Р Е Ш Е Н И Е Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Анисимовой И.В. при секретаре Зуевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 23 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Электрический транспорт» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Электрический транспорт» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, указав, что прокуратурой САО г. Омска в рамках систематических проверок исполнения федерального законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, предупреждении чрезвычайных ситуаций и пресечении возможных преступных посягательств в местах массового пребывания граждан, расположенных на крупных остановочных пунктах транспортной инфраструктуры г. Омска установлено, что помещение МП г. Омска «Электрический транспорт» филиал «Троллейбусное депо», расположенные по адресу: г. Омск, ул. ..., эксплуатируется предприятием в условиях многочисленных нарушений правил и норм пожарной безопасности. Согласно справке отдела надзорной деятельности САО г. Омска ГУ МЧС по Омской области Управление надзорной деятельности, в помещениях предприятия, расположенных по адресу: г. Омск, ул. ..., установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре во всех зданиях и помещениях филиала; - не повышен предел огнестойкости косоуров лестничных маршей до 1 часа; - на складах не обработано огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения; в складах установлены электроразетки и электровыключатели; - в зоне ремонта и технического обслуживания помещения разной функциональной пожарной опасности не отделено от общего коридора противопожарными перегородками и противопожарными дверями; - пороги калиток во въездных воротах высотой более 10 м. и размеры калиток менее 1,9 х 0,8 м.; - отсутствует система видеонаблюдения. Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку торговый павильон, расположенный на одном из крупнейших остановочных пунктах г. Омск по адресу: г. Омск, ул. ..., ..., относится к объектам, имеющим повышенную пожарную опасность. Использование помещений и зданий МП г. Омска «Электрический транспорт» филиал «Троллейбусное депо» для осуществления своей деятельности в настоящее время создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, работников предприятия, неопределенного круга лиц – жителей г. Омска. Просят возложить обязанность на МП г. Омска «Электрический транспорт» филиал «Троллейбусное депо» устранить нарушения правил пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях и зданиях, расположенных по адресу: г. Омск, ул. ... Возложить на ответчика расходы по оплате госпошлины. 20.05.2011 года истец уточнил исковые требования, указав в качестве соответчика Департамент транспорта Администрации г. Омска. Согласно уставу МП г. Омска «Электрический транспорт» Департамент транспорта Администрации г. Омска осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в пользовании МП г. Омска «Электрический транспорт». Согласно справке ОНД по САО г. Омска, в помещениях предприятия, расположенных по адресу: г. Омск, ул. ..., установлены нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре во всех зданиях и помещениях филиала; - в зоне ремонта и технического обслуживания пороги калиток во въездных воротах менее 10 см. и размеры калиток более 1,9 м. х 0,8 м.; - в зоне ремонта и технического обслуживания отделить помещения разной функциональной пожарной опасности (Ф 5.1) от общего коридора противопожарными дверями. Просят возложить обязанность на МП г. Омска «Электрический транспорт» устранить нарушения правил пожарной безопасности в помещениях, зданиях и на территории филиала «Троллейбусное депо» МП «Электрический транспорт», расположенных по адресу: г. Омск, ул. ... а именно, установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре во всех зданиях и помещениях; в зоне ремонта и технического обслуживания оборудовать пороги калиток во въездных воротах высотой менее 10 см. и установить калитки размером более 1,9 м. х 0,8 м.; в зоне ремонта и технического обслуживания отделить помещения разной функциональной пожарной опасности (Ф5.1) от общего коридора противопожарными дверями. Возложить на ответчика расходы по оплате госпошлины. 10.06.2011 года истец уточнил исковые требования, указав в качестве третьих лиц филиал «Троллейбусное депо» МП «Электрический транспорт», Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. Просят возложить обязанность на МП г. Омска «Электрический транспорт» устранить нарушения правил пожарной безопасности в помещениях, зданиях и на территории филиала «Троллейбусное депо» МП «Электрический транспорт», расположенных по адресу: г. Омск, ул. ..., а именно, установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре во всех зданиях и помещениях; в зоне ремонта и технического обслуживания оборудовать пороги калиток во въездных воротах высотой менее 10 см. и установить калитки размером более 1,9 м. х 0,8 м.; в зоне ремонта и технического обслуживания отделить помещения разной функциональной пожарной опасности (Ф5.1) от общего коридора противопожарными дверями. Возложить на ответчика расходы по оплате госпошлины. Помощник прокурора САО г. Омска – Попова М.Н. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ответчик – МП «Электрический транспорт» в лице представителя Вялкова А.Л. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что прибыль они не получают из-за маленьких тарифов. Денег хватает на зарплату работникам, налоги, электроэнергию, содержание подвижных составов. В соответствии с постановлением РФ от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также с Положением о региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденной Указом губернатора Омской области от 28.05.2003 года № 95, при формировании предельного тарифа на перевозку пассажиров и багажа в городском пассажирском транспорте включаются затраты на содержание подвижного состава, то есть себестоимость перевозки 1 пассажира, сложившаяся за соответствующий предыдущий период и поэтому не содержит прибыли. Поскольку все работы по модернизации и развитию предприятия планируются из прибыли, ответчик обратился к представителю собствнника – Департаменту транспорта Администрации г. омска с просьбой решить вопрос финансирования работ по монтажу пожарно-охранной сигнализации в филиалах МП г. Омска «Электрический транспорт», при этом подразумевали либо изменение системы тарифообразования с тем, чтобы в нее была включена прибыль, либо чтобы их предприятие включили в одну из городских, региональных, федеральных целевых программ. Как только произойдет финансирование этих затрат по одному и перечисленных вариантов, работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре во всех помещениях и зданиях будут выполнены. Третье лицо – Филиал «Троллейбусное депо» МП «Электрический транспорт» в лице представителя – Вялкова А.Л. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Филиал не является юридическим лицом. Всю финансовую деятельность осуществляет МП «Электрический транспорт». Третье лицо – отдел надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Омской области в лице представителя Султанова Р.Р. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Третье лицо – Департамент транспорта Администрации г. Омска в лице представителя – Попова И.В. в судебном заседании пояснил, что Департамент транспорта Администрации г. Омска является учредителем ответчика, однако финансирование они не осуществляют. Юридическое лицо самостоятельно осуществляет финансовую деятельность. В качестве основной цели деятельности и основным источником доходов МП г. Омска «Электрический транспорт» является осуществление транспортного обслуживания населения г. Омска (п. 2.1.1 Устава). Ежегодно постановлением Администрации г. Омска утверждается порядок предоставления субсидий из бюджета г. Омска перевозчикам, осуществляющим услуги по перевозке пассажиров и провозу ручной клади городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок. В 2011 году муниципальному предприятию из бюджета г. Омска субсидии предоставляются: - на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением льгот на проезд в городском пассажирском транспорте некоторым категориям граждан как разница между стоимостью полного и льготного размера оплаты проезда; - на возмещение затрат по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа городским автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортом как разница между предельными тарифами за разовую поездку на перевозку пассажиров в г. Омске в автобусах, троллейбусах, трамваях, установленными Региональной энергетической комиссией Омской области и размером оплаты проезда и провоза ручной клади, установленного Решением Омского городского Совета. Третье лицо – Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в суд не явились. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в частности посетителей станции технического обслуживания. В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер предупреждения терроризма. При этом выполнение требований пожарной безопасности является одним из важнейших элементов защиты от террористического акта и минимизации его последствий. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Из материалов дела следует, что согласно справке ОНД по САО г. Омска, акту проверки № 214 от 31.03.2010 года, в помещениях предприятия, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Красный путь, 84, установлены нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре во всех зданиях и помещениях филиала (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.2; 9; 20; 22, НПБ 110-03, п. 20 НПБ 104-03); - в зоне ремонта и технического обслуживания пороги калиток во въездных воротах менее 10 см. и размеры калиток более 1,9 м. х 0,8 м. (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97). - в зоне ремонта и технического обслуживания отделить помещения разной функциональной пожарной опасности (Ф 5.1) от общего коридора противопожарными дверями (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.4 СНиП 21-01-97) (копии на л.д. 6-8). Представителем ответчика не оспаривался и подтвержден факт наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности, а также подтверждено, что установленные нарушения не устранены до настоящего времени. Суд приходит к выводу о том, что нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью. Поскольку здания и помещения МП г. Омска «Электрический транспорт» относится к объектам с массовым пребыванием людей, то нарушения, выявленные в ходе проверки, в случае возникновения и распространения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда их здоровью. В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Руководствуясь ст.ст. 1065 ГК РФ, 45, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Возложить обязанность на МП г. Омска «Электрический транспорт» устранить нарушения правил пожарной безопасности в помещениях, зданиях и на территории филиала «Троллейбусное депо» МП «Электрический транспорт», расположенных по адресу: г. Омск, ул. ..., а именно, установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре во всех зданиях и помещениях; в зоне ремонта и технического обслуживания оборудовать пороги калиток во въездных воротах высотой менее 10 см. и установить калитки размером более 1,9 м. х 0,8 м.; в зоне ремонта и технического обслуживания отделить помещения разной функциональной пожарной опасности (Ф5.1) от общего коридора противопожарными дверями. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья И.В. Анисимова