Дело №2-4855/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Зубовой Е.А.
при секретаре Кущей Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске дело по иску Сербина ... к ГУ Управлению ПФР в КАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сербин Н.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию по пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ. В обоснование своих доводов указал, что с 1977 года по 2001 год работал водителем автобуса 1,2 класса в МУ ПАТП .... В связи с достижением 55-летнего возраста и наличием непрерывного трудового стажа водителем более 20 лет, истец в июне 2010 года обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по указанным основаниям. Однако в назначении пенсии истцу было отказано в виду недостаточности специального стажа. Считает данный отказ не соответствующим обстоятельствам дела и противоречащим закону. Просил включить в специальный стаж спорные периоды работы, признать право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ с 16.05.2010 года.
В судебном заседании истец Сербин Н.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что работал на городских пассажирских маршрутах с 1977 года по 2001 год. Рабочие часы учитывались диспетчером, впоследствии передавались в бухгалтерию для начисления заработной платы. Расчетные листки не сохранились, самостоятельно количество отработанных часов на городских маршрутах истец не вел, однако постоянно перерабатывал за 200 часов. На заказы, а также пригородные маршруты, несмотря на меньшую заработную плату, отвлекался в связи с производственной необходимостью по распоряжению руководства.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска – Трегубова С.А. (копия доверенности –л.д.50) против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что в специальный стаж подлежит включению лишь работа на городских маршрутах. По представленным документам была произведена выборка часов работы на городских маршрутах, в том числе, с учетом простоя на ремонт, нахождения на больничном, в отпусках, льготный стаж определен 13 лет 26 дней. Иных документов истцом представлено не было.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.п. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516).
Пункты 4, 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29)(с изменениями от 1 октября 1999 г.) установлено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Поскольку назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» по своей правовой природе сходно с назначением досрочной трудовой пенсии по Списку №1 и №2, очевидно, что толкование полной занятости, данное пунктом 5 разъяснения Минтруда РФ №5, применимо и для определения полной занятости лиц, претендующих на назначение пенсии в связи с осуществлением перевозок на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Данное Министерством труда Российской Федерации разъяснение содержит отсутствующие в Законе и Постановлении Правительства дополнительные гарантии, улучшающие положение работников, занятых на работах, связанных с особыми условиями труда.
Так, в п.5 разъяснения предусмотрено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, а не в течение всего рабочего дня (100% рабочего времени). Кроме того, в пункте 5 разъяснения предусмотрены и другие (улучшающие правовое положение работников при особых условиях труда), не установленные Законом и Постановлением Правительства РФ гарантии. В частности, предусмотрено, что в указанное время (в течение 80% дневного рабочего времени) включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования: в указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Следовательно, для назначения пенсии по пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для мужчины необходимо наличие совокупности следующих условий:
-достижение возраста 55 лет,
-наличие общего трудового стажа не менее 25 лет,
-наличие стажа работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет,
-наличие в периоды указанного специального стажа занятости по профессии водителя в совокупности с требуемым видом перевозок в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80 % рабочего времени).
Из материалов дела следует, что Сербин Н.А. работал в Омском МУ ПАТП ... (МПАТП ..., ОПАТП ...) водителем 2 класса автобуса МСАЗ-677 с 13.01.1977 года по 19.02.1979 года, водителем 1 класса с 20.02.1979 года по 31.10.2001 года (копия трудовой книжки –л.д.56-59, архивная справка –л.д.16).
Согласно протоколу заседания комиссии ... от ... года по представленным документам, подтверждающим специальный стаж необходимый для установления трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на дату обращения специальный стаж составил 13 лет 02 месяца 26 дней, страховой стаж 33 года 03 месяца 12 дней, что составляет менее требуемого специального стажа, а именно 20 лет л.д.8).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчиком неправомерно не включен в его льготный стаж период работы в качестве водителя 1, 2 классов в МУ ПАТП ....
В соответствии со ст.12, 35, 39. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основании равноправия и состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
По правилам ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При исчислении степени занятости в указанные периоды, правомерно исходить из суммированного учета рабочего времени за учетный период - один месяц, поскольку это прямо предусмотрено п. 8 Приложения к приказу Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 - Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Выборка часов на льготную пенсию в сопоставлении с производственным календарем позволяют произвести расчет занятости истца на регулярных городских пассажирских перевозках.
По правилам п.5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" в специальный стаж подлежит включению время работы на городском регулярном пассажирском маршруте, подготовительно-заключительное время, ремонт, техническое обслуживание. Перевозки на заказных маршрутах не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это самостоятельный вид перевозок, не предусмотренный в качестве особых условий для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно представленным лицевым счетам за периоды с февраля 1977 года по 2001 год включительно в исключенные ответчиком спорные периоды занятость истца не менее 80% рабочего времени в качестве водителя автобуса городского пассажирского маршрута не подтверждается. Напротив, в исключенные периоды прослеживается работа на «линии пригород», «заказах», «аренда» л.д.22-46, данные о страховом стаже – 51-53).
Из ответа МУ «Муниципальный архив г. Омска» от 01.12.2010 года следует, что в архивном фонде МП г. Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие ...» в имеющихся приказах по личному составу сведений о снятии водителей с городских регулярных рейсов и направлении на заказы не имеется л.д.77).
В соответствии с действующим законодательством, право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, а также правила исчисления периодов работы, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, законодателем делегировано Правительству Российской Федерации.
Действующее пенсионное законодательство, а также ранее действовавшее (Закон РФ от 20 ноября 1990г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации") связывают назначение досрочной трудовой пенсии водителям автобусов, троллейбусов, трамваев с работой не менее 20 лет именно на регулярных городских пассажирских маршрутах.
К данному виду перевозок в соответствии с действующими нормативными правовыми документами относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенными для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более восьми. К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
Вместе с тем, каких-либо иных доказательств в подтверждение занятости не менее 80% рабочего времени в качестве водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте, истцом в нарушение правил статьи 56 ГПК РФ, суду представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на пенсию.
Сербин Н.А., ... года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ - 13.05.2010 года. Ответчиком специальный стаж истца определен 13 лет 02 месяца 26 дней л.д.8).
Учитывая, что каких-либо достаточных доказательств в подтверждение занятости истца в спорные периоды времени на работах, предусмотренных п.п.10 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, суду представлено не было, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Сербина ... к ГУ Управлению ПФР в КАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу