Дело № 2-4524/2011. Решение от 05.10.2011 года по иску прокурора ОАО г.Омска к ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области о признании бездействия незаконным.



Дело № 2-4524/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировского районного суда города Омска

в составе председательствующего      Тарасова Д. А.

при секретаре Дорошкевич А.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 05 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» о признании бездействия незаконным,

             У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского административного округа города Омска предъявил в суд иск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» о признании бездействия незаконным. Ссылается на то, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности установлены грубые нарушения в деятельности ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области». А именно: административное здание УИИ № 8 ОАО ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации с оповещением людей о пожаре, в оконных проемах установлены глухие металлические решетки, не разработан и не вывешан на видном месте план эвакуации людей на случай пожара. Аналогичные нарушения были выявлены и при проверке 23.12.2010 года инспектором отдела надзорной деятельности ОАО УНД ГУ МЧС России по Омской области, в результате ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» выдано предписание, в соответствии с которым определен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до 01.12.2011 года. Однако прокуратурой установлено, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные 23.12.2010 года, до момента проведения проверки, то есть до 23.08.2011 года, не устранены. Вместе с тем, из представленных начальником ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» копий документов следует, что действия по устранению выявленных нарушений предприняты после проведенной прокуратурой округа проверки. Таким образом, в результате бездействия ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» деятельность административного здания УИИ № 8 ОАО ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области», расположенного по адресу: ..., осуществляется с грубыми нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушаются интересы РФ, а также интересы неопределенного руга лиц, по обеспечению их безопасности, а также охране здоровья (л.д. 2-7).

    В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска Лупырь Ю.В. полностью поддержала исковые требования.

Представитель ФБУ МРУИИ №1 УФСИН России по Омской области Нагорнова И.А., в судебном заседании иск признала, пояснила, что к моменту вынесения судебного решения, нарушения пожарной безопасности устранены за исключением установки пожарной сигнализации.

Допрошенный в качестве свидетеля начальник УИИ № 8 ОАО ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» В. подтвердил факт частичного устранения выявленных нарушений за исключением установки пожарной сигнализации.

Представитель третьего лица ГУ МЧС по Омской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав помощника прокурора Октябрьского административного округа города Омска, представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер предупреждения терроризма.

При этом выполнение требований пожарной безопасности является одним из важнейших элементов защиты от террористического акта и минимизации его последствий.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со статьёй 37 вышеуказанного закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду; а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно сообщению УНД ОНД ОАО города Омска от 24.08.2011 года направленного в адрес и.о. прокурора Октябрьского АО города Омска следует, что согласно указаниям прокуратуры ОАО города Омска ... от 23.08.2011 года, проведена проверка противопожарного состояния помещений УИИ № 8 ОАО ГУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области», расположенной по адресу: .... Выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно:

- на окнах установлены «глухие» металлические решетки (ППБ 01-03 п.40);

- отсутствует план эвакуации;

-отсутствует монтаж автоматической пожарной сигнализации (НПБ 110-03 п.4 т.1);

- отсутствует система оповещения людей о пожаре (НПБ 104-03 т.2) (л.д.8).

В силу п. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан.

В соответствии с п. 16 указанных Правил в зданиях и сооружениях должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно п. 51 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

В соответствии с п.п. «е» п. 6.7.3 «ГОСТ Р 12.2.143-2002. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 20.11.2002 № 420-ст, цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026 и нормативным документам отраслевого назначения.

Пунктом 6.3.1 «ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 12.4.026), принятым Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387-ст, установлено, что к основным знакам безопасности относятся знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки.

В пункте 6.3.3 ГОСТ Р 12.4.026 предусмотрены требования к цветографическим изображениям и размерам основных и дополнительных знаков безопасности, в том числе знаков пожарной безопасности и эвакуационных знаков.

Пунктом 40 Правил предусмотрено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, помимо прочего, устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

Статьей 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях.

Пунктом 1.1 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, установлено, что настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

В пункте 5.1 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) определен тип системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) для зданий по таблице 2.

Пунктом 6 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" предусмотрено, что защита наружных технологических установок с обращением взрывопожароопасных веществ и материалов автоматическими установками тушения и обнаружения пожара определяется ведомственными нормативными документами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.

Согласно договору о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование от 29.04.2011 ... Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска предоставлено ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» во временное безвозмездное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., общей площадью 156,4 кв. м.

Согласно п.п. 2.3.4 и 2.3.6 указанного договора ссудополучатель обязуется содержать помещение в надлежащем техническом состоянии и нести все расходы по содержанию помещения в надлежащем состоянии.

В соответствии с и. 3.3 договора, ссудополучатель несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности и техники безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 №. 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», за выполнение предписаний органов, осуществляющих государственно-пожарный надзор(л.д.9,10).

В ходе проверки было установлено, что административное здание УИИ № 8 ОАО ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации с оповещением людей о пожаре, в окопных проемах установлены глухие металлические решетки, не разработан и не вывешен на видном месте план эвакуации людей на случай пожара.

В судебном заседании установлено, что аналогичные нарушения требований пожарной безопасности выявлены в ходе проверки помещения УИИ № 8, проведенной 23.12.2010 года инспектором отдела надзорной деятельности Октябрьского округа г. Омска. По результатам указанной проверки начальнику ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» было выдано предписание, в соответствии с которым определен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до 01.12.2011 года.

Вместе с тем, нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные 23.12.2010 года, до момента проведения проверки, то есть до 23.08.2011, не устранены.

Данный факт в судебном заседании подтвердил представитель ответчика.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения «Об уголовно-исполнительной инспекции № 8 ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» (ранее ГУ «МРУИИ № 1 УФСИН по Омской области) УИИ № 8 - это обособленное подразделение ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области», расположенное вне места его нахождения.

Согласно указанному положению уголовно-исполнительная инспекция № 8 - это филиал ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области», не являющийся юридическим лицом.

Согласно п.п. 5 и 6 Устава ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» (ранее ГУ «МРУИИ № 1 УФСИН по Омской области) указанная инспекция является юридическим лицом и вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевой счет.

Судом установлено, что действия по устранению выявленных нарушений предприняты после проведенной прокуратурой округа проверки, в частности, договор па разработку документации по оборудованию автоматической охранно-пожарной сигнализацией и системой оповещения заключен УФСИН России Омской области лишь 30.08.2011 года.

Таким образом, в результате бездействия ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» деятельность административного здания УИИ № 8 ОАО ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области», расположенного по адресу: ..., осуществляется с грубыми нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушаются интересы Российской Федерации, а также интересы неопределенного круга лиц, по обеспечению их безопасности, а также охране здоровья.

Учитывая это, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению, а ответчика надлежит обязать устранить все нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 1 декабря 2011 года.

Руководствуясь статьями 12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» по не обеспечению соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать ФБУ «МРУИИ № 1 УФСИН России по Омской области» устранить в нежилом помещении общей площадью 156,4 кв.м., расположенном на 1 этаже здания по адресу: ..., нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 1 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд в течение 10 дней.

Судья:

Решение вступило в законную силу 21.10.2011 года.

Согласовано Д.А. Тарасов.