включение в список избирателей



Дело № 2 – 2355/2011 года

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2011 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М.,

При секретаре Хоботовой О.К.,

С участием прокурора Толстой Е.Ю. (удостоверение №... от 23.03.2011 года)

С участием заявителя Чесноковой Н.А., представителя Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Перми Никитиной Ю.В. по доверенности, представителя администрации Кировского района г. Перми Пикулевой Т.В. по доверенности, председателя участковой избирательной комиссии № 3042 Кировского района г. Перми Бажиной В.Г. на основании удостоверения №... от 12.11.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 02 декабря 2011 года

гражданское дело по заявлению Чесноковой Н.А. о возложении на Территориальную избирательную комиссию Кировского района г. Перми обязанности по включению в списки избирателей избирательного участка № 3042 Кировского района г. Перми, вручении извещения на выборы

установил:

Чеснокова Н.А. обратилась в суд с заявлением к Отделу Управления ФМС России по Пермскому краю в Кировском районе г. Перми, Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Перми, администрации Кировского района г. Перми, избирательному участку № 3042 Кировского района г. Перми о возложении на Территориальную избирательную комиссию Кировского района г. Перми обязанности по включению в списки избирателей избирательного участка № 3042 Кировского района г. Перми, вручении извещения на выборы по месту жительства и регистрации заявителя с указанием номера в списке избирателей.

В обоснование заявления указав, что заявитель зарегистрирована по адресу: <АДРЕС> с 21 августа 2007 года, проживает по данному адресу с 12 апреля 2007 года. С 2007 года неоднократно проводились выборы в различные структуры, но заявителя в списки избирателей не включали. Приходя на голосование, всегда включали в дополнительный список. Это оскорбляет, унижает и нарушает конституционные права заявителя, имеющей постоянную регистрацию, постоянно проживающей по месту регистрации. В 2011 году заявитель решила разрешить данный вопрос. Позвонив на избирательный участок № 3042, где сказали, что вопросами включения в список избирателей они не занимаются, предоставили номер телефона ТИК. Заявитель позвонила в ТИК, где ей ответили, что они ничем помочь не могут, т.к. списки составляются миграционной службой, дали номер телефона миграционной службы. Заявитель неоднократно звонила в миграционную службу, трубку никто не берет, включается факс. Избирательные комиссии работают с 10 до 18 часов, обед с 15 до 16 часов. Все работающие в это время на работе. Считает, что нарушены ее конституционные права.

В суд заявитель Чеснокова Н.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело без нее, на требованиях настаивает.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Перми с уде требования Чесноковой Н.А. не признала, указав, что в соответствии с ФЗ от 12 июня 2022 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирателей составляются соответствующими комиссиями в целях реализации прав избирателей. Согласно частям 2,4,7,14 Закона № 67-ФЗ в списки избирателей включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке. Является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Список избирателей составляется соответствующей комиссией, в т.ч. с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, сформированных и уточненных главой местной администрации. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей на основании поступивших в участковую комиссию: официальных документов уполномоченных органов (главы местной администрации, органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, органов регистрационного учета, органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина); заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список. Порядок уточнения списков избирателей регламентирован ч. 2.3 Инструкции о составлении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва и на выборах Президента РФ, утвержденной постановлением ЦИК РФ от 14 июля 2011 года № 20/216-6. Заявитель, зная с марта 2011 года об отсутствии в основном списке избирателей, не обратилась с заявлением о включении ее в список избирателей в участковую избирательную комиссию № 3042, о чем свидетельствует список изменений, вносимых в базу данных «Население» Кировского района г. Перми, представленный в ТИК Кировского района г. Перми участковой избирательной комиссией № 3042. кроме того, Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 07 ноября 2011 года №... установлен режим работы избирательных комиссий: понедельник-пятница с 10.00 часов до 18.00 часов с перерывом на обед с 14.00 часов до 15.00 часов, в выходные и праздничные дни с 10.00 часов до 15.00 часов без перерыва на обед. Следовательно, заявитель имела возможность в установленном порядке обратиться с заявлением о внесении ее в списки избирателей, однако, не сделала этого. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель участковой избирательной комиссии № 3042 в суде требования Чесноковой Н.А. не признала, указав, что Чеснокова Н.А. на избирательный участок с заявлением не обращалась, не просила включить ее в списки избирателей, ей никто не отказывал во внесении в списки избирателей. Кроме того, заявитель вправе подойти в день выборов и принять участие в голосовании. Просила в удовлетворении требований заявителю отказать.

Представитель администрации Кировского района г. Перми в суде требования инее признала, указав, что администрацией Кировского района г. Перми на основании данные предоставленных миграционной службой, либо иными органами формируются и составляются списки избирателей, которые передаются в ТИК Кировского района г. Перми. Заявитель вправе была проверить списки избирателей и подать заявление в соответствующие органы для внесения изменений в списки, в частности о включении ее в списки избирателей. Заявитель ни в администрацию района, ни в ТИК, ни на избирательный участок с таким заявлением не обращалась. Во внесении данных о заявителе в списки избирателей отказано не было. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать заявителю в удовлетворении требований, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Одной из гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме является устанавливаемый избирательным законодательством порядок составления списков избирателей, участников референдума, в которые включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Тем самым обеспечивается реализация указанных конституционных прав.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Поскольку заявителем оспаривается действие (бездействие) ТИК Кировского района г. Перми, данное дело рассматривается Кировским районным судом г. Перми по правилам подсудности, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 260 п. 7 ГПК РФ заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно.

В силу ст. 260.1 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Материалами дела установлено, что заявитель Чеснокова Н.А. зарегистрирована с 21 августа 2007 года и проживает в жилом помещении по <АДРЕС> постоянно. Указанные обстоятельства подтверждаются заявителем; справкой, предоставленной ЖСК №... от 29 ноября 2011 года о составе лиц, зарегистрированных и проживающих в вышеуказанном жилом помещении; паспортом заявителя; а также регистрационной карточкой (форма №...) в отношении Чесноковой Н.А., предоставленной Отделом УФМС по Пермскому краю в Кировском районе г. Перми.

В соответствии со ст. 16 п.1,2,5,9,10,11 и 12 ФЗ от 12 июня 2022 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

В силу ст. 17 ФЗ № 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе составлять список избирателей, участников референдума до дня голосования - по письменным обращениям, а в день голосования - по устным обращениям явившихся в участковую комиссию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках.

Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума.

Участковая комиссия уточняет список избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

В соответствии с пунктами 2,2.1.3 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июля 2011 г. № 20/216-6 список избирателей составляется территориальной, а в случаях, предусмотренных законом, подразделом 2.2 настоящей Инструкции, - участковой комиссией. Территориальная комиссия составляет списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку.

Списки избирателей составляются территориальной комиссией на основании сведений, представляемых:

главой местной администрации муниципального района, городского округа ….

Указанной Инструкцией предусмотрен порядок уточнения списков избирателей, согласно п. 2.3.1 которого предусмотрено, что уточнение списка избирателей осуществляется участковой комиссией в период после получения списка избирателей из территориальной комиссии (его составления участковой комиссией в случаях, предусмотренных подразделом 2.2 настоящей Инструкции) и до окончания времени голосования.

Согласно п. 2.3.2 Инструкции список избирателей уточняется на основании поступивших в участковую комиссию:

заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, - в соответствии с пунктами 2.3.4 - 2.3.6 настоящей Инструкции;

Заявление избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список, рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования (п.2.3.4 Инструкции).

Решение об уточнении списка избирателей по заявлению избирателя принимается участковой комиссией незамедлительно в случае, если нет сведений о включении избирателя в список на другом избирательном участке и представленные документы не требуют дополнительной проверки, то есть:

предъявлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства на территории избирательного участка;

предъявлен паспорт, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории избирательного участка и студенческий билет, подтверждающий очную форму обучения (для курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования - военный билет) (п. 2.3.5 Инструкции).

В случае если представленные документы требуют дополнительной проверки, участковая комиссия уточняет в органах регистрационного учета граждан сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, или обращается в соответствующую территориальную комиссию для уточнения указанных сведений. При получении обращения участковой комиссии территориальная комиссия уточняет сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, в органах регистрационного учета граждан и незамедлительно направляет информацию о результатах проверки в соответствующую участковую комиссию для уточнения списка избирателей. Уточнения в список избирателей вносятся только на основании официальных документов (подтверждения) указанных органов, поступивших в участковую (территориальную) комиссию.

В случае принятия решения об отклонении заявления избирателя в нем указывается причина такого отклонения, а заверенная копия этого решения вручается заявителю.

Решение участковой комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), изменение в список избирателей вносится участковой комиссией немедленно (п. 2.3.5 Инструкции).

Из представленных списков избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва, выборов депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва 04 декабря 2011 года по избирательному участку № 3042 Кировского района г. Перми (по месту жительства и регистрации заявления), действительно, Чеснокова Н.А. не включена в списки избирателей.

При этом, судом установлено, что Чеснокова Н.А. в установленном законом порядке не обращалась с заявлением о включении ее в списки избирателей по избирательному участку № 3042.

Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями представителей ТИК Кировского района г. Перми, администрацией Кировского района г. Перми, избирательного участка № 3042 Кировского района г. Перми, а также справками администрации Кировского района г. Перми и ТИК Кировского района г. Перми от 02 декабря 2011 года о том, что Чеснокова Н.А. не обращалась с письменным заявлением о включении ее в списки избирателей по вышеуказанному избирательному участку.

Не представлено доказательств обращения с письменным заявлением о включении в списки избирателей и самой заявительницей Чесноковой Н.А.

Доводы заявителя в той части, что время работы избирательной комиссии совпадает со временем работы избирателей, что лишает избирателей возможности разрешить вопрос о включении в списки избирателей, не соответствуют действительности, поскольку

В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 07 ноября 2011 года утвержден следующий режим работы участковых избирательных комиссий: понедельник – пятница с 10.00 часов до 19.00 часов с перерывом на обед с 14.00 часов до 15.00 часов; в выходные и праздничные дни: с 10.00 до 15.00 часов без перерыва на обед.

Следовательно, заявитель Чеснокова Н.А. имела возможность обратиться в установленном порядке с заявлением о включении ее в списки избирателей.

Доводы заявителя Чесноковой Н.А. о том, что она по телефону вясняла причины невключения ее в списки избирателей, не могут быть расценены судом, как обращение в установленном законом порядке, поскольку заявитель письменное заявление о включении ее в список избирателей по избирательному участку № 3042 с приложенными к нему документами, предусмотренными ФЗ № 67-ФЗ и Инструкцией № 20/216-6, не подавала.

Материалами дела установлено, что заявитель Чеснокова Н.А. знала о том, что не была включена в списки избирателей ранее, что подтверждается списком избирателей по избирательному участку № 3042 по выборам депутатов Пермской городской думы пятого созыва 13 марта 2011 года.

Однако, с заявлением о включении ее в списки избирателей не обращалась, и не обратилась с таким заявлением до настоящего времени.

Законом предусмотрено, что обращение гражданина, в избирательную комиссию для включения в список избирателей осуществляется путем подачи письменного заявления с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства на территории избирательного участка.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение заявителя в установленном порядке в участковую избирательную комиссию, либо иной уполномоченный орган для включения в списки избирателей.

Таким образом, избирательной комиссией решался вопрос о включении Чесноковой Н.А. в списки избирателей по избирательному участку № 3042 Кировского района г. Перми, а также не принималось мотивированное решение об отказе ей во включении в вышеуказанные списки избирателей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что правовые основания для возложения на ТИК Кировского района г. Перми обязанности по включению Чесноковой Н.А. в списки избирателей избирательного участка № 3042 Кировского района г. Перми, вручении извещения на выборы по месту жительства и регистрации заявителя с указанием номера в списке избирателей, отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку действия заинтересованных лиц являются законными и обоснованными, нарушений норм действующего избирательного права со стороны территориальной избирательной комиссии, администрации района, миграционной службы и избирательного участка, равно как и прав заявителя, судом не установлено.

Кроме того, Чеснокова Н.А. не лишена своего избирательного права на участие в выборах 04 декабря 2011 года, путем непосредственного участия в день голосования и включения в дополнительные списки на избирательном участке № 3042 Кировского района г. Перми (по месту своего жительства), что не противоречит нормам действующего избирательного законодательства и не нарушает конституционных прав избирателя.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 261 ГПК РФ, суд

Решил:

Чесноковой Н.А. в удовлетворении заявления о возложении на Территориальную избирательную комиссию Кировского района г. Перми обязанности по включению в списки избирателей избирательного участка № 3042 Кировского района г. Перми, вручении извещения на выборы по месту жительства и регистрации с указанием номера в списке избирателей - ОТКАЗАТЬ.

Решение в течение 5 дней может быть обжаловано в кассационном порядке Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий: