Дело № 2-446/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииКировский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи: Полыги В.А.,
при секретаре: Присяжнюк В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании городе Омске 03 февраля 2011 года гражданское дело по иску и.о. прокурора Кировского АО г. Омска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности по принятию мер, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Кировского АО г. Омска обратился в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска в обоснование которого указал, что прокуратурой Кировского АО г. Омска проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения образовательными учреждениями безопасных условий обучения, в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ... (далее - МОУ «СОШ ...»), а именно, что МОУ «СОШ ...» осуществляет образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности.
Предписанием территориального отдела государственного пожарного надзора Кировского АО г. Омска УГПН МЧС России по Омской области от 27.05.2010 года установлено, что на момент проверки пожарные шкафы не соответствуют требованиям НПБ 151-2000, косоуры лестничных маршей не соответствуют требуемому пределу огнестойкости R 45. Выявленные территориальным отделом государственного пожарного надзора Кировского АО г. Омска УГПН МЧС России по Омской области нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью воспитанников, работников МОУ «СОШ ...».
Согласно п. 1.2. устава МОУ «СОШ ...» его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск в лице департамента образования Администрации города Омска.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Просил признать действия МОУ «СОШ ...» по осуществлению образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными, противоречащими Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации «Об образовании»; обязать МОУ «СОШ ...», департамент образования Администрации г. Омска, Администрацию города Омска принять незамедлительные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, должны быть приняты незамедлительно, однако возражений против того, чтобы срок для устранения недостатков был установлен до 01.09.2011 года, не имеется.
Представитель ответчика МОУ «СОШ ...» - Галеева Л.В. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что выявленные нарушения пожарной безопасности действительно имеются в школе, однако устранить их возможности не имеется, поскольку департамент образования Администрации г. Омска денег для их устранения школе не выделяет, несмотря на неоднократные обращения. Кроме того, три пожарных шкафа были куплены и установлены за счёт спонсорских денег.
Представитель департамента образования Администрации г. Омска – Ефременко Д.М. с заявленными требованиями согласился, суду пояснил, что денежные средства для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности заложены в бюджете и будут устранены в 2011 году. Просил установить срок для устранения недостатков до 01.09.2011 года, так как устранение выявленных нарушений, в частности повышение пределов огнестойкости косоуров лестничных маршей связано с использованием химических препаратов, которые в силу своей вредности не могут быть применены во время учебного процесса, соответственно нарушения будут устраняться во время летних каникул.
Представитель Администрации г. Омска – Храмцов В.В. с заявленными требованиями не согласился в части возложения обязанности по устранению нарушений на Администрацию г. Омска, указав, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по делу. Также не доказаны обстоятельства, указывающие на бездействие со стороны Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В статье 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" указанно, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Нормами пожарной безопасности НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний", утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 27 декабря 2000 года № 79 установлены технические требования пожарной безопасности к пожарным шкафам.
Согласно таблице 4* строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7 предел огнестойкости маршей и площадок лестничных клеток зданий со степенью огнестойкости III должен быть не менее R45.
Судом установлено, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Министерства образования Омской области серии А ..., peг. ... от 15.05.2008 года. Данная лицензия действительна до 15.05.2013 года л.д. 24).
Согласно п. 1.2. устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск в лице департамента образования Администрации города Омска л.д. 27).
МОУ «СОШ ...» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием (п. 1.7. устава).
Как следует из информации территориального отдела государственного пожарного надзора Кировского АО г. Омска УГПН МЧС России по Омской области от 25.08.2010 года МОУ «СОШ ...» допущены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, согласно предписанию отдела государственного пожарного надзора Кировского АО г. Омска УГПН МЧС России по Омской области от 27.05.2010 года л.д. 22) МОУ «СОШ ...» допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности: пожарные шкафы не соответствуют требованиям НПБ 151-2000, косоуры лестничных маршей не соответствуют требуемому пределу огнестойкости R 45. МОУ «СОШ ...» предлагалось в срок до 01.12.2010 года устранить выявленные нарушения. Данное требование в установленные сроки не выполнено.
Названные нарушения не устранены и на момент рассмотрения настоящего дела судом, что ответчиками не отрицается.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь. В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 года, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Из объяснений директора МОУ «СОШ ...» Галеевой Л.В. л.д. 9) следует, что выявленные нарушения пожарной безопасности будут являться препятствием для получения лицензии в 2013 году. Финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в 2008, 2009, 2010 годах департаментом образования администрации г. Омска не осуществлялось.
Директором МОУ «СОШ ...» в департамент образования Администрации г. Омска систематически направлялись письма с просьбой о выделении средств на устранение нарушений пожарной безопасности л.д. 12-19).
Располагая информацией о нарушениях пожарной безопасности в МОУ «СОШ ...», департаментом образования Администрации г. Омска финансирование мероприятий по их устранению не планировалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об осуществлении ответчиками – МОУ «СОШ ...» образовательного процесса с нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности», что нарушает права обучающихся (воспитанников) на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, право на образование отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Так как ответчик осуществляет образовательную деятельность с явным нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а имеющие место нарушения создают угрозу безопасности, жизни и здоровью обучающихся, а также посягают на осуществление образования в условиях, гарантированных государством, суд находит требования прокурора о возложении на МОУ «СОШ ...», департамент образования Администрации г. Омска обязанности принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем суд полагает, что поскольку повышение пределов огнестойкости косоуров лестничных маршей связано с использованием химических препаратов, которые в силу своей вредности не могут быть применены во время учебного процесса, соответственно срок для устранения выявленных недостатков следует установить до 01.09.2011 года.
Что касается доводов прокурора о необходимости возложения обязанности принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, на Администрацию города Омска, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с Уставом города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета ... от 20.09.1995 года, основной задачей Администрации города Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Постановления Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года ... "Об утверждении структуры Администрации города Омска" департамент образования входит в структуру Администрации г. Омска.
В соответствии с Положением «О департаменте образования Администрации города Омска», утвержденного постановлением Мэра города Омска № 252-П от 21.08.2006 года - департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования (пункт 1).
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (пункт 4).
Основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются обеспечение на территории города Омска соблюдения действующего законодательства в сфере образования, в том числе создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, а также создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных образовательных учреждений.
К функциям департамента образования Администрации города Омска по вопросам материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений относятся:
- организация и координация деятельности по укреплению материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений;
- подготовка предложений по формированию муниципального заказа на обеспечение деятельности подведомственных муниципальных учреждений и осуществление контроля за его выполнением, внесение предложений в Сводный план закупок города Омска;
- осуществление контроля за проведением ремонтных работ на объектах подведомственных муниципальных учреждений, в необходимых случаях самостоятельно выступает заказчиком на выполнение ремонтных работ.
В сфере финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Омского городского Совета «О бюджете на 2010 год» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых также относится департамент образования Администрации города Омска.
Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности от имени Администрации г. Омска должен исполнять департамент образования как самостоятельное юридическое лицо, наделённое соответствующими полномочиями.
В соответствии с требованиями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МОУ «СОШ ...» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Признать действия муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ...» по осуществлению образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ...», Департамент образования Администрации Омска принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2011 года.
Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» за счет казны города Омска государственную пошлину в сумме 4000 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Полыга