признание незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка



Дело № 2 – 2438/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М.

При секретаре Хоботовой О.К.,

С участием представителя истца Габова С.В. – адвоката Соловьевой М.Е. по доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 22 декабря 2011 года

Гражданское дело по иску Габова С.В. к департаменту земельных отношений администрации г. Перми, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка по выкупной стоимости и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность по выкупной стоимости

Установил :

Габов С.В. обратился в суд с заявлением к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <АДРЕС>, по выкупной стоимости и возложении обязанности по предоставлению указанного земельного участка в собственность по выкупной цене.

В обоснование доводов указано, что на основании договора купли – продажи незавершенного строительством жилого дома от 02.04.2009 года Габов С.В. является собственником незавершенного строительством жилого дома, расположенного по <АДРЕС>, дом без номера. Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 10 марта 2010 года. В соответствии со справкой о резервировании адреса № 23 августа 2010 года, выданной ..., незавершенному строительством жилому дому зарезервирован адрес: <АДРЕС>. На основании распоряжения начальника департамента земельных отношений между департаментом земельных отношений администрации г. Перми (арендодателем) и Габовым С.В. (арендатором) 01 октября 2010 года заключен договор №... аренды земельного участка, имеющего кадастровый номер №..., площадью 1650 кв.м., расположенного по <АДРЕС>, на котором находится указанный выше объект незавершенного строительства. Земельный участок был передан истцу по акту приема – передачи от 01 ноября 2010 года, на что сделано указание в п. 4.1. договора аренды. В сентябре 2011 года истец обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность по выкупной цене, установленной законодательством РФ. Департамент земельных отношений администрации г. Перми письмом отказал заявителю в предоставлении земельного участка по выкупной стоимости, указав, что он может быть предоставлен только по рыночной стоимости. Считает данный отказ Департамента незаконным. В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В соответствии с ФЗ РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти – до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти – до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех – до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Таким образом, требования Департамента о выкупе земельного участка по рыночной цене не основаны на законе. Здания, строения, сооружения. Объекты, незавершенные строительством – это объекты капитального строительства, неразрывно связанные с землей. Именно связь с землей является определяющим признаком недвижимости. Считает, что в соответствии с земельным законодательством как собственник объекта недвижимости имеет право на оформление в собственность земельного участка под объектами недвижимости. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствие с п. 3 ст. 28 ФЗ РФ «О приватизации государственного или муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенные на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ФЗ РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса РФ» земельные участки предоставляются в собственность по выкупной стоимости собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. В соответствии с Решением Пермской городской думы №... от 08.11.2005 года «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Перми», налоговые ставки установлены в размере 0,1 % в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства. В связи с изложенным, отказ Департамента является незаконным, нарушает права истцов и подлежит отмене.

В суд истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель истца в суде требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель департамента земельных отношений администрации г. Перми в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представил письменное пояснение, из которого следует, что истец обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка под незавершенный строительством жилой дом. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся – здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено. Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих земельных участках здания, строения, сооружения. Хотя, в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в п. 5 Закона. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного или муниципального имущества» № 178-ФЗ, переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений п. 2 ст. ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ. К настоящему делу данные случаи не относятся. В силу ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ земельные участки в собственность по выкупной стоимости предоставляются собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой предоставление земельного участка возможно лишь собственникам зданий, строений сооружений. Согласно п. 6.4. Решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 года №... «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми» под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются по рыночной оценке. Кроме того, письмом Правительства РФ от 25.02.2011 года разъяснено, что внесение изменений в ст. 36 ЗК РФ в части дополнения соответствующими положениями о предоставлении земельных участков под объекты незавершенного строительства, повлечет возможность приобретения прав на земельные участки любыми лицами, начавшими и не завершившими строительство. В связи с чем, в удовлетворении требований просят отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи от 02.04.2009 года Габов С.В. является собственником незавершенного строительством индивидуального жилого дома лит. АА по адресу: <АДРЕС>. Право собственности зарегистрировано в Управлении ФРС по Пермскому краю 10 марта 2010 года, выдано свидетельство о государственной регистрации права.

В соответствии со справкой о резервировании адреса №... от 23.08.2010 года, выданной Департаментом планирования и развития территории г. Перми, незавершенному строительством жилому дому (лит. АА) в Кировском районе зарезервирован адрес: <АДРЕС>.

На основании распоряжения начальника департамента земельных отношений №... от 27.08.2010 года между департаментом земельных отношений администрации г. Перми (арендодателем) и Габовым С.В. (арендатором) 01.11.2010 года заключен договор №... аренды земельного участка, имеющего кадастровый номер №..., площадью 1650 кв.м., расположенного по <АДРЕС>, на котором находится указанный выше объект незавершенного строительства.

Земельный участок был передан истцу по акту приема – передачи от 28.08.2010 года, на что сделано указание в п. 4.1. договора аренды.

Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования – под строительство жилого дома (лит. АА).

06 сентября 2011 года истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с просьбой заключить договор купли-продажи по выкупной стоимости на спорный земельный участок.

Письмом начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми №... от 12 сентября 2011 года истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене, поскольку в соответствии с подпунктом 6.4 статьи 6 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 года №... «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми» под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной оценке.

Положениями с п. 5 ч.1 ст.1 ЗК РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В связи с чем, в порядке реализации указанного принципа гражданин - собственник недвижимого имущества вправе при определенных условиях претендовать на получение в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, с тем, чтобы привести к единству судьбу земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Данное право закреплено и в ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Исходя из положений данной нормы закона, а также положений ст. 28 ЗК РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 130 ГК РФ незавершенное строительством здание относится к объектам недвижимости, и собственник вправе приобрести в собственность земельный участок, на котором находится данное строение.

С учетом этого, истец, являясь собственником строения, вправе приобрести земельный участок, на котором это строение находится, по выкупной цене, в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса РФ».

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц ( п. 4 ст. 28 ЗК РФ ).

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

С учетом изложенного и при наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся в данном случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, оснований для ограничительного толкований ст. 36 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не имеется.

Право собственности истца на объект незавершенного строительства зарегистрировано. Земельный участок предоставлялся под строительство данного объекта. При таких обстоятельствах истец вправе приобрести расположенный под этим объектом земельный участок в собственность по выкупной цене в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.

Следовательно, правовые основания для отказа в предоставлении Габову С.В. земельного участка в собственность по выкупной цене, отсутствовали.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности, учитывая, что отказ Департамента земельных отношений, является необоснованным, нарушает права заявителя, суд считает возможным удовлетворить требования истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать решение департамента земельных отношений администрации г. Перми №... от 12 сентября 2011 года об отказе в предоставлении Габову С.В. в собственность земельного участка площадь. 1650 кв. м, расположенного по адресу: <АДРЕС> по выкупной стоимости незаконным.

Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Габову С.В. земельный участок площадью 1650 кв. м, расположенный по адресу: <АДРЕС>, кадастровый номер №... в собственность по выкупной стоимости, заключив с ним договор купли – продажи.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий: