признание недействительным решения в части, включение стажа работы в специальный стаж



Дело № 2-199/2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М.,

при секретаре Хоботовой О.К.

с участием истца Галямшина Р.Ш., представителя ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Перми – Шулятьевой О.Ф. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 12 января 2012 года

гражданское дело по иску Галямшина Р.Ш. к Управлению пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми (государственное учреждение) о признании недействительным решения в части, включении стажа работы в специальный стаж, назначении пенсии

установил:

Галямшин Р.Ш. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Кировском районе г. Перми о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в Кировском районе г. Перми от 03 ноября 2011 года (Протокол №...) об отказе во включении в специальный трудовой стаж периодов: службы в вооруженных силах в должности фельдшера с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года (2 года 10 дней) и нахождения на курсах повышения квалификации с 12 января 2004 года по 21 февраля 2004 года (01 месяц 10 дней) и об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и о включении в специальный стаж работы вышеуказанных периодов и назначении пенсии с момента обращения с заявлением, т.е. с 31 октября 2011 года.

В обоснование доводов иска, указав, что истец работает в ... кабинете МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...» в должности врача стоматолога хирурга. 31 октября 2011 года обратился в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной деятельности. 03 ноября 2011 года (протокол №...) комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством включен в специальный стаж период работы продолжительностью 28 лет 03 месяца 14 дней, при требуемом 30 лет. В специальный стаж не включены: период военной службы в Советской Армии по призыву в должности фельдшера с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года (02 года 10 дней) без указания оснований невключения указанного периода; а также курсы повышения квалификации с 12 января 2004 года по 21 февраля 2004 года (01 месяц 10 дней) со ссылкой на п. 5 правил исчисления периодов работы, дающей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ № 173. Итого, в специальный стаж не включено 2 года 1 месяц 20 дней. Соответственно, комиссией принято решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия необходимого специального стажа. С решением в части отказа во включении в специальный стаж работы периодов прохождения службы в должности фельдшера и нахождения на курсах усовершенствования, не согласен. Считает, что решение в указанной части является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. С 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР в качестве фельдшера, что подтверждается военным билетом и справкой, предоставленной военкоматом на основании личного дела. Служба в вооруженных силах имела место после окончания медицинского училища, в военной части проходил службу в качестве фельдшера, оказывал медицинскую помощь военнослужащим и местному населению, т.е. по своей непосредственной специальности, в должности предусмотренной Списком. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в рядах Вооруженных Сил СССР, при этом согласно абз.2 п.4 Положения в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР независимо от стажа работы в должностях, предусмотренных Списком. Учитывая указанные требования закона, считает, что период службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в специальный стаж работы. Исключение из стажа по специальности данного периода означает лишение приобретенного им права, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.2,18,54,55,57 Конституции РФ, поскольку закон, ухудшающий положения гражданина, не имеет. Кроме того, поскольку истец работает в муниципальном учреждении, в соответствии с действующим законодательством, его трудовая деятельность регулируется нормами трудового законодательства. В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. На основании приказа истец направлялся на курсы повышения квалификации. Прохождение курсов повышения квалификации осуществлялось с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ограничение его прав на социальное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации по сути законодателем приравнивается к выполнению работником своих обязанностей. Прохождение усовершенствования необходимо для осуществления лечебной деятельности. В связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для исключения указанного периода из периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии на основании п. 4 Правил от 11.07.2002 года. Следовательно, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми об отказе во включении в специальный стаж периода прохождения курсов повышения квалификации является также незаконным, и не порождающим правовых последствий со дня его принятия. Истец обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии 31 октября 2011 года. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии) за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Поскольку стаж работы истца с учетом спорных периодов, на момент обращения за пенсией составил 30 лет 05 месяцев 04 дня (расчет: 28 лет 03 месяца 14 дней + 2 года 1 месяц 20 дней = 30 лет 05 месяцев 04 дня), на ГУ - УПФР в Кировском районе г. Перми должна быть возложена обязанность по назначению истцу трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента возникновения права на указанную пенсию, т.е. с момента обращения – 31 октября 2011 года.

В суде истец на иске настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми иск не признала, пояснив, что требования истца являются необоснованными. Согласно действующему законодательству период службы в армии не включается в специальный стаж. Указанный период засчитывался в специальный стаж до утраты силы на территории РФ с 01 октября 1993 года постановления Сомвмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Курсы повышения квалификации в соответствии с действующим законодательством также не подлежат включению в специальный стаж. Поскольку на дату обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, специальный стаж истца составлял 28 лет 03 месяца 14 дней, то правовые основания для ее назначения отсутствовали.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством, суд.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушенного права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» правила исчисления периодов работы и назначения трудовой пенсий утверждаются Правительством РФ, согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за этот период страховых взносов в ПФ РФ либо взносов на государственное социальное страхование до 1.01.1991 г., периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В судебном заседании установлено, что 31 октября 2011 года Галямшин Р.Ш. обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми для оформления и назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специальный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет составил 30 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол №... от 03 ноября 2011г.) Галямшину Р.Ш. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа, т.к. комиссия не включила в специальный трудовой стаж следующие периоды трудовой деятельности: на основании п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года: отпуска без сохранения заработной платы с 15 февраля 1989 года по 21 февраля 1989 года (07 дней) и курсы повышения квалификации с 12 января 2004 года по 21 февраля 2004 года (01 месяц 10 дней). Всего не включено в специальный стаж 01 месяц 17 дней. Кроме того, в специальный стаж Галямшина Р.Ш. не включен период военной службы в Советской Армии по призыву в должности фельдшера с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года (02 года 10 дней) без указания оснований невключения указанного периода. В специальный стаж включен стаж работы 28 лет 03 месяца 14 дней.

