о включении периодов работы в трудовой стаж, о досрочном назначении пенсии



Дело № 2-1414/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2010 года

Кировский районный суд г.Перми в составе

председательствующего судьи Аликиной Г.К.

при секретаре Смольяковой Н.В.,

с участием: истца – Бондаренко О.Н.., представителя ответчика – Тумановой Г.Н., действующей на основании доверенности от 12.01.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Олега Николаевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Перми о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бондаренко О.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Кировском районе г.Перми о признании решения комиссии УПФ Кировского района г. Перми от Дата года незаконным и необоснованным, о включении в специальный трудовой стаж периодов работы истца с 19.04.1977 года по 11.11.1977 года в рыболовецком колхозе им. Фрунзе (календарный год) и период работы в Пермском районном управлении пароходства «Волготанкер» с 01.01.1978 года по 02.06.1987 года, 14 дней отгулов и 5 дней отпуска с 02.06.1987 года по 20.06.1987 года, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 07.05.2009 года и произвести выплату пенсии с 07.05.2009 года..

В обоснование иска указал, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.07.2009 года № 38 Бондаренко О.Н. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа. При этом, комиссией не включен периоды работы истца в с 19.04.1977 года по 11.11.1977 года в рыболовецком колхозе им. Фрунзе, так как, по мнению комиссии, невозможно определить тип судна и период навигации. С данным выводом истец не согласен, так как в спорный период он работал судоводителем колхоза им. «Фрунзе». Судно БМК-130 относится к буксирным судам, самоходное транспортное судно. Работники плавсостава имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Независимо от фактической продолжительности навигационного периода в страховой стаж работников плавсостава засчитывается полный календарный год работы, если работник отработал полную навигацию.

Также комиссией включен период работы истца в Пермском районном управлении пароходства «Волготанкер» с 01.01.1978 года по 04.03.1987 года, фактически же истец проработал до 02.06.1987 года в пароходстве «Волготанкер», что подтверждается справкой ЗАО «ПСК». Кроме того, в июне 1987 года истцу были предоставлены 14 дней отгулов, которые были оплачены и 5 дней отпуска, за которые была выплачена компенсация, указанные дни отгулов и отпуска также должны быть включены в специальный стаж.

В судебное заседание истец настаивал на исковых требованиях подтвердив вышеизложенные доводы.

Представитель ответчика иск не признала, считает правовую позицию УПФР в Кировском районе г.Перми на момент вынесения решения об отказе истцу в назначении пенсии законной и обоснованной. Период работы с 19.04.1977 года по 11.11.1977 года в рыболовецком колхозе им. Фрунзе не может быть зачтен в специальный стаж так как по архивной справке невозможно определить тип судна (предназначение судна) и период навигации. По периоду работы в судоходной компании «Волготанкер» по представленной архивной справке от 15.12.2008 года периоды навигации не определены, но было предположено, что навигация была отработана полностью. Несмотря, что смены в данной справке указаны и факт работы подтверждает архивная справка о заработной плате от 25.12.2008 года, 15.03.2010 года с РЭБ флота Дзержинского, а также факт работы подтверждается справкой от 17.03.2010 года, о том, что с 10.03.1987 года истец работал в на другой должности и на другом судне на судоремонтом участке в должности 2 штурмана -2 помощника механика танкера «Ленонефть-2038» до сдачи судна в эксплуатацию. Какую работы выполнял истец неясно, зарплата может быть начислена за любую должность, основания выдачи данной справки нет, так как направления пароходства «Волготанкер» не представлено. Направление подменного экипажа на очередное судно должно быть отражено в документах пароходства (правления, базы, флота) приказах, распоряжениях, протоколах и др. В справке от 21.06.2010 года указан период навигации с 08.05.1987 года, в период работы с 05.03.1987 года про 07.05.1987 года невозможно определить относилась ли работа к плавсоставу. Оснований выдачи справки нет. Период с 02.06.1987 года по 20.06.1987 года также не подлежит включению. Истец уволен 02.06.1987 года, принят на другую работу 08.06.1987 года. Работа на другом предприятии не относится к работе в плавсоставе. За отгулы истцу была выплачена компенсация при увольнении.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии установлены Федеральным Законом РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»:

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Исходя из буквального толкования п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года.

В соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся: оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в силу ст. 167 КЗоТ РФ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ самоходное транспортное судно это самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов;

Из архивной правки Номер от 21.01.2009 года, выданной архивным отделом Администрации Белоярского района Ханты-мансийского автономного округа – Югра следует, что по данным архивного фонда «Рыболовецкого колхоза имени «Фрунзе», документам по личному составу колхоза имени Фрунзе, истец Бондаренко О.Н. 19.04.1977 года принят судоводителем (распоряжение №19 от 19.04.1977 года ) и 11.11.1977 года уволен (распоряжение №74 от 02.11.1977 года.

Из пояснения истца следует, что в период работы в колхозе имени Фрунзе он работал на судне БМК -130, что также подтверждается данными трудовой книжки. При этом, истец уточнил, что «БМК-130» - это тип судна, а не название.

Согласно Справке № 40 от 04.03.2010 года, выданной ООО «ПСК» Подводспецстрой» БМК -130 относится к буксирным судам, самоходное транспортное средство. Назначение БМК-130 – буксировка судов и других плавучих объектов при двусменном режиме работы на большом удалении от базы. Среднегодовой навигационный период 160-180 дней. Плавсостав этих судов трудится в особых условиях, связанных с шумом, вибрацией, общим охлаждением и проходит ежегодный обязательный медицинский осмотр В связи с чем БМК-130 не может быть отнесен к портовым, служебно-вспомогательным и служебно-разъездным судам, постоянно работающим на акватории порта.

Согласно представленного паспорту катера Б 1302 проекта БМК -130 : тип и назначение судна катер проекта БМК-130 - использование в качестве малого буксира.

Также согласно представленному списку основных проектов судов рассмотренных и согласованных речным регистром РСФРС 1986 года, в данный список входит и проект БМК -130.

Таким образом, у суда нет оснований не доверять в части того, запись в трудовой книжке за 1977 год свидетельствует о работе истца на вышеуказанном типе судна.

Ответчиком доводы истца не опровергнуты.

Кроме того, согласно архивной справке от 30.12.2008 года Номер, выданной архивным отделом Администрации Белоярского района Ханты-мансийского автономного округа –Югра, колхоз имени Фрунзе расположен: с. Полноват Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области.

Уточняющая справка от 16.02.2010 года, выданная ФГУ «Обь-Иртышское государственное бассейновой управление водных путей и судоходства» содержит сведения о продолжительности навигационной обстановки на участке, на котором работал истец в спорый период - протяженность участка «Березово-Полноват-Белоярский» составляет 370 км.. Период действия судоходной обстановки на этом участке в 1977 году – с 09.05.1977 года по 20.10.1977 года составляет 165 дней.

Проанализировав вышеуказанные документы, учитывая, что в период работы в колхозе имени Фрунзе истец работал с 19.04.1977 года по 11.111.1977 года в должности судоводитель, судно, на котором работал истец относится к буксирным судам, является самоходным транспортным средством. Назначение БМК-130 – буксировка судов и других плавучих объектов при двусменном режиме работы на большом удалении от базы. Среднегодовой навигационный период на таком судне 160-180 дней. Плавсостав БМК -130 трудится в особых условиях, связанных с шумом, вибрацией, общим охлаждением и проходит ежегодный обязательный медицинский осмотр, в связи с чем БМК-130 не является портовым, служебно-вспомогательным и служебно-разъездным судном, постоянно работающим на акватории порта. Так как судом не установлено полностью ли отработан истцом навигационный период в спорный период, суд считает возможным включить в специальный стаж истца период работы с 19.04.1977 года по 11.11.1977 года (6мес. 23дн.).

По периоду работы в Пермском районном управлении пароходства «Волготанкер» установлены следующие обстоятельства.

