Дело № 2- 5398 за 2010 год
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Быкова А.В.
при секретаре Кудиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Голованю А.С. о признании незаконным бездействия по устранению нарушений противопожарной безопасности и понуждении к устранению выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Голованю А.С. о признании незаконным бездействия по устранению нарушений противопожарной безопасности и понуждении к устранению выявленных нарушений, указав при этом следующее.
Прокуратурой Центрального административного округа г. Опека с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора по ЦАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности помещений, принадлежащих Головань А.С., в здании расположенном по адресу: г. Омск, ... в ходе которой, выявлены нарушения Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Статьей 34 Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статьей 20 Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 21 Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно статье 1 указанного закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится на ряду с прочими и приоритет мер по предупреждению терроризма.
Статьёй 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС.
Согласно представленной ОГПН по ЦАО г. Омска информации, в ходе проверки 03.09.2009 помещений, принадлежащих Головань А.С. выявлены нарушения противопожарных требований норм и правил, а именно: - помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией и не оборудованы системой оповещения людей при пожаре (п. 14 табл. 3 НПБ 110-03, п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03).
По результатам проверки Головань А.С. 03.09.2009 получил предписание № ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проведения проверки ОГПН по ЦАО г. Омска 23.09.2010 установлен факт невыполнения предписания № ... от 03.09.2009.
Согласно статье 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что Головань А.С. допускаются грубые нарушения противопожарного законодательства, что недопустимо.
Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку помещения в здании по адресу: г. Омск, ул. ... относятся к объектам с массовым пребыванием людей.
Указанный комплекс нарушений, выявленный в ходе проверки, может явиться поводом к планированию и проведению террористического акта, что в свою очередь неизбежно повлечет причинение вреда жизни и здоровью посетителей, работников, а также повлечет серьёзный имущественный вред обществу.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Просит признать бездействие Головань А.С. по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконным; обязать Головань А.С. устранить выявленные нарушения, указанные в предписании № ... от 03.09.2009 года и акте проверки от 23.09.2010 года; возложить на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Согласно положений ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
Прокурор дважды – 09.12.2010 года в 09 часов 45 минут и 22.12.2010 года в 12 часов 15 минут, без уважительной причины не явился в судебное заседание, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.
При этом, представитель ответчика Голованя А.С. по доверенности Бородина А.И. не требовала рассмотреть дело по существу, пояснив при этом, что все нарушения, указанные в предписании № ... от 03.09.2009 года и акте проверки от 23.09.2010 года устранены.
Таким образом, исковое заявление прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Голованю А.С. о признании незаконным бездействия по устранению нарушений противопожарной безопасности и понуждении к устранению выявленных нарушений должно быть оставлено без рассмотрения.
Руководствуясь ст., ст. 222 и 223 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковое заявление прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Голованю А.С. о признании незаконным бездействия по устранению нарушений противопожарной безопасности и понуждении к устранению выявленных нарушений, оставить без рассмотрения.
Данное определение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд г. Омска в течение 10 дней с момента вынесения.
Председательствующий: А.В. Быков
Определение не вступило в законную силу