Дело № 2-1174/2011г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииКировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.
при секретаре судебного заседания Ивановой О.М.
рассмотрев 21 марта 2011 года в открытом судебном заседании в г. Омске
гражданское дело по иску Хряковой И.А. к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Кировскому АО г. Омска о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 09.11.2010 г., взыскании судебных расходов
у с т а н о в и л:
Хрякова И.А. обратилась в Кировский районный суд г. Омска с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Кировскому АО г. Омска о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ по КАО г. Омска об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 09.11.2010 г.
В обоснование иска истец указала, что 09.11.2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В назначении трудовой пенсии ей было отказано, ответчиком из специального стажа исключены периоды обучения с 21.08.1983 г. по 22.02.1990 г. в Омском медицинском институте, а также период работы с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. в должности лаборанта в ...
Просила зачесть в специальный стаж спорные период работы, признать право на досрочную трудовую пенсию с даты обращения за назначением указанной пенсией по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения л.д. 5-7).
В судебном заседании истец Хрякова И.А. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска – Мамонтова Т.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по основаниям указанным в протоколе комиссии, предоставила отзыв на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 вышеозначенной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» : в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список).
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом заседания комиссии № ... от 09.12.2010 года, оценка пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии определялась по двум вариантам. Согласно первому варианту и второму варианту подсчета стажа в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.10.2002 г. и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за № 781 специальный стаж составил 29 лет 6 месяцев 16 дней.
При обоих вариантах, как следует из пояснения истца, не явились предметом рассмотрения следующие периоды: с 21.08.1983 г. по 22.02.1990 г. период обучения в ..., период с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. работа лаборантом в ...
Таким образом предметом спора между сторонами являются периоды с 21.08.1983 г. по 22.02.1990 г. - обучение в ..., а также с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. - работа лаборантом в ...
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки следует, что Хрякова И.А в период времени с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. работала в должности «лаборант» в ...
Согласно объяснению истца она работала в ... методическом кабинете, занималась методической работой соответствующей должности лаборанта кабинета микробиологии. Данная должность предполагает наличие специального медицинского образования, которое у нее было в наличии в связи с окончанием ...
Следует согласиться с доводами ответчика в том, что должность «лаборант в медицинском училище» не указана в Постановлении СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №№ 781, в числе должностей, работа в которых дает право на пенсию в связи осуществлением лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Между тем, в настоящее время при назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения может применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа) Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работника просвещения».
Так, из содержания параграфа 1: «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-профилактические учреждения» раздела II и параграфа 1: «Учебные заведения» раздела I Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющегося Приложением вышеозначенного Постановления СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года, в системном единстве, следует, что лицу, работавшему в должности «лаборант» «среднего специального медицинского учебного заведения», государством гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет.
Кроме того, согласно пп. д) п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для начисления пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (утв. Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) работкам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается: методическая работа в средних специальных учебных заведениях, учебно-методических, методических кабинетах.
Суд учитывает положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при соблюдении определенных условий, а именно: это должны быть именно периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, и при этом за указанные периоды должны быть уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.
В ныне действующих Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п.4). При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1999 года.
Истцом представлены письменные доказательства, подтверждающие выполнение работы в вышеуказанной должности в течение полного рабочего дня с получением заработка, учитываемого при начислении пенсии, к которым в частности относятся архивная справка № ... от 14.03.2011 года, архивная справка от 11.11.2010 года № ..., а также справка № ... от 11.11.2010 года о фактической сумме заработка.
Принимая во внимание приведенные положения, суд считает возможным включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы истца в должности «лаборант» с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. в кабинете микробиологии ...
По правилам п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суммарная продолжительность специального стажа определена Пенсионным фондом РФ в 29 лет 6 месяцев 16 дней.
Поскольку суд засчитывает период работы в должности «лаборант» с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г., т.е. 2 года 11 месяцев 06 дней в кабинете микробиологии ... постольку специальный стаж Хряковой И.А. составляет 32 год 5 месяцев 22 дня.
Таким образом, в совокупности с продолжительностью медицинского стажа, определенного ответчиком и засчитанного судом, общая продолжительность медицинского стажа истца на момент обращения за назначением пенсии превышает требуемые 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем, суд обязывает ответчика назначить Хряковой И.А. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с даты обращения за назначением пенсии – 09 ноября 2010 года.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов обучения истицы в ... с 21.08.1983 г. по 22.02.1990 г., суд учитывает, что действующие нормативные правовые акты не предусматривают возможность включения периода обучения при досрочном назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, суд считает достаточным для реализации истцом своего права на досрочное назначение трудовой пенсии зачета периода работы в должности «лаборант» с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. в кабинете микробиологии ...
По правилам ст. 98 ГПК с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования Хряковой И.А удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Кировскому АО г. Омска, содержащееся в протоколе №... от 09.12.2010 года в об отказе в назначении Хряковой И.А. досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Хряковой И.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 09 ноября 2010 года.
Обязать ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Кировскому АО г. Омска включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с 28.09.1983 г. по 04.09.1986 г. в должности лаборанта кабинета микробиологии Омского медицинского училища № 1 и назначить ей трудовую пенсию по старости с 09 ноября 2010 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Хряковой И.А. отказать.
Взыскать с ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Кировскому АО г. Омска в пользу Хряковой И.А. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.А.Лопаткин
Решение вступило в законную силу 08.04.2011 г.