),

3 квартал- 1194 руб. (Указ Губернатора Омской области от 28 октября 2002 г. N 259),

4 квартал – 1262 руб. (Указ Губернатора Омской области от 5 февраля 2003 г. N 25),

2003 год

1 квартал- 1415 руб. (Указ Губернатора Омской области от 8 мая 2003 г. N 80),

2 квартал – 1433 руб. (Указ Губернатора Омской области от 4 августа 2003 г. N 140),

3 квартал- 1410 руб. (Указ Губернатора Омской области от 30 октября 2003 г. N 203),

4 квартал – 1451 руб. (Постановление Правительства Омской области от 10.02.2004 г. N 2-п).

Среднегодовой прожиточный минимум для пенсионера Омской области равен:

-в 2002 году - (1087 руб. + 1136 руб. + 1194 руб. + 1262 руб.) : 4 = 1169,75 руб.

-в 2003 году – (1415 руб. + 1433 руб. + 1410 руб. +1451 руб. ) : 4 = 1427,25 руб.

Следовательно, индекс увеличения возмещения вреда здоровью с 01.01.2004 составляет: 1427,25 руб. : 1169,75 руб. = 1,22.

Таким образом, расчет индексации возмещения вреда здоровью должен составлять:

Таким образом, расчет индексации возмещения вреда здоровью должен составлять:

с 01.01.2002 года - 2 500 руб. х 1,26 = 3 150,00 руб.,

с 01.01.2003 года - 3 150,00 руб. х 1,2 = 3 780,00 руб.,

с 01.01.2004 года- 3 780,00 руб. х 1,22 = 4 611,60 руб.

В соответствии с п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607) (с изменениями от 21 декабря 2004 г., 20 июня 2005 г.) денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

В силу п.9 ст.12, п.3 ст.15 ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" изменение процента степени утраты профессиональной трудоспособности влечет перерасчет ежемесячных страховых выплат с месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное обстоятельство.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"(с изменениями от 22 августа 2004 г.) внесены изменения в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) посредством определения нового критерия индексации выплат, производимых в соответствии с указанным законом – исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом статьей 3 этого же Федерального закона установлено, что размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции настоящего Федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указанные изменения рассматриваемого базового Закона вступили в силу 29 мая 2005 года.

Определением Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 364-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено, что взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации суд полагает возможным перейти на новый критерий индексации не с 29 мая 2004 года, а с 01.01.2005 года, проиндексировав размер возмещения вреда, установленный по состоянию на 01.01.2004 года, т.е. 4 611,60 рублей.

С 01.01.2005 дальнейшая индексация производится на индекс 1,11 (Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 марта 2006 г., от 03.03.2007 года): 4 611,60 х 1,11 = 5 118,88 руб.;

с 01.01.2006 года на индекс 1,09 (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 03.03.2007 года) - 5 118,88 х 1,09 = 5 579,57 руб.,

с 01.01.2007 года на индекс 1,08 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") – 5 579,57 х 1,08 = 6 025,95 руб.

с 01.01.2008 года на индекс 1,105 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 в редакции от 24.12.2008 года «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") 6 025,95 х 1,105 = 6 658,67 руб.

с 01.01.2009 года на индекс 1,13 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 в редакции от 07.07.2009 года «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") 6 658,67 х 1,13 = 7 524,28 руб.

с 01.01.2010 года на индекс 1,1 (Постановление Правительства РФ от 16.12.2009г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") 7 524,28 х 1,1 = 8 276,71 руб.

Таким образом, с 01.10.2010 года суд обязывает Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску выплачивать Мамчуру Б.А. возмещение вреда здоровью в сумме 8 276,71 рублей ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика задолженности по выплате возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2002 года по 30 сентября 2010 года с учетом индекса потребительских цен на август 2010 года, суд руководствуется следующим.

Вред, причинённый гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объёму возмещению, которое с учётом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ), ст.1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 года №2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции действовавшей с 01.01.1995 года по 29.11.2002 года), допускавшими возможность индексации выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.2000 года по 01.01.2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», т.е. с применением роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 года, равного 1,581 (132:83,49), а с 01.01.2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).

Федеральным законом от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был установлен новый критерий индексации указанных выплат. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П «По делу о проверки конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24.11.1995 г. и 12.02.2001 г.)., Федеральных законов от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 07.08.2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» положения Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ в части перехода на новый способ индексации сумм возмещений вреда - пропорционально роста величины прожиточного минимума, были признаны не противоречащими Конституции РФ.

По смыслу ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексации с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19.06.2002 года №11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, закреплен и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года №7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года №364-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверки конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию реализации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что если применение введенного нормами указанного Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанного в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.07.2002 гола по 29.05.2004 года наиболее благоприятного для получателя указанных выплат критерия их индексации.

Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

Как следует из текста Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П в объеме возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением тех, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 25.04.2006 №246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 3 марта 2007г.) с 01.01.2006 года индексация осуществляется с применением коэффициента 1,09. С 01.01.2007 года - с применением индекса 1,08 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). С 01.01.2008 года – с применением индекса 1,105 (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 35 от 14 декабря 2000 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 7 и от 11 мая 2007 г. N 23, также указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учётом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Мамчуру Б.А., в установленном порядке с января 2002 г. своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причинённого здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению Мамчуру Б.А. имущественного вреда (убытков).

Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объёме, Мамчур Б.А. вправе требовать полного возмещения убытков, причинённых ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции использованы в расчётах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.

Принимая во внимание изложенное, расчет недоплаченных сумм и инфляционных убытков в связи с несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда за период с 01 января 2002 года по 30 сентября 2010 года, с учетом индекса потребительских цен в августе 2010 года к соответствующему месяцу, будет следующим:

Год

Месяц, за который причитается выплата

Индекс

Подлежало к выплате,

руб.

Фактически выплачено,

руб.

Сумма недоплаты,

руб.

Индекс

потребительских цен в августе 2010 года

Сумма недоплаты с учетом инфляции,

руб.

А

В

С

D

Е

F

G

Н

2002

январь

1,26

3150,00

2500,00

650,00

2,41404

1569,13

февраль

3150,00

2500,00

650,00

2,37368

1542,89

март

3150,00

2500,00

650,00

2,35251

1529,13

апрель

3150,00

2500,00

650,00

2,34547

1524,56

май

3150,00

2500,00

650,00

2,31996

1507,97

июнь

3150,00

2500,00

650,00

2,28118

1482,77

июль

3150,00

2500,00

650,00

2,28804

1487,23

август

3150,00

2500,00

650,00

2,25201

1463,81

сентябрь

3150,00

2500,00

650,00

2,23858

1455,08

октябрь

3150,00

2500,00

650,00

2,23188

1450,72

ноябрь

3150,00

2500,00

650,00

2,20760

1434,94

декабрь

3150,00

2500,00

650,00

2,13707

1389,10

2003

январь

1,2

3780,00

2500,00

1280,00

2,09929

2687,09

февраль

3780,00

2500,00

1280,00

2,06419

2642,16

март

3780,00

2500,00

1280,00

2,04174

2613,43

апрель

3780,00

2500,00

1280,00

2,03360

2603,01

май

3780,00

2500,00

1280,00

2,02147

2587,48

июнь

3780,00

2500,00

1280,00

2,01945

2584,90

июль

3780,00

2500,00

1280,00

2,00140

2561,79

август

3780,00

2500,00

1280,00

1,98162

2536,47

сентябрь

3780,00

2500,00

1280,00

1,98759

2544,12

октябрь

3780,00

2500,00

1280,00

1,96791

2518,92

ноябрь

3780,00

2500,00

1280,00

1,92178

2459,88

декабрь

3780,00

2500,00

1280,00

1,91604

2452,53

2004

январь

1,22

4611,60

2500,00

2111,60

1,89332

3997,93

февраль

4611,60

2500,00

2111,60

1,88202

3974,07

март

4611,60

2500,00

2111,60

1,86709

3942,55

апрель

4611,60

2500,00

2111,60

1,85411

3915,14

май

4611,60

2500,00

2111,60

1,83757

3880,21

июнь

4611,60

2500,00

2111,60

1,82480

3853,25

июль

4611,60

2500,00

2111,60

1,81211

3826,45

август

4611,60

2500,00

2111,60

1,79595

3792,33

сентябрь

4611,60

2500,00

2111,60

1,78879

3777,21

октябрь

4611,60

2500,00

2111,60

1,77636

3750,96

ноябрь

4611,60

2500,00

2111,60

1,76401

3724,88

декабрь

4611,60

2500,00

2111,60

1,74828

3691,67

2005

январь

1,11

5118,88

3450,00

1668,88

1,72584

2880,22

февраль

5118,88

3450,00

1668,88

1,65628

2764,13

март

5118,88

3450,00

1668,88

1,64640

2747,64

апрель

5118,88

3450,00

1668,88

1,63171

2723,13

май

5118,88

3450,00

1668,88

1,61716

2698,85

июнь

5118,88

3450,00

1668,88

1,60273

2674,76

июль

5118,88

5382,00

-263,12

1,59794

-420,45

август

