дело 2-2206/11 решение от 17.05.11 по иску ГУЗР к Апановичу о сносе гаража



  Дело № 2-2206 за 2011 год

                                                                                                           

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

17 мая 2011 года Кировский суд города Омска в составе

председательствующего Быкова А.В.,

при секретаре Кудиновой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области к Апановичу В.В. об освобождении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в суд с иском к Апановичу В.В. об освобождении земельного участка. В обоснование иска указало, что 23.09.1999 года между Администрацией КАО г. Омска (арендодатель) и ГСК «Полет-62» был заключен договор аренды земельного участка № ...

В соответствии с пунктом 1 договора во временное владение и пользование арендатора сроком на один год был передан земельный участок, общей площадью 15834 кв. м, местоположение которого установлено: г. Омск, ... для размещения временных гаражей.

На указанном земельном участке размещен гараж № ... числящийся за ответчиком, входящий в гаражный кооператив «Полет-62».

23.08.2001 года Администрацией Кировского административного округа г. Омска в адрес арендатора было направлено извещение о том, что договор аренды земельного участка будет расторгнут с 3.09.2001 года согласно пункту 5.1 договора аренды земельного участка.

Также в 2006 и 2008 годах Администрацией Кировского административного округа г. Омска членам гаражного кооператива «Полет-62» направлялись извещения об освобождении земельного участка и приведения его в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

В соответствии с абзацем третьим пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.

Пунктом 6.1 статьи 5 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» установлено, что решения о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске принимает специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.

Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 создано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, являющееся с 01.07.2006 года специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена и действующее на основании Положения.

Таким образом, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, согласно данному Указу Главное управление вправе выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица, заинтересованного лица в судах при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Наличие на земельном участке, находящемся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, объектов капитального строительства без правоустанавливающих документов, как на сам объект, так и на земельный участок нарушает права Главного управления по распоряжению указанным земельным участком в соответствии с его назначением.

Следующим основанием для освобождения земельного участка является тот факт, что 28 октября 1993 года Постановлением Главы Администрации Кировского района г. Омска № 600 «О предоставлении АОЗТ «Дорсервис» во временное пользование земельного участка под строительство платной автостоянки, совместно с гаражами по ул. ... (далее - Постановление № 600) АОЗТ «Дорсервис» во временное пользование был предоставлен земельный участок для строительства автостоянки совместно с гаражами по улице ... в г. Омске.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Омска от 12 июня 1993 года № 613 (на основании которого было принято Постановление Главы Администрации Кировского района за № 600) районными администрациями осуществляется предоставление земельных участков в бессрочное пользование дня строительства капитальных гаражей, в то время как для размещение временных (блочных) металлических а также платных стоянок - в аренду.

При этом в пункте 2.4 Постановления № 600 сказано, что после разработки и согласования проекта ( проектной документации) АОЗТ «Дорсервис» обязано оформить договор аренды.

Исходя из вышеизложенного, полагает, что Постановление № 600 издано не в соответствии с действующими нормативными актами местного самоуправления.

Кроме того, поскольку АОЗТ «Дорсервис» земельный участок был предоставлен во временное пользование, указанное юридическое лицо неправомерно распорядилось находящимся у него правом, предоставив земельный участок по акту в адрес ГСК «Полет-62».

С учетом вышеизложенного и тех обстоятельств, что в соответствии с действующим на момент подписания указанного Акта приема-передачи законодательством не было предусмотрено переоформление во временного пользования без издания правового акта уполномоченным на предоставление земельных участков органа государственной власти или местного самоуправления, передача земельного участка от АОЗТ «Дорсервис» к ГСК «Полет-62» являлась незаконной, и у ГСК не возникло право временного пользования земельным участком.

АОЗТ «Дорсервис» договоров аренды и временного пользования не заключало, таким образом, не имело права передавать земельный участок по Акту приема-передачи в рамках перенайма в том числе.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР право аренды, временного пользования земельными участками удостоверяется соответствующими договорами.

Такое же требование содержится в статье 14 Земельного кодекса РСФСР, где также указанно, что договор временного пользования подлежит регистрации в соответствующем Совете народных депутатов.

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 1 к Постановлению Главы Администрации города от 22 июня 1994 года № 460-п по окончании строительства объект сдается в эксплуатацию комиссии, созданной районной администрацией, под руководством главного архитектора района и каждому владельцу выдается ордер на гараж, ячейку в коллективном овощехранилище или установку киоска мелкорозничной торговли, чему нет доказательств в материалах дела.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о незаконности размещения указанного гаражного бокса на земельном участке, относящимся к государственной собственности до ее разграничения, также как и нет правовых оснований для признания права собственности на самовольную постройку.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения,

существовавшего до нарушения права, и   пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственника земельного участка, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре.

ГУ по земельным ресурсам Омской области просит обязать Апановича В.В. осуществить снос гаража № ..., находящегося в составе ГСК «Полет-62» л.д. 2-4).

Главное управление по земельным ресурсам Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом л.д. 14).

В судебном заседании ответчик Апанович В.В. исковые требования не признал.

Представитель 3 лица – председатель ГСК «Полет-62» Калита В.И. в удовлетворении исковых требований просил отказать.

 Представитель 3 лица – Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по доверенности Глазкова Е.В. представила суду письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав при этом следующее л.д. 16-18).

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска ознакомился с исковым заявлением Главного управления по земельным ресурсам к Апановичу В.В., в связи с чем поясняет следующее.

Департамент действует на основании Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Постановлением Мэра города Омска № 395-п от 10.08.2005года.

В соответствии с п.21 указанного Положения функциями департамента в сфере земельных отношений являются совершенствование системы платного пользования землями на территории города Омска; арендодателя земельных участков, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности па землю; обеспечение текущего контроля за полнотой и своевременностью поступления и распределения арендной платы за землю в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции; контроль деятельности структурных подразделений Администрации города Омска по вопросам формирования и использования земель, расположенных в границах города Омска, предоставления и изъятия ввиду ненадлежащего использования земельных участков; заказчика на проведение инвентаризации земель, расположенных в границах города Омска; участие в организации и обеспечении разработки и реализации правил землепользования и застройки территории города Омска в части обеспечения имущественных интересов муниципального образования город Омск; организация и обеспечение формирования земельных участков, расположенных в границах, города Омска, за исключением земельных участков, предоставляемых под объекты капитального строительства и другие.

Как следует же из содержания искового заявления требования не адресованы департаменту, отношения, составляющие предмет данного разбирательства, не входят в круг полномочий Департамента и не затрагивают его прав и обязанностей.

Однако, хотелось отметить следующее. Как поясняет истец, его права как собственника земельного участка нарушены ответчиком - на части его земельного участка ответчиком самовольно возведены некапитальные строения. В связи с чем, он и обратился в суд за защитой своего права путем устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса РФ).

К тому же Земельным кодексом РФ предусмотрены специальные способы защиты права собственности на земельный участок.

Так, ст. 60 предусматривает возможность восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка. При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий; нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, при отсутствии доказательств со стороны ответчика, обосновывающих законность возведенных им объектов движимого имущества, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

            3 лицо – Администрация КАО г. Омска в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом л.д. 12).

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств.

В соответствии с требованиями статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Соотношение гражданского и земельного законодательства при регулировании оборота земельных участков основано на признании земельного участка недвижимым имуществом. Это положение отражено в статье 130 ГК, согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся и земельные участки.

В силу пункта 2 статьи 22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Кировского района г. Омска № 600 от 28.10.1993 года АОЗТ «Дорсервис» во временное пользование был предоставлен земельный участок, ориентировочной площадью 2,50 га под строительство платной автостоянки, совместно с гаражами по ул...., при этом АОЗТ «Дорсервис» обязывалось разработать проектную документацию в соответствии с заданием на проектирование; запроектировать инженерные коммуникации; после разработки и согласования проекта оформить договор аренды земельного участка; приступить к строительству платной автостоянки совместно с гаражами после получения разрешения на право производства работ в отделе коммунального хозяйства; строительство платной автостоянки, совместно с гаражами, вести в соответствии с разработанным и согласованным проектом; выполнить благоустройство участка; по окончании строительства выполнить исполнительную съемку через Главомскархитектуру; при сдаче гаражей в эксплуатацию выделить администрации района на сокращение очередности участников ВОВ, инвалидов и др. категорий граждан 30% боксов по ценам, действующим на период сдачи гаражей л.д. 25).

