обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2 – 2259/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2011 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М.,

При секретаре Хоботовой О.К.,

С участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района г. Перми – Сориной Е.В.Ю, представителя ответчика МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...» - Шистеровой Л.С., действующей по доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 07 декабря 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника №...» об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

установил:

Прокурор Кировского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: оборудовать пандусами и поручнями у лестниц вход в здание поликлиники, расположенной по адресу: <АДРЕС>.

В обоснование доводов иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Кировского района г. Перми совместно с представителями КРО ПКО «...» по <АДРЕС> проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в Кировском районе г. Перми установлено, что вход в здание МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...», расположенной по адресу: <АДРЕС>, оборудован пандусом, не соответствующим строительным нормам и правилам РФ №..., утвержденным государственным комитетом РФ по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от 16.07.2001 года №.... Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений» для маломобильных групп населения» установлены следующие требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения: лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема (п. 3.9); в здании должен быть как минимум один выход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного и надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14); максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0, 8 м при уклоне не более 8 %, при перепаде высот пола на путях движения 0, 2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%, в исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы, ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1, 0 м, в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения (п. 3.29). В здании МУЗ «ГСП №...» расположено детское стоматологическое отделение и ортопедическое отделение. имеющийся на крыльце пандус не обеспечивает беспрепятственный вход в здание для инвалидов, использующих кресла – коляски, так как его ширина составляет 70 см. Кроме того, данный пандус оборудован поручнем только с одной стороны. Данное нарушение влечет за собой нарушение прав граждан с ограниченными возможностями, ограничивает беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (медицинскому учреждению), что позволяет прокурору района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

В суде представитель истца на требованиях настаивала по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что 07.12.2011 года прокуратурой Кировского района г. Перми с участием КРО ПКО «...» вновь была проведена проверка МУЗ «ГСП №...», в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не были устранены.

Ответчик ИП Шаврина Л.Э. в суд не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...» в суде пояснила, что последние несколько лет финансирование отсутствует. После проведенной проверки, за счет собственных средств приварили пандусы. Кроме того, учреждением организован выезд к инвалидам на дом, в связи с чем, ни один инвалид к ним не ходит.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ч. 4 названной статьи в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, исходя из положений вышеуказанной статьи нормативно закреплены требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Как установлено судом и следует из материалов дела МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Кировского района г. Перми с 11.08.1997 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из Устава МУЗ «ГСП №...» следует, что учредителем учреждения от имени администрации города Перми выступает управление здравоохранения администрации города Перми. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и (или) учреждениях Федерального казначейства. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с законодательством РФ. Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией.

Для осуществления уставной деятельности Учреждение в своем составе имеет обособленные объекты и структурные подразделения, в том числе поликлиника по <АДРЕС>, которая включает регистратуру детского отделения, стоматологическое детское отделение, регистратура ортопедического отделения, ортопедическое отделение, административно – хозяйственная часть.

Целью деятельности Учреждения является охрана здоровья населения города Перми (п. 2.1. Устава).

Предметом деятельности Учреждения является оказание стоматологической помощи в рамках первичной медико – санитарной помощи в виде диагностики и лечения наиболее распространенных стоматологических заболеваний и других неотложных состояний, медицинской профилактики важнейших заболеваний, иной патологией зубочелюстной системы, травм челюстно – лицевой области и других неотложных состояний, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно – гигиенического образования и воспитания, проведения других мероприятий, связанных с оказанием доврачебной и амбулторно – поликлинической помощи гражданам по месту жительства, а также иных видов медицинской помощи в соответствии с заданиями учредителя, утвержденными стандартами и полученными лицензиями.

В порядке надзора за исполнением законодательства о социальной защите прав инвалидов, прокуратурой Кировского района г. Перми совместно с представителями КРО ПКО «Всероссийского общества инвалидов» проведена проверка работы МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...», расположенного по адресу: <АДРЕС>.

В ходе проведения проверки было установлено, что при входе в поликлинику расположено крыльцо с двумя лестничными пролетами, на лестницах имеется пандус шириной 700 мм, поручни расположены с одной стороны. Данный пандус не соответствует нормам СНиПа.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

Исходя из положений норм ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и нежилое помещение поликлиники, расположенное по <АДРЕС>.

Строительные нормы и правила №... «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №..., в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Таким образом, МУЗ «ГСП №...», оказывающее стоматологические услуги, которыми могут пользоваться также и лица с ограниченными физическими возможностями, обязано оборудовать вход поликлинику специальными приспособлениями, в том числе пандусами с перилами, так как их отсутствие препятствует свободному доступу инвалидов в помещение Учреждения.

Проанализировав вышеизложенные доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Кировского района г. Перми о возложении обязанности установить у входа в поликлинику по <АДРЕС>, пандусами и поручнями, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время ответчиком установлены пандусы, что подтверждается представленными фотографиями, являются необоснованными, поскольку данные пандусы не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001.

То обстоятельство, что инвалиды обслуживаются учреждением на дому, не является юридически значимым при рассмотрении данного дела.

Правовые основания для отказа истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника №...» установить у входа в поликлинику, расположенную по адресу: <АДРЕС>, пандусы и поручни, соответствующие требованиям законодательства.

Решение в течение 10 дней с момента со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий: