признание незаконным и отмена представления



Дело № 2-1845/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Головиной Н.В., с участием представителя заявителя Лежневой М.А., действующей по доверенности, помощника прокурора Власовой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Кировского района г.Перми,

установил:

Представитель ООО «Пермская сетевая компания» обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным и отменить представление прокуратуры Кировского района г.Перми от 30.06.2011года об устранении нарушений законодательства РФ о порядке предоставления коммунальных ресурсов, санитарно – эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований указано, что 30.06.2011года прокуратурой Кировского района г.Перми в адрес ООО «Пермская сетевая компания» внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ о порядке предоставления коммунальных ресурсов, санитарно – эпидемиологического законодательства. В представлении указано, что в нарушение действующего законодательства жилой дом №... по <АДРЕС> не был обеспечен горячим водоснабжением, ремонтные работы на тепловых сетях проводились ООО «Пермская сетевая компания» с нарушением установленных сроков (свыше 14 суток) по отключению систем горячего водоснабжения, каких – либо действенных мер, направленных на обеспечение бесперебойной подачи горячей воды в жилые помещения граждан, со стороны сетевой организации принято не было. Указанные нарушения свидетельствуют о недопустимом отношении руководства ООО «Пермская сетевая компания» к требованиям законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных ресурсов, а также санитарно – эпидемиологического законодательства, что грубо нарушает права граждан на нормальное жилищно-коммунальное обслуживание, а также права потребителей коммунальных услуг. Также представлением ООО «Пермская сетевая компания» рекомендовано не допускать указанных нарушений и привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства РФ.

С данным представлением ООО «Пермская сетевая компания» не согласно, поскольку оно нарушает права и законные интересы ООО «Пермская сетевая компания», не соответствует действующему законодательству в силу следующего.

Из анализа норм, определяющих обязанность организаций, эксплуатирующих тепловые энергоустановки осуществлять гидравлические испытания, срок их проведения носит лишь рекомендательный характер; никакого пресекательного срока на проведение опрессовок не содержат и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006года (далее Правила). При этом в соответствии с п.79 Правил исполнитель, которым является управляющая компания, вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение. Срок проведения гидравлических испытаний был продлен ООО «Пермская сетевая компания» для того, чтобы произвести надлежащую подготовку работы сетей ГВС (горячего водоснабжения) и отопления в осенне–зимнем периоде, в связи с чем прокуратурой незаконно возложена на ООО «Пермская сетевая компания» обязанность впредь не допускать нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам и санитарно–эпидемиологического законодательств, поскольку ООО «Пермская сетевая компания» не может предугадать результат опрессовок и провести указанные действия в установленный срок.

Кроме того, в представлении не указано, какие именно действия ООО «Пермская сетевая компания» незаконны и не соответствуют законодательству, незаконно возложена обязанность не выполнять действующие технические нормы и правила, а именно ПТЭУ.

Поскольку причиной увеличения сроков проведения гидравлических испытаний стали не зависящие ни от одного работника ООО «Пермская сетевая компания» обстоятельства (трубы не выдерживали поданное по ним давление), со стороны прокуратуры незаконно возложена обязанность по привлечению должностных лиц к ответственности.

Учитывая тот факт, что увеличение сроков проведения гидравлических испытаний произошло ввиду порыва сетей, ООО «Пермская сетевая компания» не полномочно устранять допущенные, по мнению прокуратуры, нарушения.

Также представление прокуратуры Кировского района г.Перми от 30.06.2011года нарушает права и интересы ООО «Пермская сетевая компания» на осуществление деятельности по эксплуатации тепловых сетей в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал, подтвердив изложенные обстоятельства. Дополнительно пояснил, что Постановление Правительства РФ от 23.06.2006года № 207, утвердившее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, к ООО «Пермская сетевая компания» не применяются, поскольку между ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «...» существуют отношения по поставке тепловой энергии как для нужд ГВС, так и для нужд отопления, исполнителем коммунальных услуг (в частности, горячего водоснабжения) является ООО «...», которая предъявляет жителям управляемых домов к оплате стоимость потребленной им горячей воды. Срок проведения гидравлических испытаний трубопроводов, в отличие от профилактического ремонта, СанПиН не установлен. Действия ООО «Пермская сетевая компания» являлись технологически обоснованными и не противоречили нормам законодательства, применимого к отношениям по поставке тепловой энергии.

Представитель прокуратуры Кировского района г.Перми в судебном заседании с заявленными требования не согласен, считает вынесенное прокуратурой представление законным и обоснованным по следующим основаниям. В ходе проверки по обращению гр. В. установлено отсутствие в доме №... по <АДРЕС> горячего водоснабжения с 16.05.2011года по 07.06.2011года, то есть в течение 23 дней, в связи с чем был нарушен п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, которым установлено, что подача горячего водоснабжения должна быть бесперебойной. Согласно п.п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Представление вынесено на основании информации, представленной ООО «Пермская сетевая компания», которая фактически не соответствовала действительности, так как содержала сведения о восстановлении горячего водоснабжения с 03.06.2011 года. ООО «Пермская сетевая компания» не были представлены документы обоснованности отключения горячего водоснабжения на столь длительный период и при указанных обстоятельствах. Не представлена и информация по срокам окончания гидравлических испытаний, которые, исходя из своей цели, относятся к профилактическим мероприятиям. Поскольку в договоре между ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «...» сроки проведения работ не указаны, применяется действующее законодательство. При этом, вопреки доводам заявителя, требования прокурора направлены на соблюдение ООО «...» сроков проведения ремонтных работ и не преследуют цели возложения на заявителя обязанности не выполнять действующие технические нормы и правила.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии ч.5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст.1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями ст. 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции РФ.

В судебном заседании установлено, что 01.06.2011 года в прокуратуру Кировского района г.Перми поступила жалоба В. проживающей в доме №... по <АДРЕС> на отсутствие длительное время горячей воды в доме.

В рамках проведенной прокуратурой Кировского района г.Перми по жалобе проверки было установлено, что причиной отсутствия в доме №... по <АДРЕС> горячего водоснабжения послужило проведения в период с 16 по 22 мая 2011 года ООО «...» плановых гидравлических испытаний на тепловых сетях, устранение с 23 по 27 мая 2011 года выявленных дефектов, устранение с 27 мая по 03 июня 2011 года порыва на квартальной тепловой сети, устранение с 3 по 7 июня 2011 года дефекта на трубопроводе.

При этом представленная 28.06.2011года ООО «Пермская сетевая компания» по запросу прокурора Кировского района г.Перми информация о полном восстановлении с 03.06.2011 года и подачи горячего водоснабжения на жилой дом №... по <АДРЕС> не соответствовала действительности.

Поскольку ремонтные и профилактические мероприятия ООО «...» привели к отсутствию горячего водоснабжения в многоквартирных домах более чем на 14 дней, то прокурором Кировского района г.Перми 30.06.2011 года в адрес Исполнительного директора ООО «Пермская сетевая компания» внесено представление с требованием о принятии мер к устранению нарушений положений Постановления Правительства РФ от 23.05.2066 № 307, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), а также утвержденных 07.04.2009г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 20 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Также прокурором предъявлено требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства РФ.

В качестве основного довода несогласия с указанным представлением ООО «Пермская сетевая компания» заявлено не распространение на них Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307 (далее – Правила) и утвержденных Главным государственным врачом РФ СанПиН 2.1.4.2496-09, поскольку ООО «Пермская сетевая компания» не является исполнителем коммунальных услуг.

Уставными целями и видами коммерческой организации Общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» является оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам; производство, передача, поставка электрической и тепловой энергии, оказание услуг по реализации тепловой энергии юридическим и физическим лицам; оказание услуг по канализации стоков, удалению отходов и санитарной обработке; водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды; управленческая деятельность в жилищно-коммунальном комплексе и. др (пункт 3.3 Устава).