Земельный участок под строительство платной автостоянки с гаражами был отведен в натуре, месторасположение строящихся гаражей, проезда на территорию ГСК, а также платной автостоянки было согласовано в установленном порядке, подготовлен проект л.д. 46-49)

При этом площадь участка для платной автостоянки составила 1,1154 га (копия акта выноса плана отвода в натуру от 01.02.1995 года -л.д. 51, 52).

Для строительства гаражей был закреплен застройщику участок площадью 0,8285 га, красные линии застройки установлены в  соответствии с   генеральным планом застройки,

утвержденным главным архитектором города (копия акта выноса плана отвода в  натуру от 01.02.1995 года -л.д. 51, 52, 54-61).

Согласно плану, строительство гаражей планировалось исключительно по периметру отведенного застройщику участка, в центре должна быть расположена платная автостоянка.

Постановлением Главы Администрации Кировского района г. Омска № 48 от 21.02.1996 года был организован гаражный кооператив «Полет-62», зарегистрирован Устав объединения граждан по строительству и эксплуатации железобетонных гаражей в товариществе «Полет-62» (копия постановления -л.д. 37, устава -л.д. 29-31).

Пунктом 1 Устава гаражного кооператива «Полёт-62» предусматривалось, что товарищество «Полёт-62» создается для организации строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей, принадлежащих членам товарищества.

Согласно п. 1.9 Устава, регистрация товарищества гарантирует ему право беспрепятственного осуществления деятельности по отводу земельного участка под строительство гаражей. Товарищество имеет право на проектирование и строительство гаражей на отведенном земельном участке по типовым проектам, утвержденным администрацией района и заключение любых договоров, связанных со строительством и эксплуатацией гаражей (п. 1.10).

Построенные гаражи принимаются в эксплуатацию комиссией, образуемой администрацией района, в составе представителей администрации и правления товарищества с участием членов товарищества (п. 1.11).

Пунктом 2.4 Устава предусматривалась возможность продажи, обмена, дарения, сдачи в аренду гаража, осуществляемые по решению правления товарищества.

В соответствии с актом приема-передачи л.д. 50) от 04.09.1996 года АОЗТ «Дорсервис» передало право пользования спорным земельным участком, в размере 0,754 га ГК «Полет-62», то есть в размере необходимом для размещения гаражей и проездов. Одновременно с подписанием акта кооперативу были переданы правоустанавливающие документы на земельный участок, иные документы, связанные с использованием участка (счета-фактуры, сметы, акты, платежные документы), а также имущество, неотделимое от участка. АОЗТ «Дорсервис» отказалось от подписания договора аренды земельного участка от своего имени и передало это право ГК «Полёт-62», который в соответствии с действующим законодательством оформляет право пользования земельным участком от своего имени.

Между Администрацией КАО г. Омска и ГК «Полет-62» были заключены договоры краткосрочной аренды земельного участка № ... от 05.08.1997 года, №... от 03.07.1998 года, №... от 23.09.1999 года, расположенного по адресу: ...). Пунктом 5.1 заключенных договоров от 03.07.1998 года, 23.09.1999 года предусмотрено, что Арендодатель (Администрация Кировского АО г. Омска) вправе досрочно расторгнуть договор в установленном законом порядке в случае нарушения Арендатором условий договора, а также в случае освоения участка по генплану города.                              

Согласно уведомлению, направленному председателю ГК «Полет-62» Администрацией Кировского АО г. Омска, договор краткосрочной аренды земельного участка №... от 23.09.1999 года был расторгнут с 03.09.2001 года в одностороннем порядке в соответствии с п.5.1 договора.