Согласно трудовой книжке, 12.03.1978 года Бондаренко О.Н. был принят 1 штурманом -1помощник механика на танкер «Дон».

03.05.1979 года был переведен на должность капитана /дублера-механика/дублера танкера «Дон».

10.04.1980 года был переведен на должность механика капитана /дублера т/х «Пермяк»

15.03.1985 года был переведен 2 штурманом 1 помощника механика танкера «Онега»

04.04.1986 года был переведен капитаном /дублером –механиком /дублером танкера «ТН-623».

02.06.1987 года уволен, в порядке перевода.

Согласно архивной справке от 09.02.2010 года Номер (.л.д.17) по документам Пермского регионального управления пароходства «Волготанкер» за 1987 год 02.06.1987 года истец уволен с должности капитана/дублера/механика/дублера Танкера ТН-623, в связи с переводом в РЭП флота памяти Дзержинского. В ведомостях начисления заработной платы танкера ТН-623 за 1987 год значится в должности капитана/дублера-механика/дублера.

Согласно справке Номер от 17.03.2010 года истец с 10.03.1987 года работал на судоремонтном участке в должности 2-штрумана -2 помощника механика танкера «Ленонефть-2038» до сдачи судна в эксплуатацию. Оплата труда сдельная с доплатой по Положению. Навигационный оклад 192,50 рублей, на основании приказа №73л/с от 10.03.1987 года.

Согласно приказу Номер л/с от 10.03.1987 года по направлению пароходства «Волготанкер» направлен в должности 2-штрумана -2 помощника механика танкера «Ленонефть-2038» на судоремонтный участок с 10.03.1987 года. Представленные суду справки по заработной плате также подтверждают выплату зарплаты согласно занимаемой должности за 1987 год.

Как указывалось выше в специальный стаж включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за работой в плавсоставе. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. Соответственно, период работы истца на танкере «Ленонефть-2038», где он работал по направлению пароходства «Волготанкер» подлежит включению в спецстаж.

Таким образом, судом установлено, что истец в период с 05.03.1987 года по день увольнения 02.06.1987 года выполнял работу в плавсоставе на судах флота, которая подлежит включению в спецстаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, фактов обратного судом не установлено.

Истцом также заявлены требования о включении в спецстаж периода с 03.06.1987 года по 20.06.1987 года, так как в юнее 1987 году истцу были предоставлены 14 дней в счет отгулов и 5 дней в счет отпуска, а согласно п.5 ст.29 КЗоТ РСФСР в случае увольнения работника в порядке перевода на другое предприятие, за работником сохраняются все ранее приобретенные права на отпуск, отгулы и т.д..

Согласно трудовой книжке истца, архивной справке от 09.02.2010 года истец был уволен 02.06.1987 года в порядке перевода. 08.06.1987 года принят в порядке перевода в Техническое бюро начальником технологического бюро. РЭБ флота памяти Дзержинского.

Согласно архивной справке от 23.03.2009 года (л.д.16) истцу при увольнении произвели оплату и за 14 дней –отгулов, а также выплатили компенсацию за 5 дней отпуска.

В соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).

Поскольку истцу произведена оплата отгулов и компенсация за дни отпуска, в результате увольнения в порядке перевода, у Бондаренко О.Н. изменились условия и характер работы, соответственно, требования истца о включении периода с 03.06.1987 года по 20.06.1987 года не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми от 23.07.2009 года, протокол № 38, об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Бондаренко Олегу Николаевичу по п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми включить в специальный стаж работы Бондаренко Олега Николаевича, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период его работы с 19.04..1977 года по 11.11.1977 года ( 06 мес. 23 дн.) в рыболовецком колхозе им. Фрунзе и с 05.03.1987 года по 02.06.1987 года в Пермском районном управлении пароходства «Волготанекер».

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми назначить Бондаренко Олегу Николаевичу трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на нее.

Бондаренко Олегу Николаевичу в удовлетворении исковых требований в части включении периода работы с 03.06.1987 года по 20.06.1987 года специальный стаж – отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий: