Дело № 2-295/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 февраля 2011 года Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Полякова Д.Н.
при секретаре судебного заседания Силкиной Н.Е.
с участием прокурора Игнатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по заявлению и. о. прокурора КАО г. Омска в интересах Худорожковой З.П. об оспаривании действий Администрации г. Омска,
установил:
И. о. прокурора КАО г. Омска обратился в суд с заявлением в интересах Худорожковой З.П. о признании решения Администрации города Омска по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным. И. о. прокурора просил признать Худорожкову З.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязать Администрацию города Омска принять ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения в Администрацию города Омска с соответствующим заявлением – с 01.06.2010 года.
В судебном заседании прокурор заявление поддержала в полном объёме по обстоятельствам, изложенным в нём.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит полному удовлетворению.
По правилам ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 40 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище.
Этой же статьей предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что Худорожкова З.П. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Худорожкова И.Н. и имеет право на льготы, предусмотренные статьями 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
01.06.2010г. Худорожкова З.П. обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для реализации права на обеспечение жильем, как члена семьи участника Великой Отечественной войны. С заявлением Худорожкова З.П. представила в Администрацию города Омска все документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса, что подтверждается распиской в получении заявления и документов для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма л.д. 13).
В данном заявлении Худорожкова З.П. просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако получила отказ со ссылкой на то, что ей представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете, что подтверждается постановлением Администрации г. Омска № ... от 25.06.10г. л.д. 14).
Отказ Администрацией г. Омска мотивирован тем, что общая площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована и проживает Худорожкова З.П. и члены ее семьи (дочь – Нагорная В.И. и внук – Нагорный А.А., всего - 3 человека), составляет 49,4 кв.м., т.е. на каждого члена семьи по 16,4 кв.м., что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, в связи с чем Худорожкова З.П. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Суд считает, что отказ Администрации г. Омска в признании Худорожковой З.П. нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет в качестве таковой, является незаконным и нарушает ее право, как члена семьи ветерана Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со статьей 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения их за счет средств федерального бюджета жильем.
Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ определено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
Из копии лицевого счета № ... от 31.05.10г. следует, что в квартире ... зарегистрированы и в настоящее время проживают: Худорожкова З.П., В.И. и А.А. л.д. 23).
Указанное жилое помещение на основании регистрационного удостоверения ... от 24.06.93г. принадлежит на праве собственности в равных долях В.И. и А.А.л.д. 24).
По мнению ответчика, истец, с 17.09.04г., проживая в квартире ... в городе Омске, общей площадью 49,4 кв.м., не нуждается в жилых помещениях.
Суд считает, что при решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Худорожковой З.П., ответной стороной не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов.
Кроме того, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Судом установлено, что Худорожкова З.П. проживает в квартире, находящейся в общей долевой собственности ее дочери В.И. и внука А.А.
Из объяснений В.И. л.д. 44) следует, что Худорожкова З.П. является вдовой инвалида ВОВ и в настоящее время проживает совместно с ней и ее сыном, который является инвалидом 2 группы, в оплате коммунальных услуг участия не принимает, иждивенцем Худорожкова З.П. не является, так как пенсия позволяет проживать ей без посторонней материальной помощи, на праве собственности ее мать недвижимости не имеет.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральным законом от 12.11.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка (далее - Порядок) уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, своими действиями Департамент жилищной политики Администрации г. Омска и Администрация г. Омска грубо нарушают законные права члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны Худорожковой З.П. на гарантированное государством получение жилого помещения.
Поскольку судом установлено, что отсутствуют основания для отказа, предусмотренного статьей 54 ЖК РФ, Худорожкову З.П. надлежит признать нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
В связи с этим, суд признает незаконным постановление Администрации г.Омска от 25.06.10г. № ... в части отказа истцу, а также обязывает ответчика принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 01.06.2010 года - с момента фактического обращения с соответствующим заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным постановление Администрации города Омска от 25 июня 2010 года № ... в части отказа в принятии Худорожковой З.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Администрацию города Омска принять Худорожкову З.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения в Администрацию города Омска с соответствующим заявлением – с 01 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья Д.Н. Поляков
Решение не вступило в законную силу.