возложение обязанности установить пандус



Дело № 2 – 1460/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2011 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М.,

При секретаре Хоботовой О.К.,

С участием представителя ответчика Шавриной Л.Э. – Березкина М.В., действующего по доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 07 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора Пермского края к индивидуальному предпринимателю Шавриной Л.Э. о возложении обязанности установить пандус, соответствующий требованиям законодательства,

установил:

Соликамский городской прокурор Пермского края обратился в суд с иском к ИП Шавриной Л.Э. о возложении обязанности установить у входа в аптеку «<данные изъяты>», расположенную по адресу: <АДРЕС>, пандус, соответствующий требованиям законодательства.

В обоснование доводов иска указано, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов. В ходе проверки аптеки «Таймер», расположенной по адресу: <АДРЕС>, установлено, что при функционировании аптеки права инвалидов, гарантированные ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181 от 24.11.1995 года, нарушаются и должным образом не защищены. В отношении данной категории лиц согласно требованиям ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрены меры социальной защиты в виде системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В качестве таковых, статьей 15 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и передвижения по территории Пермского края. В нарушение требований закона, несмотря на то, что при входе в здание аптеки «<данные изъяты>» имеется крыльцо со множеством ступеней, доступ инвалидов не обеспечен. В нарушение ст. 4 Закона Пермской области № 1957-424 от 27.12.2004 года вход в здание аптеки «<данные изъяты>» по <АДРЕС>, хоть и оснащен пандусом, однако, не соответствует требованиям законодательства: отсутствуют поручни. Обращение прокурора основано на положениях ст. 45 ГПК РФ. В данном случае речь идет о нарушении прав инвалидов. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы РФ, поскольку согласно. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и закона, а при таких обстоятельствах единообразное применение федеральных законов не обеспечивается.

В суд истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.

Ответчик ИП Шаврина Л.Э. в суд не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ИП Шавриной Л.Э. в суде пояснил, что Шаврина Л.Э. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Собственником нежилого помещения по <АДРЕС> является Ш. Указанное нежилое помещение с 2011 года ответчик арендует по договору аренды для осуществления фармацевтической деятельности. Пандус у входа в аптеку был установлен в июне 2011 года, в июле 2011 года ответчиком заключен договор подряда на установку поручней для пандуса. В настоящее время поручни для пандуса установлены. Кроме того, ответчик осуществляет доставку лекарств на дом.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ч. 4 названной статьи в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, исходя из положений вышеуказанной статьи нормативно закреплены требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Как установлено судом и следует из материалов дела Шаврина Л.Э. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Перми с 06.07.2010 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, свидетельством о постановке на налоговый учет, выпиской из ЕГРИП.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на ИП Шаврину Л.Э., основным видом деятельности ответчика является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами. К дополнительным видам деятельности относится: розничная торговля в неспециализированных магазинах; розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах; розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерией; прочая розничная торговля в специализированных магазинах; оптовая торговля через агентов; оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия; оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами; розничная торговля фармацевтическими товарами.

14.12.2010 года ИП Шавриной Л.Э. выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.01.2011 года Ш. является собственником нежилого помещения аптеки, общей площадью 80. 5 кв.м., расположенной на 1-м этаже 5-этажного жилого дома по адресу: <АДРЕС>, о чем в ЕГРПНИ и сделок с ним 03.11.2006 года сделана запись регистрации №....

В соответствии с договором аренды от 01.03.2011 года ИП Ш. (Арендодатель) передал во временное пользование и владение ИП Шавриной Л.Э. (Арендатор) находящееся в собственности Арендодателя нежилое помещение аптеки, общей площадью 80. 5 кв.м., расположенное на 1-м этаже 5-этажного жилого дома по адресу: <АДРЕС>, под аптеку или аптечный пункт для осуществления фармацевтической деятельности, оказания медицинских услуг сроком на 11 месяцев.

Указанное нежилое помещение Арендатором передано Арендодателю до подписания договора аренды без оформления акта приема – передачи.

В порядке надзора за исполнением законодательства о социальной защите прав инвалидов, прокуратурой г. Соликамска проведена проверка работы аптеки «<данные изъяты>», расположенной по <АДРЕС>.

В ходе проведения проверки было установлено, что вход в здание аптеки по вышеуказанному адресу оснащен пандусом, не соответствующим требованиям законодательства, а именно: отсутствуют поручни для пандуса.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

Исходя из положений норм ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и нежилое помещение аптеки «Таймер», расположенное на 1-ом этаже жилого дома.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Таким образом, ИП Шаврина, оказывающая фармацевтические услуги, которыми могут пользоваться также и лица с ограниченными физическими возможностями, обязана оборудовать вход в аптеку специальными приспособлениями, в том числе пандусами с перилами, так как их отсутствие препятствует свободному доступу инвалидов в помещение аптеки.

Проанализировав вышеизложенные доказательства в совокупности, суд находит требования Соликамского городского прокурора Пермского края о возложении обязанности установить у входа в аптеку «<данные изъяты>» по <АДРЕС>, пандус, соответствующий требованиям законодательства, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

То обстоятельство, что в настоящее время ответчиком установлены поручни для пандуса, что подтверждается представленными фотографиями, не является юридически значимым, поскольку на момент подачи искового заявления в суд (14.06.2011 года) требования истца удовлетворены не были.

Суд, при разрешении спора по существу, исходит из права истца на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и мнения истца, настаивающего на разрешении спора по существу.

Правовые основания для отказа истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать индивидуального предпринимателя Шаврину Л.Э. установить у входа в аптеку «<данные изъяты>», расположенную по адресу: <АДРЕС>, пандус, соответствующий требованиям законодательства.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий: