Дело № 2-5216 за 2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего Быкова А.В.,
с участием прокурора Игнатовой А.В.,
при секретаре Кудиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа г. Омска в защиту прав и интересов несовершеннолетних учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151», неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151», Администрации города Омска, Департаменту образования администрации города Омска о признании действий по осуществлению образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными, понуждении к принятию незамедлительных мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился в суд в защиту прав и интересов несовершеннолетних учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151», неопределенного круга лиц с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151», Администрации города Омска, Департаменту образования администрации города Омска о признании действий по осуществлению образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными, понуждении к принятию незамедлительных мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указав при этом следующее.
Прокуратурой Кировского административного округа г. Омска проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения образовательными учреждениями безопасных условий обучения, в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 151».
Согласно п. 1.4. устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск в лице департамента образования Администрации города Омска.
МОУ «СОШ № 151» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием (п. 1.2. устава).
Предметом деятельности учреждения является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организация свободного времени отдыха, досуга и питания детей в каникулярное время (п. 2.2. устава).
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Министерства образования Омской области серии А № 221046, peг. № 445 от 25.09.2006. Данная лицензия действительна до 25.09.2011.
В ходе проверки установлено, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» осуществляет образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности.
Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности территориального отдела государственного пожарного надзора Кировского АО УГПН МЧС России по Омской области от 21.05.2009 № 123 следует, что на момент проверки МОУ «СОШ № 151» не приведена в исправное состояние система противопожарной защиты дымоудаления, не заключен договор на ее техническое обслуживание с организацией, имеющей лицензию.
Данное нарушение не устраняется образовательным учреждением и его учредителем с 1998 года. В материалах проведения проверок органов Госпожнадзора (предписание от 08-15.08.2007) зафиксировано наличие данного нарушения и его неисполнение с 1998 года.
Предписанием Госпожнадзора от 08-15.08.2007 образовательному учреждению предлагалось в срок до 25.12.2008 привести в исправное состояние систему противопожарной защиты дымоудаления, заключить договор на ее техническое обслуживание с организацией имеющей лицензию. Данное требование в установленные сроки не выполнено.
Согласно акта проверки от 21.05.2009 № 123 предложен срок устранения нарушения – 01.12.2009. В установленные сроки нарушение не устранено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
При этом согласно п. 34 Правил, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Как следует из информации территориального отдела государственного пожарного надзора Кировского АО г.Омска УГПН МЧС России по Омской области т 19.10.2010 системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий следует предусматривать для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания при пожаре, возникшем в одном из помещений.
Выявленные территориальным отделом государственного пожарного надзора Кировского АО г. Омска УГПН МЧС России по Омской области нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью воспитанников, работников МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151».
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 года, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
В силу п. п. 1, 3, 4 ч. 3 ст. 32 указанного Закона РФ образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержится также в ст. 31 данного закона.
В статье 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» и департаментом образования Администрации г. Омска длительное время не принимаются меры к устранению нарушений пожарной безопасности, имеющихся в учреждении с момента постройки и сдачи в эксплуатацию здания школы.
Из объяснений директора МОУ «СОШ № 151» Дьяченко Г.Д. следует, что отсутствие системы дымоудаления будет являться препятствием для получения лицензии в 2011 году. Финансирование работ по ремонту системы дымоудаления в 2009, 2010 гг. департаментом образования не осуществлялось.
Директором МОУ «СОШ №151» в департамент образования Администрации г. Омска систематически направляются письма с просьбой о выделении средств на осуществление ремонта противопожарной системы дымоудаления.
Располагая информацией о нарушениях пожарной безопасности в МОУ «СОШ № 151», департаментом образования Администрации г. Омска финансирование мероприятий по их устранению не планировалось. На 2009, 2010 гг. выполнение и финансирование мероприятий по приведению в рабочее состояние противопожарной защиты дымоудаления в МОУ «СОШ № 151» не предусмотрено.
Непринятие МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151», Администрацией города Омска и департаментом образования Администрации г. Омска мер к устранению нарушений норм пожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права обучающихся (воспитанников) на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
Кроме того, согласно приказа департамента образования Администрации г. Омска от 30.09.2010 № 120 в целях обеспечения доступности дошкольного образования в период с 1 октября 2010 года по 31 декабря 2010 года запланировано открытие 35 групп полного дня в 17 муниципальных общеобразовательных учреждениях города Омска, в том числе и в МОУ «СОШ.№ 151». Вместе с тем, имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности являются препятствием для получения заключения о соответствии помещений школы требованиям безопасности при осуществлении образовательной деятельности по программам дошкольного образования.
Поскольку учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 К РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор просит признать действия муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 151» по осуществлению образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными, противоречащими Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации «Об образовании»; обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 151», департамент образования Администрации Омска, Администрацию города Омска принять незамедлительные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Директор МОУ «СОШ № 151» Дьяченко Г.Д. и представитель Департамента образования Администрации города Омска Лаврентьева О.В. исковые требования признали частично, ссылаясь на отсутствие финансирования по указанному вопросу со стороны Администрации города Омска.
Администрации города Омска своего представителя в суд не направила, извещена надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требований ст. 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу положений ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ст. 27 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением.
Статья 32 указанного закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения.
Так, к компетенции образовательного учреждения помимо прочего, относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.
При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетентности; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планам и графиком учебного процесса, качество образования его выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 33 Закона РФ «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Аналогичная норма закреплена в пункте 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2000 года № 796, а также в пункте 13 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233.
Согласно п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года № 796 для получения лицензии соискатель лицензии, помимо других документов предоставляет в лицензирующий орган заключения органов государственного санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
Исходя из изложенных норм, обязанность получения лицензии возложена на образовательное учреждение, которое и является лицензиатом.
На основании п.п. б п. 24 Положения основанием для отказа в выдаче лицензии является отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.
При этом в соответствии с п. 39 Положения образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, п. 34 Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17 ноября 1994 года № 442, образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В статье 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" указанно, - что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Во исполнения требований указанного Федерального закона МЧС России издан приказ от 18.06. 2003 г. № 313, которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), изданным 18.06.2003 приказом № 315, утверждены Нормы пожарной безопасности.
Согласно п. 34 Правил, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Как следует из информации территориального отдела государственного пожарного надзора Кировского АО г. Омска УГПН МЧС России по Омской области от 19.10.2010 года системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий следует предусматривать для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания при пожаре, возникшем в одном из помещений.
Материалами дела установлено, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Министерства образования Омской области серии А № 221046, peг. № 445 от 25.09.2006. Данная лицензия действительна до 25.09.2011.
Прокуратурой Кировского административного округа г. Омска проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения МОУ «СОШ № 151» безопасных условий обучения.
Из представленного суду акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности территориального отдела государственного пожарного надзора Кировского АО УГПН МЧС России по Омской области от 21.05.2009 года № 123 следует, что на момент проверки МОУ «СОШ № 151» не приведена в исправное состояние система противопожарной защиты дымоудаления, не заключен договор на ее техническое обслуживание с организацией, имеющей лицензию.
Данное нарушение не устраняется образовательным учреждением и его учредителем (согласно п. 1.4. устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск в лице департамента образования Администрации города Омска) с 1998 года. В материалах проведения проверок органов Госпожнадзора (предписание от 08-15.08.2007) зафиксировано наличие данного нарушения и его неисполнение с 1998 года.
Предписанием Госпожнадзора от 08-15.08.2007 образовательному учреждению предлагалось в срок до 25.12.2008 года привести в исправное состояние систему противопожарной защиты дымоудаления, заключить договор на ее техническое обслуживание с организацией имеющей лицензию. Данное требование в установленные сроки не выполнено.
Согласно акта проверки от 21.05.2009 № 123 предложен срок устранения нарушения – 01.12.2009 года. В установленные сроки нарушение не устранено. Финансирование работ по ремонту системы дымоудаления в 2009, 2010 гг. департаментом образования не осуществлялось.
Отсутствие системы дымоудаления будет являться препятствием для получения лицензии в 2011 году.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об осуществлении ответчиком – МОУ «СОШ № 151» образовательного процесса с нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности», что нарушает права обучающихся (воспитанников) на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, право на образование отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Так как ответчик осуществляет образовательную деятельность с явным нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а имеющие место нарушения создают угрозу безопасности, жизни и здоровью обучающихся, а также посягают на осуществление образования в условиях, гарантированных государством, суд находит требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ с МОУ «СОШ № 151» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст., ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» по осуществлению образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 151», Департамент образования Администрации Омска, Администрацию города Омска принять незамедлительные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151» за счет казны города Омска государственную пошлину в сумме 4000 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Быков
Решение не вступило в законную силу