Дело №2-5380/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииКировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Командыкова Д.Н.,
при секретаре Савостиковой Ю.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 09 декабря 2010 года дело по иску УФСКН Росси по Омской области к Донец Р.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
УФСКН России по Омской области обратилось в Кировский районный суд г. Омска с иском к Донец Р.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, указывая, что в период с декабря 2008 года по март 2010 года оперуполномоченному 2 отдела службы специального назначения правления капитану полиции Донцу Р.В. производились выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений в размере 58 800 рублей. 14.01.2009 года ответчиком на имя начальника УФСКН России по Омской области подан рапорт с просьбой рассмотреть вопрос о получении денежной компенсации за наем жилого помещения, а также представлены необходимые документы, после изучения которых принято решение о произведении выплат за наем жилого помещения. В ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСКН России по Омской области за период с 01.06.2008 года по 31.05.2010 года выявлено нарушение, выразившееся в неправомерной выплате денежной компенсации за наем жилых помещений. В соответствии с разъяснением ДПУ 5 Департамента ФСКН России от 20.02.2006 года №5/1/1006 денежная компенсация выплачивается сотрудникам, переведенным по службе в другую местность, если им не предоставлено жилое помещение либо арендованное жилое помещение, а также другим сотрудникам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, которые подтвердили право на получение денежной компенсации документами. Согласно копии паспорта Донец Р.В. зарегистрирован по адресу: .... Наличие у ответчика регистрации не соответствует требованиям, предъявляемым сотрудникам, претендующим на выплату компенсации. Считает, что выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений ответчику производились неправомерно, что повлекло неосновательное обогащение. Просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 58 800 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 940 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Карев Е.П. исковые требования поддержал по доводам, изложенным выше.
Донец Р.В. против удовлетворения исковых требований возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Донец Р.В. с 01.07.2003 года по настоящее время проходит службу в Управлении ФСКН России по Омской области.
В соответствии с пунктом 72 Указа Президента «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» при переводе по службе в другую местность за сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время его службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение. В случае отсутствия такой возможности соответствующий орган наркоконтроля арендует для сотрудника и проживающих с ним членов семьи на время службы жилое помещение либо выплачивает ему ежемесячную денежную компенсацию расходов на наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 852Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего органа, подразделения, учреждения.
К рапорту сотрудника прилагаются следующие документы: - договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации; - справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства.
Согласно представленного в материалах дела договору найма от 01.12.2008 года Донец Р.В. принял во временное владение (наем) для проживания квартиру, расположенную по адресу: ....
В последствии 10.05.2009 года и 10.05.2010 года Донец Р.В. заключал договоры найма, согласно которым он принял во временное владение для проживания квартиру ...
Из материалов дела следует, что ответчиком трижды – 14.01.2009 года, 15.05.2009 года и 18.05.2009 года на имя Начальника УФСКН России по Омской области подавались рапорты о возмещении денежных средств за наем жилого помещения.
Согласно приказов начальника Управления ФСКН России по Омской области №41-лс от 06.04.2009 года, №134-лс от 15.09.2009 года, №2-лс от 12.01.2010 года Донцу Р.В. выплачены компенсации за наем жилого помещения в общей сумме 58 800 рублей.
Факт выплаты ответчику денежных средств в указанной сумме подтверждается ведомостями выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения №163 от 22.04.2009 года, №322 от 21.10.2009 года, №27 от 25.01.2009 года, №159 от 20.05.2010 года.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСКН России по Омской области за период с 01.06.2008 года по 31.05.2010 года установлена неправомерная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
В соответствии с разъяснениями ДПУ 5 Департамента ФСКН России от 20.02.2006 года №5/1/1006 денежная компенсация должна выплачиваться сотрудникам, переведенным по службе в другую местность, если им не предоставлено служебное либо арендованное жилое помещение, а также другим сотрудникам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, которые подтвердили право на получение денежной компенсации документами, предусмотренными вышеуказанным Постановление Правительства РФ.
Согласно ст. 1 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 года №5452-I в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем 2 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с п.п.9, 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства(п.15).
Согласно справки УФСКН России по Омской области от 12.02.2009 года Донец Р.В. с 19.04.2006 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: ..., ул. ..., ..., ....
Факт регистрации по указанному адресу также подтверждается копией паспорта ответчика и копией лицевого счета.
Постановлением Мэра города Омска от 6 мая 2005 года № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м., а также норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м.
Пунктом 3 Инструкции по организации в органах наркоконтроля работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 июля 2005 года № 224 служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке сотрудникам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных (должностных) обязанностей по месту службы (работы) в порядке очередности по решению жилищной комиссии органа наркоконтроля (далее - жилищная комиссия) решением начальника органа наркоконтроля по договору найма служебного жилого помещения. Служебные жилые помещения предоставляются сотрудникам в виде отдельной квартиры, должны быть благоустроенными и отвечать санитарно-техническим нормам.В судебном заседании установлено, что у ответчика отсутствует жилое помещение для постоянного проживания, отвечающее установленным нормам площади жилого помещения.
Как следует из решения жилищной комиссии Донец Р.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников на служебное жилье под ....
Согласно книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий №296 основанием для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужил рапорт Донец Р.В. от 12.12.2008 года.
Истцом доказательств наличия у Донец Р.В. жилого помещения для постоянного проживания, помимо съемной квартиры, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для получения компенсации за наем жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд считает возможным в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 58 800 рублей отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований УФСКН России по Омской области к Донец Р.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г.Омска.
Председательствующий Д.Н. Командыков
Решение не вступило в законную силу.