01.01.2008 года между ООО «Пермская сетевая компания» (Поставщик) и ООО «...» (Покупатель) заключен договор №... поставки тепловой энергии в горячей воде, согласно которому Поставщик обязуется поставлять Покупателю тепловую энергию в горячей воде (на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию), а Покупатель – принимать и оплачивать принимаемую энергию.

Исходя из согласованной 27.06.2008 года сторонами преамбулы, следует, что в возникших правоотношениях ООО «...» выступает в качестве энергоснабжающей организацией, ООО «...» - как организация, заключившая договоры управления многоквартирными домами с собственниками помещений и осуществляющей передачу коммунальных услуг собственникам помещений (протокол согласования разногласий к договору).

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Из содержания пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 (далее - Правила), следует, что исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Таким образом, к числу исполнителей относятся ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют продажу коммунальных ресурсов.

С учетом изложенных обстоятельств доводы представителя заявителя о том, что на деятельность ООО «Пермская сетевая компания» не распространяются положения вышеуказанного законодательства, суд считает не состоятельными.

Согласно пункта 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Исходя из положений пункта 7 Правил, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Согласно пункту 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу пункта 10 Правил при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Приложения №... к Правилам допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п.10 Правил.

Согласно статье 1 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009года № 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496 – 09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Пунктом 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения и распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В соответствии с пунктом 4.12.3 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, оказание услуг по предоставлению потребителям тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11).

В судебном заседании установлен факт отсутствия в доме №... по <АДРЕС> горячего водоснабжения в период с 16 мая по 07 июня 2011 года (23 дня), что было связано с действиями ООО «ПСК».

Из них с 16 по 22 мая 2011 года по предварительному согласованию с органами местного самоуправления проводились гидравлические испытания тепловых сетей (опрессовка), в последующий период с 23 мая по 07 июня 2011 года подача тепловой энергия не осуществлялась в связи с устранением дефектов (ремонта), выявленных в результате гидравлических работ (опрессовки), порыва на квартальной тепловой сети.

Из пояснений ... ООО «Пермская сетевая компания» М. следует, что гидравлические испытания – ежегодная процедура, которая проводится с целью выявления дефектов, устранение которых относится к аварийному ремонту.

Из показаний свидетеля Б. следует, что одновременно с опрессовкой тепловых сетей возглавляемые им работники на протяжении трех недель проводили аварийный ремонт ТК 124, обеспечивающего подачу горячего водоснабжения дома №... по <АДРЕС>.

Проанализировав изложенное, суд считает, что целью планового проведения гидравлических испытаний (опрессовка) является выявление и предотвращение возникновения в период эксплуатации тепловой сети аварийных ситуаций, что относит данный вид работ к профилактическим мероприятиям, срок проведения которых с необходимостью отключения систем горячего водоснабжения не должен превышать 14 суток.

Поскольку требования законодательства в этой части ООО «...» соблюдены не были, то прокурор Кировского района г.Перми имел основания для принятия мер прокурорского реагирования, в том числе внесения представления об устранении нарушений законодательства РФ о порядке предоставления коммунальных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, которое, вопреки доводам заявителя не возлагает на ООО «...» обязанности не выполнять действующие технические нормы и правила.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ФЗ "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21 данного Федерального закона (п. 3 ст. 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст. 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений ФЗ "О прокуратуре РФ", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст. 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 и абз. четвертый 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Следовательно, положения ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ", наделяющие прокурора (его заместителя) правом вносить подлежащее безотлагательному рассмотрению представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, при том что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О).

Проанализировав изложенное, суд считает, что правовые основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Кировского района г.Перми от 30.06.2011 года отсутствуют, поскольку прокурор при рассмотрении жалобы В. действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а само по себе представление принудительной силой не обладает, что не может расцениваться как нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 245 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Кировского района г.Перми от 30.06.2011года об устранении нарушений законодательства РФ о порядке представления коммунальных ресурсов, санитарно – эпидемиологического законодательства, – отказать.

Решение в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.

Судья Н.М.Швец