Дело №2-923/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Омска
в составе председательствующего судьи Кармацкого М.Ю.,
при секретаре Першиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 2 марта 2011 года дело по иску прокурора г. Омска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 380», Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о признании действий незаконными, понуждении устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, получить лицензию на ведение образовательной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Омска обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 380» (далее – МДОУ детский сад № 380), Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска о признании действий незаконными, понуждении устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, получить лицензию на ведение образовательной деятельности. В обосновании своих доводов указал, что проведенной прокуратурой города Омска проверкой установлено, что в МДОУ «Детский сад № 380 нарушаются требования федерального законодательства в сфере образования, а именно, осуществляется обучение детей по образовательным программам без лицензии на образовательную деятельность.
Учреждение лицензии на образовательную деятельность не имеет, так как срок действия лицензии истек 26.12.2010. Одной из причин этого является выданное Управлением Роспотребнадзора по Омской области 04.03.2010 санитарно-эпидемиологическое заключение ... о невозможности ведения образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 380» по причине имеющихся нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Проведенной проверкой установлено, что учреждением за счет собственных средств частично устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в приемной младшей группы стены покрашены краской, детские шкафы для верхней одежды оборудованы сушильными устройствами, проведены сантехнические работы, в октябре 2010 года в туалетных групп оборудованы хозяйственные шкафы, приобретена мясорубка на пищеблок.
Для устранения остальных нарушений финансовых средств учреждению учредителем не выделено.
В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют право заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на дошкольное образование неопределенного круга лиц.
Просит признать действия МДОУ детский сад № 380 по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными, обязать ответчиков устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, получить лицензию на ведение образовательной деятельности.
В судебном заседании представитель истца И. (по доверенности) поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель МДОУ детский сад № 380 Б. в судебном заседании иск признала.
В судебном заседании представитель Департамента образования Администрации г. Омска Л. (по доверенности) исковые требования признала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По правилам ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Прокурору предоставлено право обращаться в суд в защиту интересов государства независимо от полномочий других государственных органов по обращению в суд в интересах государства.
В соответствии с частью 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Уставом МДОУ детский сад № 380, утвержденным приказом начальника Управления образования Администрации г. Омска 23.08.2005 № 488, предметом деятельности является реализация образовательных программ дошкольного образования (п.1.8 Устава) л.д. 11-17). Пунктом 2.3. Устава предусмотрено, что учреждение реализует основные образовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы школьного образования. Учредителями являются муниципальное образование г. Омск в лице управления образования Администрации г. Омска (п.1.2. Устава).
В соответствии с положениями Устава Учреждение обеспечивает права каждого ребенка. Ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья, развитие творческих способностей, образование в соответствии с государственным образовательным стандартом (п.6.3).
МДОУ детский сад № 380 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц л.д. 10).
Министерством образования Омской области МДОУ детский сад № 380 была выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности. Срок действия лицензии установлен по 26.12.2010 л.д. 8).
Управлением Роспотребнадзора по Омской области 04.03.2010 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение ... о невозможности ведения образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 380» по причине имеющихся нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Выявленные недостатки являются нарушением СанПин 2.3.2.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», введенных в действие Постановлением Минздрава РФ от 26.03.2003 № 24.
Наличие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства препятствует получению образовательным учреждением лицензии на образовательную деятельность.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Согласно п. 3 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 (в ред. от 24.09.2010) (далее - Положение) к документам, предоставляемым для получения лицензии в обязательном порядке, отнесены заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
Таким образом, федеральным законодательством закреплено императивное требование об обязательном лицензировании образовательной деятельности, которое продиктовано, в том числе, необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Данное требование следует из конституционных установлений, закрепленных в ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 4 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям. Учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.
Согласно ст.120 ГК РФ учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного Закона РФ, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика МДОУ «Детский сад № 380» в бюджет г. Омска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 380» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 380», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска в срок до 01.09.2011 устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, препятствующие получению лицензии на образовательную деятельность.
После устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 380» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 380» в бюджет г. Омска государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г.Омска в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.Ю. Кармацкий
Решение вступило в законную силу 15.03.2011