Поэтому, при разрешении настоящего спора суд учитывает не только положения законодательства, указанного выше, но и законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений (создания гаражного кооператива, отвода земельного участка, заключения и расторжения с кооперативом договора краткосрочной аренды на спорный земельный участок).

Так, согласно статьи 41 Земельного кодекса РСФСР, действующего на момент расторжения договора аренды земельного участка, договор аренды земли у собственника мог быть расторгнут, в том числе по волеизъявлению сторон.

Вместе с тем, каких-либо достаточных доказательств наличия волеизъявления сторон по расторжению договора аренды от 23.09.1999 года, либо нарушения арендатором условий договора, суду представлено не было. Отсутствие необходимого волеизъявления также подтверждается материалами дела, свидетельствующими о несогласии кооператива с решением Администрации о расторжении договора аренды.

В соответствии со ст.70 Земельного кодекса РСФСР, все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

По ст.80 Земельного кодекса РСФСР, земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся членов этих кооперативов. К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов соответствующим кооперативам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, предоставленные членам указанных кооперативов Советами народных депутатов по представлению соответствующих кооперативов выдается документ, удостоверяющий их право на землю.

При строительстве жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, а гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей земельные участки предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам.

Статьей 81 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей, других средств транспорта.

Кроме того, суд учитывает следующие нормативные акты. Пунктом 6.6.1 Решения Омского Городского Совета народных депутатов от 6.04.93г. № 57 «О земле и земельных отношениях на территории г. Омска» предоставление земельных участков гражданам под малое коммунальное строительство (гаражи, погреба и т.д.) осуществляется на основе предварительного объединения таких коллективов в качестве юридических лиц.

Согласно п. 6.6.9 Решения Омского Городского Совета народных депутатов от 6.04.93г. № 57 «О земле и земельных отношениях на территории г. Омска» земельный участок, выделенный коллективу застройщиков под малое коммунальное строительство, предоставляется в аренду либо в бессрочное (постоянное) пользование.

Строительство объектов малого коммунального назначения должно осуществляться в строгом соответствии с проектом (п. 6.6.8 Решения).

Действительно, в соответствии с Указом Президента от 24 декабря 1993 года № 2287 было постановлено признать недействующими:

статьи 2-23, 30-32, часть вторую статьи 34, части третью и четвертую статьи 37, статьи 39, 40, часть вторую статьи 41, статьи 42, 44, часть вторую статьи 47, статью 48, пункт 8 части первой статьи 52, статьи 63, 65, 67, 69, 82, часть третью статьи 83, часть третью статьи 88, статьи 97-99, 115-124 Земельного кодекса РСФСР

2. Установить, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФ€Р, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Указанные выше решения Городской администрации были приняты до издания Указа в рамках компетенции.

В соответствии с п.2 Постановления Главы Администрации г. Омска от 22.06.94г. № 460-п «О полномочиях районных в городе администраций в вопросах землепользования под малое коммунальное строительство» администрации района разрешено предоставлять в соответствии с утвержденным порядком свободные от застройки городские земли в границах районов под объекты малого коммунального строительства: временные гаражи, малые торговые павильоны и др.; оформлять в установленном порядке ранее выстроенные объекты малого коммунального строительства, если их размещение не противоречит генеральному плану развития города; рассматривать возможность размещения платных охраняемых стоянок и многоэтажных капитальных гаражей для их последующего оформления постановлением главы администрации города л.д. 21).

Пунктом 3 Постановления Главы Администрации г. Омска от 22.06.94г. № 460-п «О полномочиях районных в городе администраций в вопросах землепользования под малое коммунальное строительство» администрации района запрещено размещение капитальных боксовых гаражей в жилых зонах города, оформление документов и предоставление земельных участков под объекты малого коммунального строительства.

Однако в п.4 указанного Постановления районные администрации обязывались в течение месяца передать все имеющиеся у них документы по всем ранее выполненным объектам малого

коммунального строительства в Главомскархитектуру для нанесения на дежурный план города.