Обоснованность исключения периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы из стажа работы истицей не оспаривается.

Из представленного в суд диплома следует, что Галямшин Р.Ш. с 1975 года по 1978 год проходил обучение в .... По окончании ему присвоена квалификация фельдшера.

Как следует из записей в трудовой книжке, справок, уточняющих условия работы, Галямшин Р.Ш., после окончания медицинского училища, работал с 01 апреля 1978 года по 05 октября 1978 года на ... в должности фельдшера. Уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии.

Из справки предоставленной из военкомата Кировского района г. Перми и военного билета, судом установлено, что Галямшин Р.Ш. с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года проходил военную службу в Советской Армии по призыву в должности фельдшера в течение всего периода службы в режиме полного рабочего дня.

После демобилизации Галямшин Р.Ш. 28 ноября 1980 года зачислен в ... слушателем подготовительного отделения, впоследующем проходил обучение в ... в период с 1981 года по 1986 год.

Решением государственной экзаменационной комиссии от 28 июня 1986 года Галямшину Р.Ш. присвоена квалификация врач-стоматолог.

С 15 августа 1984 года по 22 июля 1986 года Галямшин Р.Ш. работал в МУЗ «Городская клиническая больница №...» в ... отделении стационара в должности медбрата.

С 01 августа 1986 года по 23 июля 1987 года истец работал в МУЗ «городская стоматологическая поликлиника №...» в ... отделении в должности врача стоматолога интерна. С 03 августа 1987 года по 05 августа 1990 года истец работал в МУЗ «...» в поликлинике в должности врача стоматолога.

С 06 августа 1990 года по настоящее время Галямшин Р.Ш. работает в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №...» в ... кабинете в должности врача стоматолога хирурга.

Факт прохождения Галямшиным Р.Ш. курсов повышения квалификации с 12 января 2004 года по 21 февраля 2004 года подтверждается приказом №... от 12 января 2004 года о направлении на тематическое усовершенствование по циклу «воспалительные процессы и травм ЧЛО» с сохранением заработка.

На основании изложенного, оценив в совокупности доводы сторон, представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец служил в армии с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года в качестве фельдшера, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Суд при разрешении данного спора по существу исходит из того, что на момент осуществления Галямшиным Р.Ш. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Галямшиным Р.Ш. службы в рядах Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

Принимая во внимание, что на момент обращения Галямшина Р.Ш. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, в период нахождения на курсах повышения квалификации за Галямшиным Р.Ш. сохранялся средний заработок, место работы, производились отчисления взносов на государственное социальное страхование, в соответствии со ст. 196 ТК РФ за истицей сохранялся весь объем гарантий при повышении своей квалификации.

Проанализировав действующее трудовое и пенсионное законодательство, суд считает, что нахождение на курсах повышения квалификации, связано с лечебной деятельностью в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вышеуказанные периоды должны быть включены в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Кроме того п. 9 Правил не содержит в своем перечне периоды прохождения курсов повышения квалификации, как периодов, не включаемых в период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Этот перечень является исчерпывающим, в соответствии с действующим законодательством не подлежит расширительному толкованию.

Курсы усовершенствования пройдены истцом во исполнение своих должностных и функциональных обязанностей, непосредственно связаны с его трудовой деятельностью и являются необходимым атрибутом для осуществления дальнейшей лечебной деятельности.

Поэтому время нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж.

Таким образом, решение комиссии от 03 ноября 2011 года (протокол №...) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не соответствует закону, поскольку спорные периоды службы в рядах Советской Армии и нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Истец обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии 31 октября 2011 года.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии) за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Из материалов пенсионного дела следует, что специальный стаж работы истца с учетом спорных периодов, на момент обращения за пенсией составил 30 лет 05 месяцев 04 дня (расчет: 28 лет 03 месяца 14 дней + 2 года 1 месяц 20 дней = 30 лет 05 месяцев 04 дня).

С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на ГУ - УПФР в Кировском районе г. Перми обязанность по назначению истцу трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента возникновения права на указанную пенсию, т.е. с момента обращения – 31 октября 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми (протокол №... от 03 ноября 2011г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Галямшину Р.Ш. и в части исключения из специального стажа Галямшина Р.Ш. службы в Советской Армии в должности фельдшера с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года (2 года 10 дней) и нахождения на курсах повышения квалификации с 12 января 2004 года по 21 февраля 2004 года (01 месяц 10 дней) – незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Галямшина Р.Ш. периоды службы в Советской Армии в должности фельдшера с 25 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года (2 года 10 дней) и нахождения на курсах повышения квалификации с 12 января 2004 года по 21 февраля 2004 года (01 месяц 10 дней).

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми назначить Галямшину Р.Ш. досрочную трудовую пенсию по старости момента обращения, т.е. с 31 октября 2011 года.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке Пермский краевой суд через Кировский райсуд г. Перми.

Председательствующий: