Дело № 2-2062/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Черепановой С.Н., с участием помощника прокурора Власовой Н.М., представителя ООО «Пермская химическая компания» Шведчиковой Г.П., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г.Перми о признании бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Пермская химическая компания» незаконным, понуждению к исполнению обязательств, установил: Прокурор Кировского района г.Перми обратился в суд с заявлением, просит признать бездействие ООО «Пермская химическая компания» в части не принятия мер по созданию локальной системы оповещения незаконным, обязать ООО «Пермская химическая компания» создать локальную систему оповещения в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование требований указано, что прокуратурой Кировского района г.Перми по обращению начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю П. проведена проверка исполнения ООО «Пермская химическая компания» требований законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлено, что ООО «Пермская химическая компания» осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов на основании лицензии №... от 16.06.2008года сроком до 16.06.2013 года. В частности, к опасным производственным объектам ООО «Пермская химическая компания» относятся площадка производства неорганических солей и кислот; площадка установки по производству гексафторбутадиена; участок транспортирования опасных веществ; склад хлора. В связи с нахождением в непосредственной близости друг от друга потенциально опасных объектов ООО «Пермская химическая компания», Пермский филиал ФГУП «...», ЗАО «...», ООО ... (организация прекратила свою деятельность как юридическое лицо) 19.11.2008 года между указанными организациями заключен договор о совместной деятельности по созданию объединенной локальной системы оповещения. Единым заказчиком выступил Пермский филиал ФГУП «...». 20.12.2008 года между Пермским филиалом ФГУП «...» и ЗАО «Компания ТехноПол» заключен договор №... на разработку проектно-сметной документации объединенной локальной системы оповещения; проектно-сметная документация выполнена в соответствии с техническим заданием, согласована в установленном порядке и представлена заказчику в полном объеме 30.11.2009 года для оплаты выполненных работ. Стоимость проекта составила 304740 руб., стоимость монтажа оборудования объединенной локальной системы оповещения составляет 5434126 руб. 11.07.2010 года между ФГУП «...», ЗАО «...», ООО «Пермская химическая компания» заключено соглашение об оплате первого этапа создания объединенной локальной системы оповещения, в рамках которого для оплаты стоимости проектно-сметной документации каждым предприятием заключены отдельные договоры с ЗАО «...». ООО «Пермская химическая компания» такой договор заключен 17.07.2010 года №.... 23.09.2010 года ООО «Пермская химическая компания» оплатило свою долю затрат за разработку проектно-сметной документации – 101580 руб. Помимо этого, ООО «Пермская химическая компания в период с июня по сентябрь 2011 года направило письма в Пермский филиал ФГУП «...» и ЗАО «...» о продолжении работ по созданию локальной системы оповещения. Генеральным директором общества на совет директоров вынесен вопрос о внесении изменений в финансовый план на 4 квартал 2011 года или 1 квартал 2012 года для финансирования строительства объединенной локальной системы оповещения. Однако, предпринятые ООО «Пермская химическая компания» меры, направленные на исполнение требований действующего законодательства, являются явно недостаточными: до настоящего времени закупка оборудования и монтаж объединенной локальной системы оповещения не произведены, какие-либо иные действия, направленные на непосредственное строительство системы оповещения, предприятием не приняты, в связи с чем требования действующего законодательства ООО «Пермская химическая компания» не соблюдены. В то же время создание локальных систем оповещения относится к мероприятиям, направленным на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, невыполнение требований федерального законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по созданию локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях является недопустимым, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Представитель прокуратуры Кировского района г.Перми в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, подтвердив вышеизложенное. Представитель ООО «Пермская химическая компания» в суде требования не признал, представил письменный отзыв на заявление, из которого следует, что на совместном заседании ООО «Пермская химическая компания» и находящихся в непосредственной близости с ним предприятиями (ПФ ФГУП «...» и ЗАО «...») и Администрации ... принято решение о создании объединенной локальной системы оповещения, в связи с чем с компанией «...» заключен договор на разработку проектно – сметной документации, в рамках которого ООО «Пермская химическая компания» выполнила свои обязательства, оплатив свою долю за проект в сумме 101580 руб. Вместе с тем ЗАО «...» и ПФ ФГУП «...» до настоящего времени оплату проекта не произвели, в связи с чем ООО «Пермская химическая компания» и ООО «...» заключили договор на разработку проектно – сметной документации на создание локальной системы оповещения для ООО «Пермская химическая компания» индивидуально и дальнейшего строительства. Также указано, что несвоевременное выполнение требований действующего законодательства о создании локальной системы оповещения произошло не по бездействию ООО «Пермская химическая компания», а в связи с не выполнением обязательств по принятым решениям ЗАО «...» и ПФ ФГУП «...». Кроме того, при принятии решения о возложении на ООО «Пермская химическая компания» обязанности создать локальную систему оповещения просит учесть сложное финансовое положение общества, сроки проведения работ (от 4-х до 12-ти месяцев) и установить срок создания локальной системы оповещения до 30.11.2012года. Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, установил. Положениями ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ «О прокуратуре») прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с п.«г» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее ФЗ № 68) организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Аналогичная обязанность организаций закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О гражданской обороне" (далее ФЗ № 28). Создание локальной системы оповещения – составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи ("Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (утв. МЧС РФ 24.12.2002)). В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 № 1544-р работы по созданию локальных систем оповещения населения организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, должны быть завершены в срок до 2010 года. Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (далее Постановление № 178) предусмотрено проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. В силу п.2 Постановления № 178 зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов установлены в радиусе до 2,5 км вокруг объектов. При этом финансирование работ по созданию локальных систем оповещения должно осуществляться на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность за счет собственных средств этих объектов; при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов (п.3 Постановления № 178). Пунктом 4 Постановления № 178 ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. Судом установлено, что ООО «Пермская химическая компания» осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов на основании лицензии №... от 16.06.2008года, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с местом осуществления лицензируемого вида деятельности: <АДРЕС>. 21.02.2008 года Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано свидетельство №... о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Пермская химическая компания», в государственном реестре опасных производственных объектов. В частности, к опасным производственным объектам ООО «Пермская химическая компания» отнесены площадка производства неорганических солей и кислот (рег. номер №... дата рег. 14.01.2003 года); площадка установки по производству гексафторбутадиена (рег. номер №..., дата рег. 26.04.2005 года); участок транспортирования опасных веществ (рег. номер №..., дата рег. 26.04.2005 года); склад хлора (рег. номер №..., дата рег. 08.11.2006 года). Из материалов дела следует, что в связи с нахождением в непосредственной близости друг от друга потенциально опасных объектов (ООО «Пермская химическая компания», Пермский филиал ФГУП «...», ЗАО «...», ООО ... (организация прекратила свою деятельность как юридическое лицо) 19.11.2008 года между указанными организациями заключен договор о совместной деятельности по созданию объединенной локальной системы оповещения. Единым заказчиком выступил Пермский филиал ФГУП «...». 20.12.2008 года между Пермским филиалом ФГУП «...» и ЗАО «...» был заключен договор №... на разработку проектно-сметной документации объединенной локальной системы оповещения. Проектно-сметная документация была выполнена в соответствии с техническим заданием, согласована в установленном порядке и представлена заказчику в полном объеме 30.11.2009 года для оплаты выполненных работ. Стоимость проекта составила 304740 руб., стоимость монтажа оборудования объединенной локальной системы оповещения составляет 5434126 руб. 11.07.2010 года между ФГУП «...», ЗАО «...», ООО «Пермская химическая компания» заключено соглашение об оплате первого этапа создания объединенной локальной системы оповещения, в рамках которого для оплаты стоимости проектно-сметной документации каждым предприятием заключены отдельные договоры с ЗАО «...». 17.07.2010 года такой договор заключило ООО «Пермская химическая компания». 23.09.2010 года ООО «Пермская химическая компания» оплатило свою долю затрат за разработку проектно-сметной документации – 101580 руб., что подтверждается платежным поручением от 23.09.2010 года №.... Помимо этого, ООО «Пермская химическая компания в период с июня по сентябрь 2011 года направило письма в Пермский филиал ФГУП «...» и ЗАО «...» о продолжении работ по созданию локальной системы оповещения. Генеральным директором общества на совет директоров вынесен вопрос о внесении изменений в финансовый план на 4 квартал 2011 года или 1 квартал 2012 года для финансирования строительства объединенной локальной системы оповещения. Таким образом, судом установлено не выполнение обязанности ООО «Пермская химическая компания» по созданию и поддержанию в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, поскольку до настоящего времени закупка оборудования и монтаж объединенной локальной системы оповещения не произведены, какие-либо иные действия, направленные на непосредственное строительство системы оповещения, предприятием не приняты. Факт несвоевременного исполнения требований действующего законодательства в части создания локальной системы оповещения представителем ООО «Пермская химическая компания» не оспаривается. Довод представителя ООО «Пермская химическая компания» о том, что затягивание исполнения возложенных законом обязательств произошло не в силу бездействия ООО «...», а по причинам невыполнения обязательств иными предприятиями, в частности ПФ ФГУП «...» и ЗАО «...», по мнению суда, не опровергает установленного, поскольку: 1) ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; 2) работы по созданию локальных систем оповещения населения организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, должны быть завершены в срок до 2010 года. Недостаточность принимаемых мер по организации локальной системы оповещения населения, имевшая место в период 2009 года по июль 2010г. не опровергается и представленным в материалы дела договором №... от 25.10.2011года, согласно которому Подрядчик (ЗАО «...») обязуется выполнить по заданию Заказчика (ООО «Пермская химическая компания») следующие работы: разработать проектно – сметную документацию на создание локальной системы оповещения ГО и ЧС предприятия и согласовать ее, поскольку данный документ не свидетельствует об исполнении ООО «Пермская химическая компания» обязанности по созданию и поддержанию в постоянной готовности локальной системы оповещения. Также суд считает не соответствующим требованиям законодательства довод представителя ООО «Пермская химическая компания» об установлении срока создания локальной системы оповещения до 30 ноября 2012года, поскольку продление установленных сроков законодательством не предусмотрено. Поскольку в судебном заседании установлен факт невыполнения ООО «Пермская химическая компания» требований федерального законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по созданию локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, что является недопустимым и может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, суд считает возможным требования прокурора Кировского района г.Перми удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Пермская химическая компания» в части создания локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях незаконным, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Пермская химическая компания» создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями законодательства. Решение в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми. Судья Н.М.Швец