Дело № 2-677/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г Омска в составе
председательствующего судьи Бутаковой М.П.,
при секретаре Афуриной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 09 февраля 2011 года гражданское дело по иску Черненко Л.П. к Администрации города Омска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Черненко Л.П. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска о признании права собственности на самовольную постройку - нежилое строение литера ББ1Б2 площадью 59,3 кв.м., расположенное по адресу ..., на земельном участке площадью 900 кв.м., с кадастровым номером .... Указав в обоснование, что является собственником земельного участка по адресу ..., ..., ..., на котором с разрешения сельской администрации возвела указанное строение без разрешения на строительство, и использует под магазин. Департамент строительства Администрации г. Омска отказал ей вводе объекта в эксплуатация, т.к. отсутствует разрешение на строительство. Хотя право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос является конституционной гарантией.
В судебном заседании Черненко Л.П. иск поддержала по изложенным в нем доводам, дополнительно пояснив суду, что покупали дом с бывшим мужем, с которым потом он был разделен по решению суда, а земельный участок поделили добровольно, и из единого участка было образовано два. На своем земельном участке она возвела строения, и получив разрешение сельской администрации на открытие ларька, организовала магазин, который является единственным на весь .... Здание соответствует всем строительным, санитарным и пожарным нормам и правилам, интересы иных лиц не затрагивает.
Представитель истца Балько Е.В. по доверенности л.д. 37) иск поддержала, пояснив суду, что в октябре 2010 г. они обращались в Департамент архитектуры для получения градостроительного плана и получили ответ, что земля находится в прибрежной зоне. После проведения опроса по обстоятельствам дела обратились с просьбой об изменении целевого назначения земельного участка, но ответа еще не получили. Но Федеральный Закон № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» предусматривает заявительный порядок.
Ответчик Администрация г. Омска в суд не явилась, извещена надлежаще, отзыв суду не предоставила л.д. ).
3-и лица Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, Департамент строительства Администрации г. Омска, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в суд не явились, извещены надлежаще л.д. ).
Выслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Черненко Л.П. является собственником земельного участка площадью 900 кв.м., с местоположением ..., ..., ..., .... Категория земель – земли населенных пунктов-личное подсобное хозяйство л.д. 6, 8). На данном участке расположена часть жилого дома, площадью 129,1 кв.м., Литера А, А1, А3, А4,А7, инвентарный номер ...-ч-А л.д. 7), а также самовольно возведенное нежилое строение ББ1Б2 площадью 59,3 кв.м л.д. 9-14), право собственности на которое истец просит признать за собой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Возведение объекта, являющегося самовольной постройкой, не влечет приобретения права собственности на этот объект, вне зависимости от того, произведена ли государственная регистрация права или нет.
Пояснения истца о том, что возведенное строение не нарушает градостроительных норм и правил подтверждается санэпидзаключением л.д. 18), отчетом ОООООФ «Ц» по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций магазина по ул. ... л.д. 19-21, 29-36), а также заключением отдела ГПН Кировскрнр АО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области, согласно которому состояние помещений в специализированном отделе, расположенном по адресу г. ..., позволяет обеспечить требования пожарной безопасности л.д. ).
Земельный участок истца граничит, как следует из пояснений свидетеля К, с домом ... ..., собственник Ч, дома ..., собственник А, права и интересы которых возведенной постройкой не нарушаются л.д. ).
Вместе с тем, в Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 г. № 387-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной О.П. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации» отражено, что согласно статье 1 Градостроительного Кодекса, разрешенным использованием земельных участков признается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны и схема зонирования, определяющая границы территориальных зон различного функционального назначения, согласно пункту 2 ст. 39, являются составляющими правил застройки — нормативно правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского и сельского поселения или комплексных схем планирования развития соответствующих территорий. В соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки разрабатывается документация о застройке, которая является основой для создания проектов планировки, определяющих красные линии и линии регулирования застройки, проектов межевания территорий и проекте застройки (статьи 57 и 58).
На базе указанной градостроительной документации и в соответстствии со строительными нормами и правилами разрабатывается и согласовывается проектная документация для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений и иx частей. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство — документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения (статьи 61 и 62).
При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами, зонирования территорий, определяющих вид «пользования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).
Из приведенных положений вытекает, что право осуществлять строительство недвижимого имущества, перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида пользования территории. Подобная регламентация градостроительной деятельности, в силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением.
Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народоb, проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (п.п. 1 и 2 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации) чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 статьи 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
На аналогичных началах строится и регулирование Гражданским кодексом Российской Федерации отношений, связанных с реализацией права собственности на землю. Так, в соответствии с его ст. 263 собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос — при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Право частной собственности на землю закреплено в Конституции Российской Федерации: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1). Собственники земли в полной мере обладают всеми правомочиями, входящими в содержание права собственности, однако владеть, пользоваться и распоряжаться землей они вправе при условии, что реализация этих полномочий не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц (статья 36, часть 2).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июля 2000 года по запросу Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства. Данная правовая позиция применима и к отношениям владения и пользования землями городских и сельских поселений, где нормы земельного законодательства также гармонично взаимодействуют как с нормами гражданского законодательства в целом, так и с нормами градостроительного законодательства в частности.
Вместе с тем, как уже было указано выше, земельный участок, на котором расположена спорная постройка, имеет разрешенное использование – личное подсобное хозяйство л.д. 15).
Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации ... земельный участок с кадастровым номером ... по ..., ... в КАО ..., расположен в прибрежной зоне отдыха л.д. ).
Согласно ст. 47 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. № 201, прибрежная зона отдыха (Р-4) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в прибрежной зоне отдыха приведены в таблице N 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил (п.4), согласно которым в прибрежной зоне отдыха могут быть расположены и объекты розничной торговли, в т.ч. магазины.
Однако объект розничной торговли должен размещаться на земельном участке соответствующего вида разрешенного использования (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ). И может быть возведен при наличии разработанного градостроительного плана земельного участка (ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).
Перевод земель, находящихся в частной собственности из одной категории в другую относится к компетенции органа местного самоуправления (ст. 8 Земельного кодекса РФ).При рассмотрении соответствующего ходатайства орган местного самоуправления может как удовлетворить, так и отказать данное ходатайство (ст. 3 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Постановлением Троицкой сельской администрации от 25.04.1997 г. № 16 Черненко Л.П. разрешалось открытие ларька в ..., ... (в настоящее время – ...,л.д. 17), при этом ларек – это временное сооружение, а не капитальный объект; данное постановление было издано еще в период совместного проживания истицы с бывшим мужем Черненко В.Н., у которого истец и выкупила впоследствии часть земельного участка по договору от 09.12.2008 г. л.д. 6). Капитальный же объект – нежилое строение- было окончено строительством в 2008 году л.д. 19 оборотная сторона), и разрешения на строительство объекта недвижимости, предназначенного под магазин, истец, как следует из ее собственных пояснений в судебном заседании, не получала.
В воде объекта в эксплуатацию истице, как следует из письма Департамента строительства администрации г. Омска от 31.08.2010 г. № 05-11/2556, было отказано л.д. 23).
Доказательств изменения целевого назначения участка (разрешенного вида использования) суду истцом не представлено.
Оценив изложенное в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Черненко Л.П. к Администрации города Омска о признании права собственности на самовольную постройку – нежилое строение литера ББ1Б2 площадью 59,3 кв.м., расположенное по адресу г. ..., на земельном участке площадью 900 кв.м., с кадастровым номером ..., отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Председательствующий М.П. Бутакова
Решение суда не вступило в законную силу