5118,88

3726,00

1392,88

1,58999

2214,67

сентябрь

5118,88

3726,00

1392,88

1,59318

2219,11

октябрь

5118,88

13278,00

-8159,12

1,58368

-12921,44

ноябрь

5118,88

3726,00

1392,88

1,57580

2194,90

декабрь

5118,88

3726,00

1392,88

1,56640

2181,81

2006

январь

1,09

5579,58

3726,00

1853,58

1,56016

2891,88

февраль

5579,58

3726,00

1853,58

1,50886

2796,79

март

5579,58

3726,00

1853,58

1,47638

2736,59

апрель

5579,58

3726,00

1853,58

1,47196

2728,40

май

5579,58

3795,00

1784,58

1,46902

2621,58

июнь

5579,58

6189,3.1

-609,73

1,46171

-891,25

июль

5579,58

4117,58

1462,00

1,45880

2132,77

август

5579,58

4117,58

1462,00

1,43724

2101,24

сентябрь

5579,58

4117,58

1462,00

1,43437

2097,05

октябрь

5579,58

4117,58

1462,00

1,43724

2101,24

ноябрь

5579,58

9512,73

-3933,15

1,43437

-5641,59

декабрь

5579,58

4117,58

1462,00

1,42582

2084,55

2007

январь

1,08

6025,95

4117,58

1908,37

1,42014

2710,15

февраль

6025,95

4117,58

1908,37

1,39503

2662,23

март

6025,95

4117,58

1908,37

1,38258

2638,47

апрель

6025,95

4117,58

1908,37

1,37708

2627,98

май

6025,95

7163,10

-1137,15

1,37159

-1559,70

июнь

6025,95

4508,09

1517,86

1,36477

2071,53

июль

6025,95

4508,09

1517,86

1,35528

2057,13

август

6025,95

4508,09

1517,86

1,34586

2042,83

сентябрь

6025,95

4508,09

1517,86

1,34183

2036,71

октябрь

6025,95

4508,09

1517,86

1,32855

2016,55

ноябрь

6025,95

11158,09

-5132,14

1,30763

-6710,94

декабрь

6025,95

4508,09

1517,86

1,28957

1957,39

2008

январь

1,105

6658,67

4823,66

1835,01

1,27302

2336,00

февраль

6658,67

4823,66

1835,01

1,24929

2292,46

март

6658,67

4823,66

1835,01

1,23447

2265,26

апрель

6658,67

5094,14

1564,53

1,21983

1908,46

май

6658,67

4891,28

1767,39

1,19827

2117,81

июнь

6658,67

4891,28

1767,39

1,18523

2094,76

июль

6658,67

4891,28

1767,39

1,17349

2074,01

август

6658,67

4891,28

1767,39

1,16765

2063,69

сентябрь

6658,67

4891,28

1767,39

1,16300

2055,47

октябрь

6658,67

5792,90

865,77

1,15492

999,90

ноябрь

6658,67

4981,44

1677,23

1,14689

1923,60

декабрь

6658,67

4981,44

1677,23

1,13892

1910,23

2009

январь

1,13

7524,28

5404,86

2119,42

1,13325

2401,83

февраль

7524,28

5404,86

2119,42

1,10453

2340,96

март

7524,28

5404,86

2119,42

1,08500

2299,57

апрель

7524,28

5404,86

2119,42

1,07108

2270,07

май

7524,28

5404,86

2119,42

1,06788

2263,29

июнь

7524,28

5404,86

2119,42

1,06468

2256,50

июль

7524,28

5404,86

2119,42

1,05728

2240,82

август

7524,28

7198,22

326,06

1,05097

342,68

сентябрь

7524,28

5629,03

1895,25

1,05520

1999,87

октябрь

7524,28

5629,03

1895,25

1,05414

1997,86

ноябрь

7524,28

5629,03

1895,25

1,05837

2005,88

декабрь

7524,28

5629,03

1895,25

1,05626

2001,88

2010

январь

1,1

8276,71

6191,93

2084,78

1,05626

2202,07

февраль

8276,71

6191,93

2084,78

1,03963

2167,40

март

8276,71

6191,93

2084,78

1,03036

2148,07

апрель

8276,71

6191,93

2084,78

1,02625

2139,51

май

8276,71

6191,93

2084,78

1,02522

2137,36

июнь

8276,71

6191,93

2084,78

1,02114

2128,85

июль

8276,71

6191,93

2084,78

1,01606

2118,26

август

8276,71

6191,93

2084,78

1,01000

2105,63

сентябрь

8276,71

6191,93

2084,78

1,00000

2084,78

Итого

583 877,91

444 146,02

139 731,89

206 717,47

Итого, размер задолженности по выплате возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2002 года по 30 сентября 2010 года с учетом индекса потребительских цен на август 2010 года составляет 206 717,47 рублей, и подлежат взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску за счет средств федерального бюджета в пользу Мамчура ... задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2002 года по 30 сентября 2010 года с учетом индекса потребительских цен на август 2010 года в размере 206 717,47 рублей (Двести шесть тысяч семьсот семнадцать руб.47коп).

Обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску выплачивать Мамчуру ... возмещение вреда здоровью с 01 октября 2010 года в сумме 8 276,71 рублей (Восемь тысяч двести семьдесят шесть руб.71коп.) ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200