решение от 14.12.10 по иску Адм-ции г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора



Дело № 2- 5612 за 2010 год

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010 года Кировский суд города Омска в составе

председательствующего Быкова А.В.,

при секретаре Кудиновой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску

Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав при этом следующее.

08.11.2010 Администрацией города Омска было получено Постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. о взыскании с должника - Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа № ... от 10.08.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска предоставить Копычину В.И., Копычиной В.В., Копычину И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. по договору социального найма в связи с переселением из аварийного жилого дома, подлежащего сносу, благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и установленным требованиям, состоящее не менее, чем из трех комнат, общей площадью не ниже 37,8 кв.м, жилой площадью не ниже 27,9 кв.м., расположенное в черте населенного пункта города Омска. С данным Постановлением Администрация города Омска не согласна по следующим основаниям.

Решением Центрального районного суда города Омска от 24.06.2010 на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Копычину В.И., Копычиной В.В., Копычину И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. по договору социального найма в связи с переселением из аварийного жилого дома, подлежащего сносу, благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и установленным требованиям, состоящее не менее, чем из трех комнат, общей площадью не ниже 37,8 кв.м., жилой площадью не ниже 27,9 кв.м., расположенное в черте населенного пункта города Омска.

Администрация города Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда в связи со следующим.

Статьей 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 9 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 №92 к вопросам местного значения не отнесено обеспечение жилыми помещениями граждан на основании решений судов, вступивших в законную силу.

В бюджете города Омска на 2010 год не предусмотрены расходы на приобретение жилых помещений во исполнение решений судов.

Учитывая то, что собственные доходы бюджета города Омска на вышеуказанные цели в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации использованы быть, не могут, а свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, отвечающие требованиям решения вышеуказанного суда отсутствуют, Администрация города Омска была лишена возможности незамедлительно предоставить Копычину В.И., Копычиной В.В., Копычину И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. жилое помещение из муниципального жилищного фонда.

31.08.2010 года Администрацией города Омска в Центральный районный суд города Омска направлено заявление об отсрочке исполнения решения Центрального районного суда города Омска от 24.06.2010.

Определением Центрального районного суда города Омска от 08.10.2010 Администрации города Омска отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда города Омска от 24.06.2010.

Во исполнение вышеуказанного судебного решения семье Копычиных предлагались жилые помещения, расположенные по следующим адресам: город Омск, ... От предложенных вариантов жилых помещений семья Копычиных отказалась. В настоящее время между муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области и Копычиным Василием Ивановичем заключен договор социального найма жилого помещения № ... от 27.10.2010, расположенного по адресу: город Омск, ....

28.10.2010 вышеуказанное исполнительное производство № ... от 10.09.2010 окончено.

Учитывая изложенное, со стороны Администрации города Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда города Омска.

При вынесении указанного постановления судебным приставом не проверены обстоятельства подтверждающие уважительность причин не исполнения требования о предоставлении Копычину В.И., Копычиной В.В., Копычину И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. во внеочередном порядке жилого помещения.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3. 166.1. 218 и 242 настоящего Кодекса.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Истец просит освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей (пять тысяч рублей) по исполнительному производству № ..., возбужденному 14.09.2010 года на основании исполнительного листа № 2-1927/2010 от 10.08.2010, выданного Центральным районным судом города Омска.

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска по доверенности Девайкина А.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик - Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 24.06.2010 года по гражданскому делу по иску прокурора города Омска в интересах Копычина В.И., Копычиной В.В., Копычина И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, постановлено:

«Исковые требования прокурора города Омска в интересах Копычина В.И., Копычиной В.В., Копычина И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконными и не соответствующими требованиям жилищного законодательства действия Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска по предоставлению Копычину В.И., Копычиной В.В., Копычину И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск ....

Обязать Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики Администрации города Омска предоставить Копычину В.И. ..., Копычиной В.В. ..., Копычину И.В. ..., Гетте Т.В. ..., Гетте И.А. ..., Гетте Е.И. ... по договору социального найма в связи с переселением из аварийного жилого дома, подлежащего сносу, благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и установленным требованиям, состоящее не менее, чем из трех комнат, общей площадью не ниже 37,8 кв.м., жилой площадью не ниже 27,9 кв.м., расположенное в черте населенного пункта города Омска».

Указанное решение вступило в законную силу, и было направлено на исполнение.

Исполнительный лист № 2-1927/2010 от 10.08.2010 года, содержащий требование – предоставить Копычину В.И., Копычиной В.В., Копычину И.В., Гетте Т.В., Гетте И.А., Гетте Е.И. по договору социального найма в связи с переселением из аварийного жилого дома, подлежащего сносу, благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и установленным требованиям, состоящее не менее, чем из трех комнат, общей площадью не ниже 37,8 кв.м. поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Омской области.

Поскольку указанный исполнительный лист соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам согласно ст. 12,13 ФЗ «Об исполнительном производстве» и был предъявлен в установленный срок, согласно ст.21 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» 14.09.2010 года вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № ....

В постановлении судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области указано, что должнику в срок 5 дней (ч.12 ст.30 ФЗ) со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства 25.10.2010 года было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительного сбора в размере 5000 рублей.

Установлено, что фактически решение суда было исполнено только 27.10.2010 года (с Копычиным В.И. заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: город Омск, ...).

Согласно положений ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Поскольку Администрация г. Омска истец (должник) не предоставила суду допустимых доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств или иных уважительных причин, взыскание исполнительного сбора произведено с соблюдением требований законодательства.

Ссылка представителя истца на положения ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 9 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 к вопросам местного значения не отнесено обеспечение жилыми помещениями граждан на основании решений судов, вступивших в законную силу, в бюджете города Омска на 2010 год не предусмотрены расходы на приобретение жилых помещений во исполнение решений судов, не законна и не обоснованна, поскольку в соответствии с положениями ЖК РФ, Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями от 13 мая, 22 июля, 1, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 1, 17 июля, 23 ноября, 17 декабря 2009 г., 9 марта 2010 г.), указанная функция возложена исключительно на Администрацию города.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст., ст. 233 – 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Администрации г. Омска в удовлетворении исковых требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей 00 копеек по исполнительному производству № ..., возбужденному 14.09.2010 года на основании исполнительного листа № 2-1927/2010 от 10.08.2010, выданного Центральным районным судом г. Омска.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд в 10 суток со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения, с соблюдением требований ст. 242 ГПК РФ.

Председательствующий: А.В.Быков

Решение не вступило в законную силу