В п.11 Приложения № 1 к Постановлению Главы Администрации г. Омска от 22.06.94г. № 460-п «Порядка предоставления и оформления земельных участков под объекты малого коммунального строительства» указано, что по окончании строительства объект сдается в эксплуатацию комиссии, созданной районной администрацией и каждому владельцу выдается ордер на гараж.

В примечании Приложения № 1 к Постановлению Главы Администрации г. Омска от 22.06.94г. № 460-п «Порядка предоставления и оформления земельных участков под объекты малого коммунального строительства» указано, что объекты временного назначения: металлические и железобетонные гаражи возводятся без фундаментов на выровненной площадке с твердым покрытием. Такие объекты должны обладать возможностью быстрой передислокации в случае необходимости.

Таким образом, Администрацией Кировского района г. Омска - органом местного самоуправления, обладающим правом отвода земельных участков, из земель АОЗТ «Дорсервис» с согласия акционерного общества, был частично изъят ранее выделенный АОЗТ под строительство гаражей земельный участок, фактически произведено переформирование земельных участков, поскольку вновь образованный земельный участок был предоставлен ГК «Полёт-62» для эксплуатации находящихся на нем объектов (гаражных боксов), а также для строительства и последующей эксплуатации новых объектов.

В материалах дела отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию гаражного комплекса ... в городе Омске, однако, имеются иные доказательства, подтверждающие его получение. Такими доказательствами являются: договоры аренды земельного участка с ГСК «Полёт-62»; факт выдачи ордеров гражданам на право владения соответствующими гаражными боксами; факт регистрации ГСК «Полёт-62», созданного с целью строительства гаражных боксов на указанной территории.

Поскольку планируемые к постройке гаражи соответствовали действовавшему Генеральному плану города, постольку (согласно действовавшей ст. 28 Земельного кодекса РСФСР, в которой сказано, что предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам) предварительного согласования места размещения не требовалось. Принятие соответствующего решения находилось в компетенции СНД Кировского района г.Омска согласно решению Малого Совета Омского городского СНД №79 от 19.05.1992 года и постановлению Главы Администрации г. Омска № 613-п от 12.07.1993 года.

Таким образом, строительство гаражного бокса № ..., принадлежащего ответчику, было произведено на земельном участке, предоставленном для этих целей в установленном (в момент предоставления) порядке и уполномоченным на это органом.

Ссылка Главного управления по земельным ресурсам Омской области на то, что первоначальный застройщик не заключил договор аренды участка с Администрацией КАО г. Омска после выделения ему земли не влияет на рассмотрение спора, поскольку права на участок были уступлены ГСК «Полёт-62» с согласия уполномоченного органа местного самоуправления с правом подписания договора аренды земельного участка от своего имени.

Ответчик является членом гаражного кооператива «Полет-62», вносит членские взносы.

Гаражный бокс № ... находится в пределах землепользования ГСК «Полёт-62», что подтверждается схемой земельного участка л.д. 62).

Согласно ч. 4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Это положение является исключением из общего правила, определяющее возникновение права собственности на недвижимое имущество с момента государственной регистрации. Право собственности на кооперативное строение (помещение) в силу п. 4 ст. 218 ГК РФ прекращается у кооператива и возникает у члена кооператива с момента полного внесения паевого взноса (полной оплаты стоимости строения, помещения). Согласия кооператива на переход права собственности и принятия какого-либо решения общего собрания в этом случае не требуется.

В силу п.1. 1-2 ст.57 ЗК РФ, возмещению землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4)ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (п.З той же статьи).

При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (п.п.4-5 ст.57 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст. 63 ЗК РФ, изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1)   предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2)    возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.                                                                

Вместе с тем, изъятие земельного участка, на котором расположен гараж Апановича В.В., в силу приведенных выше норм возможно лишь после возмещения убытков. При рассмотрении дела установлено, что указанное возмещение не производилось, гаражный бокс самовольной постройкой не является, поэтому иск о сносе гаража заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Главного управления по земельным ресурсам Омской области к Апановичу В.В. о сносе гаражного бокса № ..., расположенного в ГСК «Полет-62» ... отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                А.В.Быков

Решение вступило в законную силу 31.05.2011 года

Согласовано А.В. Быков